г. Москва |
|
4 сентября 2013 г. |
Дело N А40-59077/12-42-259 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Малюшина А.А., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца: Семикин Д.С., дов. от 09.01.2013
от ответчика: Минфин России - Кузнецова А.В., дов. от 04.02.2013 N 01-10-08/13
рассмотрев в судебном заседании 28 августа 2013 года кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
на решение от 18 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Красниковой И.Э.,
и постановление от 04 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятого судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.
по делу по иску открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" (г.Вологда, ОГРН 102350087003)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН 1037739085636); Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (г. Вологда, ОГРН 1023500901654)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Вологдаэлектротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 9 335 711 руб. 34 коп., а также к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области о взыскании убытков в размере 49 181 866 руб. 83 коп., связанных с перевозкой в Вологодской области в 2010 году отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистр льготников, на троллейбусном транспорте истца на основании единых именных льготных месячных проездных билетов, введенных в действие законом Вологодской области от 10.12.2007 г. N 1704-ОЗ на основании ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерацией (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 18 декабря 2012 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 04 апреля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 9 335 711 руб. 34 коп.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области убытков размере 49 181 866 руб. 83 коп. отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик - Министерство финансов Российской Федерации, обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своей кассационной жалобе истец просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, как принятые с нарушением норм процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в указанной части, в остальной части оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы истца.
Представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ответчика по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Ответчик - Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки городским автобусным транспортом и получение прибыли.
В обоснование исковых требований истец указал, что в 2010 году осуществлял в Вологодской области перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд и включенных в федеральный и региональный регистр в общественном троллейбусном транспорте на основании единых именных льготных месячных проездных билетов, введенных в действие законом Вологодской области от 10.12.2007 г. N 1704-ОЗ, в связи с чем понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определённой расчётным методом, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации и за счет казны Вологодской области.
Выплаченная истцу из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителей - федеральных льготников, провозной платы.
При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 44, 63 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности возмещения расходов истца, рассчитанных в соответствии с методикой, содержащейся в Постановлении Росстата N 9 от 19.01.2007 г.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчёта размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчётного метода, в том числе на основании методики федерального органа государственной статистики (постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 г. N 1476/07, от 05.02.2008 г. N 16069/07, от 25.01.2011 г. N 9621/10, от 26.04.2011 г. N17828/10, от 25.07.2011 г. N5481/11).
В расчёте убытков истца использованы следующие показатели: вид транспорта (троллейбус); количество льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных федеральным и региональным льготникам ЕИЛМПБ); стоимость обычного (не льготного) месячного проездного билета; стоимость ЕИЛМПБ; доля истца в общем объеме пассажирских перевозок (город + пригород); сумма, полученная от реализации ЕИЛМПБ; сумма компенсации из бюджета.
Расчет иска в указанной части были проверен судом, признан верным, произведенным в соответствии с нормами гражданского права и правовой позицией ВАС РФ.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2992/09, от 25 января 2001 года N 9621/10, от 26 апреля 2011 года N 17828/10, от 25 июля 2011 года N 5481/11.
Суд кассационной инстанции находит правильным применение судом положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации при недостаточности выделенных средств за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 г. N 147/07, от 05.02.2008 г. N 16069/07, от 05.02.2008 г. N 12479/07, от 23.06.2009 г. N 2992/09, от 25.01.2011 г. N 9621/10, от 26.04.2011 г. N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных расходов.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой и апелляционной инстанции правомерно признал расчет истца в указанной части обоснованным.
Вместе с тем, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов Российской Федерации.
В 2008 году порядок финансирования равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан был закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 802 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации". Согласно ст. 1. Правил, "Настоящие Правила определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Для реализации данной нормы на территории Вологодской области принят закон от 10.12.2007 г. N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", устанавливающий правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки в целях обеспечения транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории области.
Во исполнение закона N 1704-ОЗ на территории области было принято постановление Правительства Вологодской области от 30.01.2008 г. N 138, регламентирующее процедуру предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также порядок предоставления и расходования средств на реализацию закона N 1704-ОЗ.
Указанным постановлением утвержден порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому льготному месячному проездному билету.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что расчет истца не подлежит применению.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2013 года по делу N А40-59077/12-42-259 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В.Нечаев |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.