г. Москва |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А40-119459/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Борзыкина М.В.,
судей: Калининой Н.С., Русаковой О.И.,
при участии в заседании:
от истца -
общество с ограниченной ответственностью "ТЗК-АЭРО" (г. Хабаровск, ОГРН 1112724003699): представитель не явился;
от ответчика -
Федеральная служба безопасности России (г. Москва, ОГРН 1037700012613): Меренцов А.И., - доверенность от 03.09.2014; Пестеров И.П., доверенность от 03.09.2014;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство транспорта Российской Федерации (г. Москва, ОГРН в материалах дела не содержится): представитель не явился;
рассмотрев 23 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ТЗК-АЭРО" (истец)
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22 января 2015 года,
принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТЗК-АЭРО"
к Федеральной службе безопасности России
о взыскании 167 711 рублей 64 копеек неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства транспорта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЗК-АЭРО (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральной службе безопасности России (далее - ФСБ России) о взыскании 167 711 рублей 64 копеек неосновательного обогащения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Решением от 27.10.2014 в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 27.10.2014, постановления от 22.01.2015 в кассационной жалобе общества основаны на том, что нормы права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом применены неправильно. Девятым арбитражным апелляционным судом неправильно произведен анализ воздушного законодательства о единой технологии топливообеспечения. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Отзывы на кассационную жалобу не направлены.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 23.04.2015 в 12 часов 30 минут, явились представитель общества, представитель ФСБ России. Каждый из них в отдельности заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя Минтранса России.
Поскольку Минтранс России было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном не имелось.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель ФСБ России объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Судом первой инстанции, апелляционным судом рассмотрено дело по спору между обществом и ФСБ России о взыскании 167 711 рублей 64 копеек неосновательного обогащения, возникшего, по мнению, общества, в результате оказанных им ФСБ России и не оплаченных услуг по хранению авиационного топлива ТС-1.
В обоснование иска общество ссылалось на то, что услуги по хранению авиационного топлива в соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и разделом VIII Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в комплекс услуг по обеспечению полетов не включены и, поскольку предоставляются авиационным подразделениям ФСБ России на возмездной основе, подлежат оплате.
Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Законность решения от 27.10.2014, постановления от 22.01.2015 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, апелляционный суд исходили из следующего.
В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации под обеспечением полетов воздушных судов понимается: аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов.
К работам по авиатопливообеспечению воздушных перевозок согласно Федеральным авиационным правилам. Сертификационным требованиям к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок, утвержденным приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89, относятся прием на склад и хранение авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, их подготовка, выдача и заправка в воздушные суда.
Авиатопливообеспечение в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52906-2008 "Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.01.2008 N 2-ст, включает в себя комплекс мероприятий, предусматривающий обеспечение приема, хранения, внутрискладских перекачек, учета, выдачи и заправки воздушных судов авиатопливом как в чистом виде, так и в смеси с противоводокристаллизационными присадками; осуществление контроля количественных и качественных характеристик авиатоплива и противоводокристаллизационных присадок, а в силу подпункта 1.3.6 пункта 1 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98, авиатопливообеспечение воздушных перевозок - это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горючесмазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).
Пунктом 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" (вместе с "Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах") установлено, что топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (вместе с "Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", "Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации") определено, что тариф за обеспечение авиационными горючесмазочными материалами включает в себя тарифы за хранение авиационного топлива, обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна и обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями (пункт 4.14 Приложения N 1 к приказу).
Согласно пункту 3 "Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" аэронавигационные и аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов (в том числе и хранение авиационного топлива) не взимаются с пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с пунктом "ж.1" статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" вправе использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.
Услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач согласно письму Минтранса России от 26.12.2013 N 01-01-02/5425 предоставляются на безвозмездной основе.
ФСБ России использует государственные воздушные суда исключительно для выполнения служебных задач. Таким образом, оказанные истцом услуги по обеспечению полетов воздушных судов ФСБ России в силу законодательства Российской Федерации должны были быть оказаны на безвозмездной основе, в том числе по хранению авиационного топлива.
Организации гражданской авиации, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, имеют право на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги".
Под субсидируемыми услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в соответствии с пунктом 2 названный Правил понимаются услуги, в том числе по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку выводов судов о применении нормы права не опровергают.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 48, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2014 года по делу N А40-119459/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
Н.С. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.