город Москва |
|
25 марта 2015 г. |
Дело N А40-94012/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года
по делу N А40-94012/2014, принятое судьей Рыбиным Д.С. (176-354),
по иску Закрытого акционерного общества Коммерческая - финансовая компания "ТАМП" (ИНН 7721037673, ОГРН 1027700295226)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
(ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
3-и лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве, Департамент городского имущества города Москвы,
Правительство Москвы, Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Куликов С.А. по доверенности от 10.03.2015
от 3-их лиц: от ИФНС России N 9 по г. Москве - Родионова Е.А. по доверенности от 11.08.2014 г.
В судебное заседание не явились: представители ответчика, 3-их лиц (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве, Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы_ извещены.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Коммерческая - финансовая компания "ТАМП" (далее - ЗАО КФК "ТАМП") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005002:26, площадью 7 636 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, МКАД, 8-9 км. по состоянию на 01.01.2013 г. в размере его рыночной стоимости равной 167 473 620 руб. и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в указанном выше размере в качестве кадастровой стоимости названного земельного участка; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115, площадью 30 700 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, МКАД, 8 км владение 3, к.1, по состоянию на 01.01.2013 г. в размере его рыночной стоимости равной 513 366 440 руб. и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в указанном выше размере в качестве кадастровой стоимости названного земельного участка (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года по делу N А40-94012/2014 требования, заявленные истцом, удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное выше решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению заявителей апелляционной жалобы, непосредственно в суде могут оспариваться решения комиссии, созданной для пересмотра кадастровой стоимости по определенным в Законе основаниям, однако истец с соответствующим заявлением в такую комиссию не обращался.
Заявители жалобы также ссылаются на то, что представленный истцом в материалы дела отчет по определению рыночной стоимости спорного земельного участка не отвечает признакам достоверного доказательства и не может быть принят судом как доказательство, устанавливающее размер рыночной стоимости спорного земельного участка.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель 3-его лица (Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве) в судебном заседании поддержал доводы и правовую позицию заявителей апелляционной жалобы.
Ответчик, 3-и лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы) будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей истца, 3-его лица и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ЗАО КФК "ТАМП" на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:04:0005002:26, площадью 7 636 кв.м., расположенным по адресу: город Москва, МКАД, 8-9 км, предоставленным на условиях аренды для эксплуатации временной сельскохозяйственной ярмарки под сезонную торговлю, и земельным участком с кадастровым номером 77:04:0005001:115, площадью 30 700 кв.м., расположенным по адресу: город Москва, МКАД, 8 км владение 3, к.1, предоставленным на условиях аренды для размещения объектов аренды, что подтверждается соответственно договором аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства N М-04-510351 от 17.09.2010 г., заключенным до 15 мая 2015 года, и договором аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, N М-04-037310 от 15.06.2012 г., заключенным до 15 мая 2015 года, зарегистрированными в ЕГРП в установленном законом порядке.
Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 01.06.2007 г. (земельный участок с кадастровым номером 77:04:0005001:115) и 01.01.2007 г. (земельный участок с кадастровым номером 77:04:0005002:26) с установлением их кадастровой стоимости органом кадастрового учета в размере соответственно 426 300 507 руб. и 106 033 572 руб. 36 коп., что подтверждается данными кадастровых паспортов земельных участков.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115 в размере 1 212 182 746 руб. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005002:26 в размере 301 623 145 руб. 40 коп.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав ЗАО КФК "ТАМП" как владельца земельных участков, их арендатора и плательщика арендных платежей, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного иска и принял решение об его удовлетворении.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют сложившейся судебной практике и являются правомерными.
Так, в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на праве аренды, была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 1 212 182 746 руб.
(кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115) и в размере 623 145 руб. 40 коп. (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005002:26), что существенно превышало ранее определенную кадастровую стоимость данных земельных участков.
Между тем, истцом в материалы дела представлен Отчет Общества с ограниченной ответственностью "Атлант Оценка" от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\0414 и Отчет Общества с ограниченной ответственностью "Атлант Оценка" от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\1 о рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, свидетельствующие о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков, которая составляет 513 366 440 руб. (рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005001:115) и 167 473 620 руб. (рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005002:26).
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Довод заявителей апелляционной жалобы о том, что представленные истцом в материалы дела Отчеты по определению рыночной стоимости спорных земельных участков не отвечают признакам достоверного доказательства, судебной коллегией не принимается.
Так, нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Такие экспертные заключения составлены экспертами Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 27.05.2014 г. за N 1637-1\2-145 и за N 1637-2\2014, согласно которым Отчеты ООО "Атлант Оценка" от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\0414 и от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\1 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельных участков ни ответчиком, ни 3-ими лицами не представлены, при этом в процессе судебного разбирательства в суде первой инстанции соответствующего ходатайства о назначении по делу экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков, ни ответчиком, ни 3-ими лицами не заявлялось.
Таким образом, в материалах дела имеется только один оригинальный отчет оценщика (по каждому земельному участку), составленный ООО "Атлант Оценка" от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\0414 и от 08.05. 2014 г. N АЮ-101-999\1, который и был положен судом в основу принятого решения.
Судебная коллегия также отмечает, что статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, ЗАО КФК "ТАМП", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости действующим законодательством не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчику обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводом заявителей апелляционной жалобы о том, что истец, как арендатор земельного участка, не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки находятся во владении истца на основании договоров аренды N М-04-510351 от 17.09.2010 г. и N М-04-037310 от 15.06.2012 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 г. N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующей на дату обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Поскольку в договорах аренды предусмотрено условие об изменении арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, оснований полагать отсутствие у истца прав по оспариванию установленной кадастровой стоимости земельного участка у судебной коллегии не имеется.
Так как изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость осуществляется органом кадастрового учета, надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра", на которое в силу ст. 3 Закона о кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 269 пунктом 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года по делу N А40-94012\2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Т.Я. Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94012/2014
Истец: ЗАО "КФК Тамп", ЗАО коммерческая-финансовая компания тамп
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве"
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ИФНС N 9 по Москве, ИФНС России N9 по г. Москвы, Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве