г. Москва |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А40-88579/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Государственного казенного учреждения "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа": Москаленко С.В. по дов. от 15.09.2014 N 3,
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: Кузлева К.В. по дов. от 12.12.2014 N 05-08-2840/14,
рассмотрев 13 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2014 года,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2014 года,
принятое судьями Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-88579/14
по заявлению государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" (ИНН: 7737532313, ОГРН: 1087746796796, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.43, корп.5)
к Управлению Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ИНН: 7704221753, ОГРН: 1037704036974, 121019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1)
о признании незаконным постановления от 19 мая 2014 года N 1103-579/2013 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" (далее - ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО", учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - административный орган) об отмене постановления от 19.05.2014 N 1103-579/2013 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г.Москвы).
Решением от 25 июля 2014 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 06 октября 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу, полагая, что при вынесении оспариваемых судебных актов неправильно применены нормы права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель административного органа возражал по доводам кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.12.2013 административным органом по адресу: г. Москва, ул. Затонная, д. 1 выявлен факт отсутствия одного возрастного дерева породы тополь.
По результатам проведенного расследования должностные лица Управления Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы пришли к выводу, что в действиях (бездействии) учреждения усматриваются нарушения пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 7.3, 7.3.1, 7.3.2 и пункта 9.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП (далее - Правила).
Полагая, что нарушения указанных пунктов Правил образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.17 КоАП г.Москвы, 25.03.2014 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении заявителя, а 19.05.2014 - оспариваемое по делу постановление, которым учреждение признано виновным в совершении указанного выше правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Полагая постановление от 19.05.2014 N 1103-579/2013 незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Так, согласно части 2 статьи 4.17 КоАП г.Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - трехсот шестидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2.9 Правил под содержанием объектов озеленения понимается комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Как обоснованно полагает Учреждение, в разделе 4 Правил изложены меры по содержанию зеленых насаждений (пункты 4.1 - 4.6.9).
В пунктах 6.1 - 6.7 Правил изложены меры по контролю состояния зеленых насаждений.
В пунктах 7.1.3, 7.1.8 Правил изложены правила инвентаризации зеленых насаждений и отображения результатов инвентаризации.
В пунктах 9.1 - 9.3 Правил изложены требования к охране зеленых насаждений, перечислены обязанности владельцев территорий, перечислены действия, совершение которых на озелененной территории запрещено.
Таким образом, из содержания части 2 статьи 4.17 КоАП г.Москвы и пункта 2.9 Правил следует, что "нарушение правил содержания зеленых насаждений", т.е. объективная сторона административного правонарушения, должна состоять в нарушении пунктов 4.1 - 4.6.9 Правил.
Из материалов дела не следует, что учреждение допустило нарушение раздела 4 Правил и суды не ссылались на нарушение указанных пунктов 4.1 - 4.6.9 Правил.
Пункт 9.3 Правил также подлежит применению при условии причинения вреда зеленым насаждениям.
Между тем судами факт причинения вреда зеленым насаждениям не установлен, учреждению вменяется нарушение Порядка проведения актуализации паспортов учетного участка и планировочного решения и благоустройства территории, установленного пунктом 7.3 Правил.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.02.2014 по делу N А40-58803/13.
Осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, суды, исследовав и оценив доказательства, правильно установили фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы права, в связи с чем суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отмены принятых по делу решения и постановления и принятии нового решения об удовлетворении заявления, не передавая дело на новое рассмотрение.
При этом доводы кассационной жалобы об истечении срока давности привлечения учреждения к административной ответственности и прекращения производства по делу судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанная норма КоАП г.Москвы входит в систему законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации и статьями 1, 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в связи с чем оспариваемое постановление вынесено с соблюдением годичного срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2014 года по делу N А40-88579/14 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 19.05.2014 N 1103-579/2013.
Председательствующий судья |
С.В.Краснова |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.