город Москва |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А41-35447/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца ЗАО "АВК": Тугаева В.Ю. (ордер N 01 от 06.04.2015 г.) - не допущен;
от ответчика Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района: не явились, извещены;
рассмотрев 06 апреля 2015 г. в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 г.,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2015 г.,
принятое судьями Игнахиной М.В., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-35447/13
по иску закрытого акционерного общества "АВК" (ОГРН 1025005124935; 140108, Московская область, Раменский район, г. Раменское, ул. Народное имение, д. 12)
к Администрации Раменского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005120073; 140102, Московская область, Раменский район, г. Раменское, ул. Комсомольская, д. 2), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района (ОГРН 1025005119974; 140102, Московская область, Раменский район, г. Раменское, ул. Комсомольская, д. 2)
о понуждении к заключению договора купли-продажи на определенных условиях,
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2012 г. по делу N А41-35502/11, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2012 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2012 г., удовлетворены исковые требования закрытого акционерного общества "АВК" (далее - ЗАО "АВК", общество, истец) об обязании Администрацию Раменского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ЗАО "АВК" на праве собственности земельного участка площадью 4 122 кв.м., кадастровый номер 50:23:0110147:50, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народное имение и в месячный срок направить в адрес ЗАО "АВК" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110147:50, расположенного по адресу: Московская область, город Раменское, улица Народное имение, с предложением о заключении такого договора.
На основании указанного решения Главой Администрации Раменского муниципального района издано постановление N 4027 от 29 декабря 2012 г. "О предоставлении ЗАО "АВК" в собственность за плату под строительство платной автостоянки и станции обслуживания автомобилей земельного участка, расположенного в городском поселении Раменское Раменского муниципального района Московской области".
Согласно пункту 1 названного постановления прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 4 122 кв.м., принадлежащим на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования на землю от 14 декабря 1995 г. N 2299 ЗАО "АВК".
Пунктом 2 постановления предоставлен в собственность за плату ЗАО "АВК" земельный участок площадью 4 122 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0110147:50 общей площадью 4 122 кв.м., местонахождение: Московская область, г. Раменское, ул. Народное имение, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей", на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО "АВК" на праве собственности в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Пунктом 3 указанного постановления Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района предписано заключить с ЗАО "АВК" договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, установленной в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) и Законом Московской области от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон о регулировании земельных отношений).
Во исполнение указанного постановления Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района в адрес ЗАО "АВК" был направлен договор купли-продажи земельного участка, полученный обществом 06 марта 2013 г., пунктом 2 (2.1) которого цена земельного участка была определена в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 339 710 руб. 00 коп.
По данным кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 06 марта 2013 г. N МО-13/3В-224441 кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 4 122 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0110147:50 составляет 15 598 060 руб. 20 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости составил 3 784 руб. 10 коп.).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 15 апреля 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена на 01 июня 2012 г.
Не согласившись с условием договора о цене, ЗАО "АВК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района с иском об обязании в месячный срок со дня вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 4 122 кв.м., кадастровый номер 50:23:0110147:50, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Московская область, город Раменское, улица Народное Имение (далее - спорный земельный участок), с предложением о заключении договора по цене 212 060 руб. 00 коп.
В обоснование исковых требований истцом указано на то, что выкупная цена спорного земельного участка должна составлять 2,5 % от кадастровой стоимости, поскольку общество обратилось с заявлением о выкупе до 01 июля 2012 г., в связи с чем расчет должен производиться от кадастровой стоимости, действовавшей на момент обращения с таким заявлением.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2014 г., исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию Раменского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда направить в адрес ЗАО "АВК" проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 4 122 кв.м., кадастровый номер 50:23:0110147:50, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенных по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народное Имение, с предложением о заключении договора по цене равной 212 060 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2014 г. решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2013 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2014 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанцией указал, что суды удовлетворяя исковые требования и обязывая Администрацию Раменского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда направить в адрес ЗАО "АВК" проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 4 122 кв.м., кадастровый номер 50:23:0110147:50, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенных по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народное Имение, с предложением о заключении договора по цене равной 212 060 руб., не учли, что во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2012 г. по делу N 35502/11 Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района направил в адрес ЗАО "АВК" договор купли-продажи земельного участка от 06 марта 2013 г., подписанный председателем Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Будкиным С.И.
ЗАО "АВК" не согласно с условием указанного договора, а именно с пунктом 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 06 марта 2013 г., которым определено, что цена участка установлена в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ, Постановлением Правительства Московской области от 02 мая 2012 г. N 639/16 в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 339 710 руб., полагая, что выкупная цена земельного участка должна составлять 2,5 % от кадастровой стоимости.
Следовательно, при рассмотрении настоящего спора судам надлежало применить положения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверить соблюдение порядка заключения договора и разрешить вопрос о разногласиях, возникших при заключении договора, указав в резолютивной части решения в какой редакции должен быть изложен спорный пункт договора.
Между тем, суд обязал направить проект договора с предложением о заключении договора по цене 212 060 руб., в то время как подписанный со стороны Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района договор купли-продажи земельного участка уже был направлен.
Суд кассационной инстанции указал, что в результате принятия оспариваемых судебных актов не достигнута цель обращения общества в суд, не выполнено требование гражданского законодательства о заключении переданного на рассмотрение суда договора в обязательном порядке.
В резолютивной части решения суда первой инстанции не отражены выводы суда по спорному условию договора (пункт 2.1), не указано в какой редакции он принят.
При новом рассмотрении дела суду предложено учесть изложенное, предложить истцу уточнить исковые требования, рассмотреть разногласия сторон по спорному условию договора с учетом положений законодательства о выкупной цене земельного участка, отразив в резолютивной части решения выводы по спорному условию договора (пункт 2.1), установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела истец уточнил заявленные требования и просил обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда заключить с ЗАО "АВК" договор купли-продажи земельного участка, площадью 4 122 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0110147, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народное Имение, в редакции направленного Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области договора купли-продажи земельного участка, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции "2.1 Цена участка установлена в размере 212 060 (двести двенадцать тысяч шестьдесят) рублей.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2015 г., заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию Раменского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда заключить с ЗАО "АВК" договор купли-продажи земельного участка, площадью 4 122 кв.м., с кадастровым номером 50:23:0110147:50, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство платной автостоянки и станции техобслуживания автомобилей, расположенных по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народное Имение, в редакции направленного ЗАО "АВК" Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области Договора купли-продажи земельного участка, имеющийся у сторон, изложив пункт 2.1 указанного Договора в следующей редакции "2.1 Цена участка установлена в размере 212 060 руб.". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационных жалобах Администрация Раменского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку общество не относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в пределах 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "АВК" не поступил.
От ЗАО "АВК" в заседание суда кассационной инстанции явился Тугаев В.Ю., представив ордер N 01.Арб. от 06 апреля 2015 г., который не был допущен к участию в судебном заседании, поскольку не была представлена доверенность на представление интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 59 и 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения по утвержденной федеральным органом юстиции форме. В иных случаях адвокат представляет доверенность.
Соответствующие разъяснения даны в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 82 (пункт 9) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Подтверждение представительских полномочий ордером возможно только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, что к данному делу не относится.
В заседание кассационной инстанции представители истца и ответчиков не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона о введении в действие Земельного кодекса), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды исходили из того, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При этом судами установлено, что общество с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка обратилось в администрацию 28 июля 2008 г., то есть в пределах срока установленного статьей 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса и, следовательно. право на выкуп земельного участка возникло у общества именно по льготной цене, действовавшей до 01 июля 2012 г. в размере 212 060 руб. 00 коп., согласно кадастровой выписке о земельном участке N МО-11/ЗВ/1-710224 от 30 ноября 2011 г. с кадастровым номером 50:23:011047:50 (8 482 374 руб. 26 коп. х 2,5 %).
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
В кассационных жалобах приводятся доводы о том, что выкупная цена земельного участка должна составлять 15 % от его кадастровой стоимости, поскольку постановление Главы Раменского муниципального района N 4027 было издано после 01 июля 2012 г.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенные доводы, суды указали, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату общество обратилось в администрацию 28 июля 2008 г., т.е. в пределах установленного законом срока, а длительное рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка не должно повлечь для добросовестного заявителя неблагоприятных последствий, связанных с таким рассмотрением.
Суд кассационной инстанции согласен с приведенными выводами суда.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2015 г. по делу N А41-35447/13 оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.