г. Москва |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А41-5299/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Гулий Ю.С.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2012 г. по делу N А41-5299/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению Некоммерческого партнерства по освоению земельных участков "Онуфриево" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица - Истринский отдел филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области об оспаривании действий, кадастровых стоимостей земельных участков и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство по освоению земельных участков "Онуфриево" (далее - заявитель, НП ОЗУ "Онуфриево") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом первой инстанции) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области) о/об:
- признании незаконными с момента их совершения действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно размера кадастровых стоимостей и его удельного показателя в отношении земельных участков разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с/пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16;
- признании незаконными с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей земельных участков сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16;
- обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровые стоимости относительно кадастровых стоимостей и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие НП ОЗУ "Онуфриево" и расположенные по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, в соответствии с их рыночной стоимостью с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в базу кадастра недвижимости, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 700 рублей 43 коп. за 1 кв.м. площади участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Истринский отдел Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области сводятся к тому, что исполнение решения приведет к изменению величины налога на спорные земельные участки с момента внесения сведений о кадастровой стоимости. В качестве доводов апелляционной жалобы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ссылается, в частности, на то, что определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя осуществлялось в соответствии с нормами действующего законодательства, путем умножения площади земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости для земель соответствующего вида разрешенного использования; что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, тем не менее, заявителем для установления рыночной стоимости представлен отчет N 566-ОЦ от 14.09.2011, решением суда рыночная стоимость устанавливается в 2012 г.; судом не учтено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб не явились представители Истринского отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Некоммерческого партнерства по освоению земельных участков "Онуфриево" против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в судебном акте, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая их необоснованными, а решение суда - законным.
Выслушав представителей Некоммерческого партнерства по освоению земельных участков "Онуфриево", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, НП ОЗУ "Онуфриево" является собственником 341 земельного участка сельскохозяйственного назначения разрешенное использование под дачное хозяйство с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, находящиеся по адресу: Московская область, Истринский р-н, с\пос. Онуфриевское, дер. Алексеевка, д. 16, что удостоверено свидетельствами о государственной регистрации прав и не оспаривается заинтересованными лицами.
Кадастровая стоимость в отношении всех перечисленных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2.419 рублей 80 коп. за 1 кв.м.
НП ОЗУ "Онуфриево", считая незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам.
В соответствии с п. 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ. Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Истринского муниципального района определена в размере от 808,707 руб. до 2419,803 руб.
Судом установлено, что земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования установлен - под дачное хозяйство. Вышеуказанные земельные участки не принадлежат дачным объединениям. Доказательств обратного суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пунктом 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Так, п. 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Из содержания п.п. 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ указание на земельные участки заявителя отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и как следствие сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно п. 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно отчету N 566-ОЦ, составленному 14.09.2011 ООО "Фонд ТТС" по заказу заявителя, об определении рыночной стоимости права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами с 50:08:090223:12 по 50:08:090223:352 включительно, принадлежащие заявителю, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки составляет 700 рублей 43 коп, за 1 кв.м. площади оцениваемых участков.
В п. 14 указанного Отчета содержатся итоговые рыночные стоимости права собственности на вышеуказанные земельные участки в зависимости от площади участков.
Правильность выводов оценщика, содержащихся в отчете, установлена экспертным заключением РОО на отчет N 566-ОЦ, составленным в соответствии с "Положением о порядке проведения экспертизы отчетов об оценке объектов оценки ООО РОО", утвержденной Советом РОО от 18 ноября 2009 г. Согласно выводам эксперта Отчет соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, а также соответствует Федеральным Стандартам оценки (ФСО), обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности и утвержденными приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. NN 254,255,256. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации. Соответственно, в кадастр недвижимости внесены недостоверные данные о кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков. Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области, касающееся утверждения удельного показателя кадастровой стоимости и самой кадастровой стоимости спорных земельных участков, отсутствует.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11 "Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.... Права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка... Требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной стоимости земельного участка...".
Заинтересованными лицами представленный заявителем отчет N 566-ОЦ, составленный 14.09.2011 ООО "Фонд ТТС", в установленном порядке не оспорен; ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялись ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции. В судебном заседании по рассмотрению апелляционных жалоб представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подтвердили, что сам размер рыночной стоимости, указанной в отчете, не оспаривается; от заявления ходатайства о проведении экспертизы отказались.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2012 г. по делу N А41-5299/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5299/2012
Истец: Некоммерческое партнерство по освоению земельных участков "Онуфриево", НП по освоению земельных участков "Онуфриево"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московская область
Третье лицо: Истринский отдел Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2014 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13877/12
22.09.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9867/14
05.12.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11579/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-5299/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13877/12
02.10.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6957/12
03.07.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-5299/12