г. Москва |
|
02 августа 2011 г. |
Дело N А40-120650/10-72-482 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии:
от заявителя - Галактионова В.А., дов. от 08.12.2010 N 25, Огаркова Е.А., дов. от 11.03.2011 N 50,
от заинтересованных лиц: от Москомархитектуры - Щербаковой М.М., дов. от 11.01.2010 N 001-03-1/0, от Комитета по культурному наследию г. Москвы - Рутто Д.Р., дов. от 01.07.2011 N 16-02-393/1-38,
рассмотрев 26 июля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы - заинтересованного лица
на решение от 18.01.2011
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 07.04.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Гончаровым В.Я., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-120650/10-72-482
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный парк развлечений и туризма" (ОГРН 1027700558126) к Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Комитету по культурному наследию г. Москвы
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Международный парк развлечений и туризма" (далее - ООО "Международный парк развлечений и туризма", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными изложенного в письме от 28.07.2010 N ГПЗУ-245/с решения Комитета по культурному наследию г. Москвы (далее - Москомнаследие) об отказе в согласовании выдачи градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) с кадастровым номером 770102021015, расположенного по адресу г. Москва, Софийская набережная, вл. 18/8, стр. 1, вл. 20, стр. 1, а также оформленного письмом от 06.08.2010 N 001-ГПЗУ-1675/о-(0)-5 решения Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (далее - Москомархитектура) об отказе в выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка. Также просило обязать Москомархитектуру выдать обществу ГПЗУ в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.04.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Москомархитектура подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом сослалась на расположение спорного земельного участка в границах охранной зоны объекта культурного наследия - ансамбля Московского Кремля, на отсутствие объективной необходимости получения обществом ГПЗУ по причине установленных в отношении участка ограничений по градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании представители Москомархмитектуры, Москомнаследия поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ООО "Международный парк развлечений и туризма" просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, ООО "Международный парк развлечений и туризма" на основании договора аренды земельного участка от 31.05.2000 N М-01-016399 и дополнительного соглашения к нему от 11.06.2004 использует земельный участок площадью 1190 кв. м. по адресу г. Москва, Софийская набережная, вл. 18/8, стр. 1, вл. 20, стр. 1, предоставленного в пользование в целях реконструкции комплекса зданий и его дальнейшего использования.
11.06.2010 общество обратилось в Москомархитектуру с заявлением о выдаче ГПЗУ вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 06.08.2010 N 001-ГПЗУ-1675/о-(0)-5 Москомархитектура уведомила общество о преждевременности оформления ГПЗУ по указанному адресу до утверждения в установленном порядке режимов использования земель и градостроительных регламентов на территорию соответствующего квартала, поскольку земельный участок расположен в границах объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Также обществу был возвращен представленный комплект документов.
Основанием для такого решения Москомархитектуры послужило письмо Москомнаследия от 28.07.2010 N ГПЗУ-245/с о преждевременности оформления ГПЗУ по указанному адресу.
Общество оспорило указанные решения Москомнаследия и Москомархитектуры в судебном порядке.
Рассматривая спор, суды установили, что градостроительный план земельного участка испрашивался обществом как собственником расположенных на земельном участке зданий для реконструкции (капитального ремонта) находящегося в аварийном состоянии здания с заменой несущих конструкций и усилением опор.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) представление градостроительного плана является обязательным для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Данное требование ГрК РФ воспроизведено также в пункте 5.1 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 801-ПП).
Согласно статье 44 ГрК РФ подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу пункта 1.2 Положения о порядке разработки, оформления и утверждения в городе Москве по заявлениям физических и юридических лиц градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 801-ПП, подготовка ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, арендатора, пользователя земельного участка, расположенного на территории города Москвы, в том числе имеющего намерение осуществить проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1.3 данного Положения установлено, что подготовка, утверждение, регистрация и выдача ГПЗУ осуществляются Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Согласно пункту 5.10 Положения подготовка ГПЗУ в отношении земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия производится при наличии положительного заключения Комитета по культурному наследию города Москвы.
С учетом изложенного суды двух инстанций правильно указали, что ГПЗУ не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, по своему содержанию таковым не является, может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке, содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах поставленного на кадастровый учет земельного участка.
Также суды правильно отметили, что нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность отказа в выдаче ГПЗУ по такому основанию как преждевременность его выдачи.
Само по себе нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство или реконструкция объектов капитального строительства, не может служить достаточным основанием для отказа в выдаче ГПЗУ.
Расположение земельного участка на территории зоны строгого регулирования застройки может являться основанием для отражения информации об этих ограничениях в ГПЗУ, но не основанием для отказа в его выдаче.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не содержит запрета на проведение ремонтных работ собственниками зданий, находящихся в охранной зоне.
Суды справедливо исходили из того, что сама по себе необходимость наличия ГПЗУ для получения заинтересованным лицом разрешения на реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства не может расцениваться как обстоятельство, обуславливающее решение уполномоченного органа в отношении выдачи либо согласования выдачи ГПЗУ. Намерение лица осуществить действия, связанные с капитальным ремонтом объекта капитального строительства на земельном участке, не может являться основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, поскольку одно лишь наличие ГПЗУ не позволяет осуществлять такие действия без соблюдения установленного разрешительного порядка.
Таким образом, установив факт представления обществом полного комплекта документов для получения ГПЗУ в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП и от 19.05.2009 N 455-ПП, и обоснованно сославшись на отсутствие в законодательстве, регулирующем использование земель охранных зон объектов культурного наследия, ограничений в отношении подготовки и согласования ГПЗУ, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Москомнаследия и Москомархитектуры правовых оснований для отказа в согласовании оформлении градостроительного плана, затребованного ООО "Международный парк развлечений и туризма".
Доводы кассационной жалобы фактически представляют собой позицию Москомархитектуры по делу и не свидетельствуют о незаконности обжалованных судебных актов, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 января 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2011 года по делу N А40-120650/10-72-482 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В.Туболец |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.