г. Москва |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А40-84026/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО "Аркада" - Нечепай Ю.А. доверенность от 08 марта 2015 года,
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Правительство Москвы - Бушуев Б.А. доверенность от 17 февраля 2015 года N 4-47-196/5,
ДГИ г. Москвы - Бушуев Б.А. доверенность от 30 декабря 2014 года N 33-Д-854/14,
рассмотрев 17 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Аркада"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 февраля 2014 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 ноября 2014 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С.,
по заявлению ЗАО "Аркада" ОГРН 1115027003959)
о признании кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости,
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица: Правительство г.Москвы; ДГИ г.Москвы
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Аркада" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом заявленных и принятых судом, уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:65 общей площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Неверовского, вл. 9, путем установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в размере 5735091 руб. 22 коп. с удельным показателем стоимости 25376 руб. 51 коп. на метр квадратный с момента вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что несоответствие кадастровой и рыночной стоимости земельного участка, учитывая порядок исчисления арендной платы в процентном соотношении к кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", нарушает права общества как арендатора данного земельного участка, в связи с необоснованным повышением арендной платы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Правительства Москвы, ДГИ г. Москвы возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ЗАО "Аркада" является собственником здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0006005:65 площадью 226 кв. м по адресу: Москва, ул. Неверовского, д. 9, для эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей, предоставленного ему на основании договора долгосрочной аренды от 11 февраля 2000 года.
В связи с проведением кадастровой оценки земель города Москвы и вступлением в силу с 01 января 2013 года результатов государственной оценки земель города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы", а также в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2012 года N 477-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы", кадастровая стоимость земельного участка 77:05:0011008:33 по состоянию на 01 января 2012 года составила 13 856 066 руб. 78 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости составил 61 310 руб. 03 коп. за 1 кв. м.
Поскольку размер земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику ООО ООО "Эксперт-Коммерц", согласно отчету которого от 30 апреля 2013 года N 098/2-0313-УР рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:65 по состоянию на 01 января 2012 года составляет 8 475 226 руб.
Полагая, что завышенная кадастровая стоимость влечет необоснованное увеличение арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости общество обратилось в суд.
Суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке), пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что требования общества направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка (по состоянию на 01 января 2012 года), поскольку по состоянию на 01 января 2013 года утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, общество требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на иную (новую) дату в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлял.
При обращении в суд заявитель обосновывал свои требования со ссылкой на отчет от 30 апреля 2013 года N 098/2-0313-УР рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:65 по состоянию на 01 января 2012 года.
Согласно толкованию положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, изложенному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2014 года утверждены результаты оценки по состоянию на 01 января 2013 года. Данное Постановление действовало по состоянию на дату рассмотрения спора по существу. Тем не менее, истец настаивал на определении кадастровой стоимости равной ее рыночной определенной по состоянию на 1 января 2012 года, требования не изменил. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанная обществом рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
Применив вышеуказанные положения законодательства с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды обоснованно указали, что при наличии новой кадастровой стоимости, установленной на момент рассмотрения дела и не оспоренной в установленном порядке, внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости за предыдущие периоды нельзя считать правомерным.
В этой связи суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости равной ее рыночной определенной по состоянию на 1 января 2012 года.
Вместе с тем, обоснованы доводы общества кассационной жалобы, относительно незаконности выводов об отсутствии у арендатора права на оспаривание кадастровой стоимости. Указанные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлениях от 28 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 в соответствии с которой споры, связанные с определением, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект. Между тем, указанный ошибочный вывод судов не привел к принятию неправильного решения, поскольку спор по существу рассмотрен с учетом представленных доказательств и отчета оценщика.
Поскольку спор по настоящему делу возник в связи с оспариванием заявителем результатов кадастровой стоимости в соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, в редакции закона от 30 ноября 2011 года N 346-ФЗ, который устанавливал альтернативный способ защиты нарушенного права и не содержал в себе положений о необходимости предварительного досудебного обращения в комиссию, выводы апелляционного суда относительно нарушения истцом требований статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности несостоятельны.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2014 года по делу N А40-84026/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.