г. Москва |
|
4 июня 2015 г. |
Дело N А40-94012/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО Коммерческая - финансовая компания "ТАМП" - Архипов А.В. доверенность от 19 сентября 2014 года N 46/14,
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управление Росреестра по Москве - извещено, представитель не явился,
ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
Правительство Москвы - извещено, представитель не явился,
ИФНС России N 9 по г. Москве - Родионова Е.А. доверенность от 7 мая 2015 года N 05-04,
рассмотрев 04 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 декабря 2014 года,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 марта 2015 года,
принятое судьями Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.
по заявлению ЗАО Коммерческая - финансовая компания "ТАМП"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной
к ФГБУ "ФКП Росреестра",
третьи лица: Управление Росреестра по городу Москве, ДГИ г. Москвы, Правительство Москвы, Инспекция ФНС России N 9 по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Коммерческая - финансовая компания "ТАМП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 7 636 кв.м., с кадастровым номером 77:04:0005002:26, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 8-9 км, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года; об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 30 700 кв.м., расположенного город Москва, МКАД, 8 км владение 3, к. 1, с кадастровым номером 77:04:0005001:115, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года; обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Правительство Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить. В обоснование приводят доводы о том, что обществом избран не соответствующий действующим нормам Закона способ защиты, отчет не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 9 по г. Москве доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Москве, ДГИ г. Москвы, Правительство Москвы., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ЗАО КФК "ТАМП" на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:04:0005002:26, площадью 7 636 кв. м, расположенным по адресу: город Москва, МКАД, 8-9 км, предоставленным на условиях аренды для эксплуатации временной сельскохозяйственной ярмарки под сезонную торговлю, и земельным участком с кадастровым номером 77:04:0005001:115, площадью 30 700 кв. м, расположенным по адресу: город Москва, МКАД, 8 км владение 3, к. 1, предоставленным на условиях аренды для размещения объектов аренды, что подтверждается соответственно договором аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства N М-04-510351 от 17 сентября 2010 года, заключенным до 15 мая 2015 года, и договором аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, N М-04-037310 от 15 июня 2012 г., заключенным до 15 мая 2015 года, зарегистрированными в ЕГРП в установленном законом порядке.
Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 01 июня 2007 года (земельный участок с кадастровым номером 77:04:0005001:115) и 01 января 2007 года (земельный участок с кадастровым номером 77:04:0005002:26) с установлением их кадастровой стоимости органом кадастрового учета в размере соответственно 426 300 507 руб. и 106 033 572 руб. 36 коп., что подтверждается данными кадастровых паспортов земельных участков.
Кадастровая стоимость данных земельных участков была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115 в размере 1 212 182 746 руб. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005002:26 в размере 301 623 145 руб. 40 коп.
Поскольку размер земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику ООО "Атлант Оценка", согласно отчетам которого от 08 мая 2014 года N N АЮ-101-999/0414 и N АЮ-101-999/1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115 равна 513 366 440 руб. и с кадастровым номером 77:04:0005002:26 равна 167 473 620 руб. по состоянию на 01 января 2013 года.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость общество обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости..
Удовлетворяя заявленные требования суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 года N913/11, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и подлежит установлению в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Обществом также представлено положительные экспертные заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 27 мая 2014 года N 1637-1/2-145 и N 1637-2/2014, согласно которым Отчеты ООО "Атлант Оценка" от 08 мая 2014 года N АЮ-101-999/0414 и от 08 мая 2014 года N АЮ-101-999/1 соответствуют действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
Вопреки доводам Правительства Москвы и ДГИ г. Москвы, отчет и экспертное заключение признаны судом надлежащими доказательствами и правомерно использованы при определении рыночной стоимости земельного участка. Доказательств как недостоверности сведений отчета, так и недопустимости доказательств в рамках статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подателями кассационной жалобы не представлено.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 года N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в государственный кадастр (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в кадастр вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Суд кассационной инстанции также поддерживает выводы судов о том, что истцом не допущено одновременного изменения правовых оснований заявленного иска и материальных требований по рассмотренному исковому заявлению.
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, в том числе доводы об отсутствии у арендатора права на определение кадастровой стоимости, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по делу N А40-94012/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.