г. Москва |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А41-5299/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2012.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В. Б.,
судей Латыповой Р. Р., Долгашевой В. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Некоммерческое партнерство по освоению земельных участков "Онуфриево": Гусев Д.Н., доверенность от 17.08.2012,
от заинтересованных лиц -
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Миловидов М.В., доверенность N 131-Д от 11.04.2012,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились,
от третьих лиц -
Истринский отдел филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: не явились,
Министерство экологии и природопользования Московской области: Мосяков А.В., доверенность N 53 от 28.12.2011,
рассмотрел 10 декабря 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 03.07.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 02.10.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Макаровской Э.В., Бархатовым В.Ю., Мищенко Е.А.,
по заявлению Некоммерческого партнерства по освоению земельных участков "Онуфриево" (ОГРН:1075000004640)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об оспаривании действий, кадастровых стоимостей земельных участков и обязании совершить определенные действия.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Истринский отдел филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
УСТАНОВИЛ: Некоммерческое партнерство по освоению земельных участков "Онуфриево" (далее - заявитель, НП ОЗУ "Онуфриево") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом первой инстанции, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области) о/об:
- признании незаконными с момента их совершения действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно размера кадастровых стоимостей и его удельного показателя в отношении земельных участков разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с/пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16;
- признании незаконными с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей земельных участков сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16;
- обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровые стоимости относительно кадастровых стоимостей и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, в соответствии с их рыночной стоимостью с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в базу кадастра недвижимости, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 700 рублей 43 копеек за 1 кв. м площади участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к делу привлечены: Истринский отдел Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, заявленные НП ОЗУ "Онуфриево" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных НП ОЗУ "Онуфриево" требований. Ссылается на неправильное истолкование положений распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - распоряжение от 23.12.2009 N 121-РМ), на то, что определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя осуществлялось в соответствии с нормами действующего законодательства, путем умножения площади земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости для земель соответствующего вида разрешенного использования. Указывает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, тем не менее, заявителем для установления рыночной стоимости представлен отчет N 566-ОЦ от 14.09.2011, тогда как решением суда рыночная стоимость устанавливается в 2012 году. Приводит доводы о том, что судами неправильно определен предмет доказывания по делу и, соответственно, настоящее дело разрешено с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства; что судами не исследовались вопросы относительно соблюдения порядка утверждения результатов произведенной оценки земель.
В отзыве, поступившем на кассационную жалобу, НП ОЗУ "Онуфриево" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области и представитель третьего лица - Истринского отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
Представители НП ОЗУ "Онуфриево", Управления Росреестра по Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области не возражали против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области, Истринского отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель НП ОЗУ "Онуфриево" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области поддержал позицию Управления Росреестра по Московской области, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, НП ОЗУ "Онуфриево" является собственником 341 земельного участка сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, находящиеся по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав и не оспаривается заинтересованными лицами.
Кадастровая стоимость в отношении всех перечисленных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 419 рублей 80 копеек за 1 кв. м.
НП ОЗУ "Онуфриево", считая незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, НП ОЗУ "Онуфриево" суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку в распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ земельные участки с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно отсутствуют, иным распоряжением кадастровая стоимость или удельный показатель кадастровой стоимости в отношении указанных земельных участков не установлен, то действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно размера кадастровых стоимостей и его удельного показателя в отношении спорных земельных участков необоснованны и незаконны. Доказательств обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 419 рублей 80 копеек Управлением Росреестра по Московской области не представлено. Вместе с тем, в обоснование рыночной стоимости спорных земельных участков заявителем представлен отчет оценщика N 566-ОЦ, правильность выводов которого установлена экспертным заключением. Заинтересованными лицами названный отчет N 566-ОЦ в установленном порядке не оспорен, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялись.
Апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения, тем самым полностью согласившись с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Заявленные НП ОЗУ "Онуфриево" требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В данном же случае судом первой инстанции спор был разрешен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства. Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам искового производства, согласился с выводами суда первой инстанции, оставив в силе его решение о признании незаконными: действий Управления Росреестра по Московской области с момента их совершения по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно размера стоимостей и его удельного показателя в отношении земельных участков, стоимостей земельных участков с момента внесения их в государственный кадастр недвижимости; а также обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровые стоимости относительно кадастровых стоимостей и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в базу кадастра недвижимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кроме того, суд первой инстанции и апелляционный суд не учли, что по правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Принимая во внимание, что фактически спор по существу заявленных требований не разрешен, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду первой инстанции необходимо рассмотреть настоящий спор по общим правилам искового производства, установить и исследовать значимые для дела обстоятельства на основании всестороннего и полного изучения доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2012, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу N А41-5299/12 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.