г. Москва |
|
11 декабря 2008 г. |
Дело N А41-6463/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Петровой В.В., Тихоновой В.К.
при участии в заседании: от заявителя - ОАО "ММЗ "Вымпел" - Моргунов Д.Б., доверенность от 15.10.08 г. б/н, Фадеев А.М., доверенность от 04.09.08 г. б/н, от ответчика - от Администрации города Бронницы МО - Герасимова Н.Г., доверенность от 26.12.07 г. N 2178, удостоверение N 29, Дрозденко Р.Г., доверенность от 18.03.08 г. N 530, удостоверение N 2, от третьего лица - Минимущество Московской области - Круглова М.С., доверенность от 26.12.07 г. N ис-13877, удостоверение N 00039,
рассмотрев 04 декабря 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (заявитель) (наименование лица, подавшего кассационную жалобу, и его процессуальное положение) на постановление от 15 сентября 2008 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Ханашевичем С.К., Диаковской Н.В., Минкиной Г.Т. (фамилии, инициалы судей, принявших решение, определение, постановление)
по заявлению ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (наименование истца)
к Администрации города Бронницы Московской области (наименование ответчика)
о признании незаконными действий (предмет иска)
третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (далее - ОАО "ММЗ "Вымпел") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействие) Администрации города Бронницы Московской области, выраженные в виде отказа (исх. N 534 от 18.03.2008) в выкупе ОАО "ММЗ "Вымпел" земельных участков, указанных в заявлении о выкупе (письмо исх. N 4/23 от 23.01.2008; вх. N 84/4/08 от 24.01.2008), по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков в отношении ОАО "ММЗ "Вымпел" и об обязании Администрацию г. Бронницы вынести решение о продаже земельных участков, указанных в заявлении о выкупе (письмо исх. N 4/23 от 23.01.2008; вх. N 84/4/08 от 24.01.2008), ОАО "ММЗ "Вымпел" по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Требования, предъявленные со ссылкой на нормы ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.01.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", мотивированы тем, что заявитель имеет право выкупа земельных участков по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков, поскольку здания и сооружения, расположенные на этих участках ранее находились в государственной собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что ОАО "ММЗ "Вымпел" имеет право приобрести спорные земельные участки по льготной цене, поскольку на данных земельных участках находятся здания, строения и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности и приобретенные им у ранее приватизировавшей их организации.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2008 года решение отменено, в удовлетворении требований отказано.
Апелляционный суд посчитал, что заявитель не имеет права на приобретение спорных земельных участков по льготной цене, поскольку он получил объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках в результате совершения гражданско-правовой сделки с другим хозяйственным обществом - ЗАО "Бронницкий", а не в результате приватизации государственного или муниципального имущества.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "ММЗ "Вымпел", которое считает, что при принятии постановления апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, закон не устанавливает соответствующих ограничений для выкупа земельных участков по льготной цене, если заявитель явился приобретателем объектов недвижимости, отчужденных из государственной собственности в результате сделок или по решению суда.
В судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы, назначенном на 01 декабря 2008 года, был объявлен перерыв на 04 декабря 2008 года 15 часов 00 минут.
В судебном заседании кассационного суда представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы, в ней изложенные просил постановление отменить.
Представитель Администрации г. Бронницы и Минимущества МО возражали против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать. От Администрации представлен отзыв на кассационную жалобу, содержащий доводы о том, что ОАО "ММЗ "Вымпел" не является первым правообладателем приватизированного недвижимого имущества, поэтому выводы апелляционного суда являются правомерными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционного суда в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, 24 января 2008 года ОАО "ММЗ "Вымпел" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) и в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 обратился к Администрации г. Бронницы Московской области с заявлением от 23.01.2008 г. исх. N 4/23 (вх. N 84/4/08) о принятии решения о предоставлении в собственность за плату по цене в размере два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков:
- земельный участок площадью 2580 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0011, расположенный в Московской области, г. Бронницы, примерно 80 м по направлению на юго-запад от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда;
- земельный участок площадью 5559 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0009, расположенный в Московской области, г. Бронницы, примерно 120 м по направлению на северо-восток от ориентира птичник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 4830 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0013, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 25 м по направлению на северо-восток от ориентира картофелехранилище ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 3900 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0002, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 350 м по направлению на юго-восток от ориентира конюшня ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 14208 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0015, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 100 м по направлению на юг от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы;
- земельный участок площадью 587 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 02:0001, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 60 м по направлению на северо-восток от ориентира акклиматизатор ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 5000 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0007, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 30 м по направлению на юго-восток от ориентира телятник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 2951 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 41:0013, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 6 м по направлению на запад от ориентира Арочный склад ООО "Сортсемовощ", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пер. Каширский;
- земельный участок площадью 3033 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 41:0014, расположенный в Московской области, г. Бронницы, установлено относительно ориентира Здание зернохранилища, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пер. Каширский;
- земельный участок площадью 5061 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0014, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира телятник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 7583 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0003, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 280 м по направлению на юго-запад от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы;
- земельный участок площадью 18500 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0003, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 20 м по направлению на юго-запад от ориентира склад минеральных удобрений ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 2004 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0001, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 50 м по направлению на юго-восток от ориентира конюшня ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 7000 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0012, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 130 м по направлению на юго-запад от ориентира здание картофелехранилища ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд.
Администрация г. Бронницы Московской области своим письмом от 19.02.2008 N 338 сообщила, что для согласования проектов постановлений и договора купли-продажи земельных участков в Министерстве имущественных отношений Московской области необходимо предоставить справки о ставке земельного налога, выдаваемые МРИ МНС России N 1 по Московской области, так как земельные участки приобретаются в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Впоследствии, ОАО "ММЗ "Вымпел" в своем письме исх. N 18/23 от 27.02.2008 выразило несогласие по данному требованию Администрации.
Также ОАО "ММЗ "Вымпел" с сопроводительным письмом исх. N 1/08Д от 07.03.2008 представило Администрации дополнительные документы, подтверждающие, что здания, строения и сооружения, расположенные на испрашиваемых земельных участках, ранее находились в государственной собственности и были приватизированы из государственной собственности Акционерным обществом закрытого типа "Бронницкий", от которого ОАО "ММЗ "Вымпел" получил эти объекты недвижимости по решению суда.
18 марта 2008 года Администрация города Бронницы Московской области, рассмотрев заявленные требования ОАО "ММЗ "Вымпел" по вопросу льготного выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города, своим письмом N 534 отказало.
При этом сообщило, что земельные участки, заявленные к выкупу по пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" не соответствуют нормам и обязательным признакам, закрепленными данной статьей, поскольку права ОАО "ММЗ "Вымпел" на здания, строения и сооружения установлены решением арбитражного суда, то есть не были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при выкупе ОАО "ММЗ "Вымпел" земельных участков будут применены нормы пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
В то же время судами также установлено, что Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании соглашений об отступном от 14.05.2005 N 1 и N 2, заключенных в соответствии с определениями суда от 19.01.2005 и 14.04.2005, и актов приема-передачи недвижимого имущества от ЗАО "Бронницкий" к ОАО "ММЗ "Вымпел" зарегистрировано право собственности ОАО "ММЗ "Вымпел" на эти здания, строения и сооружения и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 14.06.2005 г.
При этом, согласно постановлению Главы г. Бронницы Московской области от 30.12.2005 N 1010 и от 06.04.2006 N 207 право постоянного (бессрочного) пользования под производственными зданиями и сооружениями ЗАО "Бронницкий" общей площадью 93949 кв.м. прекращено.
Рассмотрев заявленные по настоящему делу требования, апелляционный суд на основании правильного применения норм материального права сделал обоснованные выводы о том, что заявитель не может быть отнесен к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") определяется субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности вышеуказанных лиц на эти здания, сооружения, строения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для вышеуказанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении вышеуказанными лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007), до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) устанавливает использование различных правовых режимов выкупа земельных участков для лиц, имевших право на приватизацию государственного или муниципального имущества (положения пункта 1 данной статьи), и лиц, приобретших права собственности объекты недвижимости вследствие последующих гражданско-правовых сделок (положения пункта 2 данной статьи).
Вместе с тем, как правильно указал апелляционный суд, ОАО "ММЗ "Вымпел" не может быть отнесено к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания на спорных земельных участках приобретены заявителем в результате совершения гражданско-правовой сделки, а не в порядке приватизации государственного или муниципального имущества.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении ВАС РФ от 17 октября 2008 года N 13938/08.
В связи с изложенным, постановление апелляционного суда является законным и обоснованным, доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке постановления, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 15 сентября 2008 года по делу А41-6463/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Волков |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.