город Москва |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А40-22260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ИФК": Маркушевича Р.Э. (дов. N 390 от 10.12.2014 г.);
от ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Решетникова Д.К. (дов. N 33-Д-959/13 от 27.12.2013 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Решетникова Д.К. (дов. N 4-47-736/4 от 01.09.2014 г.);
рассмотрев 11 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 г.,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-22260/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Финансовая Компания" (ОГРН 1087746813604; 125222, г. Москва, ул. Митинская, д. 20)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
УСТАНОВИЛ: на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) договора аренды земельного участка N М-08-038069 от 07 сентября 2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Финансовая Компания" (далее - ООО "ИФК", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, общей площадью 6 856 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Митинская, вл. 18, вл. 20 для эксплуатации объектов складских предприятий, сроком аренды до 08 августа 2006 г.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и уведомления арендодателя об изменении (введении)ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы N 670-ПП от 27 ноября 2012 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого является истец, была установлена в размере 63 702 455 руб. 44 коп.
Постановлением Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 г., согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, применяемая в период с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г., составила 64 434 127 руб. 76 коп.
Согласно отчету N АО-58/13 от 16 января 2014 г. "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 6 856 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Митинская, вл. 18, вл. 20", выполненного независимым оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ" (далее - ООО "АКТИВ-ОПТИМ") по заказу ООО "ИФК", по состоянию на 01 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 12 520 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет прошел экспертизу в некоммерческом партнерстве "Межрегиональный союз оценщиков" (экспертное заключение N 87/03-14 от 05 февраля 2014 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "ИФК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об изменении кадастровой стоимости земельного участка с общей площадью 6 856 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Митинская, вл. 18, вл. 20, в период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. равной его рыночной стоимости в размере 12 520 000 руб. 00 коп., и в период с 01 января 2014 г. равной его рыночной стоимости в размере 12 520 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 г., исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 6 856 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Митинская, вл. 18, вл. 20, равной его рыночной стоимости 12 520 000 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г. Суд также обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку истец не является лицом, уполномоченным заказать оценку земельного участка, находящегося в государственной собственности, представленный истцом отчет не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости, а других доказательств истцом не представлено, избранный обществом способ защиты не соответствует действующим нормам Закона об оценке. Также указывают, что суды неправомерно сослались на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ИФК" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчете об оценке N АО-58/13 от 16 января 2014 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что согласно отчету ООО "АКТИВ-ОПТИМ" N АО-58/13 от 16 января 2014 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 6 856 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002008:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Митинская, вл. 18, вл. 20, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 12 520 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки N 1 - 5, поскольку в представленных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Принимая во внимание изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 г. по делу N А40-22260/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.