город Москва |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А40-124327/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента торговли и услуг города Москвы: Литвиновой Ю.А. (дов. N М/01-1162/4 от 14.11.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Горис": Казакова Н.И. (дов. от 08.05.2015 г.);
рассмотрев 11 июня 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Горис" на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г., принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., по делу N А40-124327/2014
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы (ОГРН 1117746024076; 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 19, стр. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Горис" (ОГРН 1067746714364; 117535, г. Москва, ул. Дорожная, д. 32, корп. 1)
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горис" (далее - ООО "Горис", общество, ответчик) имеет лицензию N 77РПА0005684 от 17 мая 2013 г. на бланке серии ДТ N 001026 на розничную продажу алкогольной продукции (спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки), сроком действия с 26 марта 2013 г. до 26 марта 2018 г., на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на объекте "магазин", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Дорожная, д. 32, корп. 1.
10 июня 2014 г. Департаментом торговли и услуг города Москвы принято решение N 23-01-19-876/РПР о приостановлении с 10 июня 2014 г. действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции N 77РПА0005684 до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании, а также решение N 23-01-19-877/РАС о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2014 г. в удовлетворении требований Департамента торговли и услуг города Москвы об аннулировании лицензии отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для аннулирования лицензии, поскольку в настоящее время нарушения, допущенные ООО "Горис", устранены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2014 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Аннулирована лицензия ООО "Горис" на розничную продажу алкогольной продукции серии ДТУ регистрационный номер 003517 код ВВ6 сроком действия по 26 марта 2018 г. на объект лицензирования "магазин", расположенный по адресу: 117535, г. Москва, Дорожная ул., д. 32, корп. 1 аннулирована.
В кассационной жалобе ООО "Горис" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку допущенные нарушения не должны повлечь за собой аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
К кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 г. по делу N А40-100353/12-154-942; копия постановления Федерального арбитражного апелляционного суда Московского округа от 17 апреля 2013 г. по делу N А40-100353/12-154-942; копия определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N ВАС-10177/13 по делу N А40-100353/12-154-942 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; копия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2014 г. по делу N А19-1021/2014.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент торговли и услуг города Москвы просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву на кассационную жалобу Департаментом торговли и услуг города Москвы приложены дополнительные документы, а именно: копия постановления Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2015 г. по делу N А40-6656/14; копия постановления Арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2015 г. по делу N А40-77334/14; копия постановления Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2015 г. по делу N А40-89605/14; копия постановления Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2015 г. по делу N А40-42715/14.
В судебном заседании обсужден вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к кассационной жалобе, а также к отзыву на кассационную жалобу.
Представленные материалы судебной практики являются общедоступными, оснований для их приобщения к материалам дела суд кассационной инстанции не усматривает.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Горис" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента торговли и услуг города Москвы против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статьей 14 указанного закона установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства (или) оборота.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок (Правила) представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма деклараций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 815 от 09 августа 2012 г. "О представлении деклараций б объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила представления деклараций).
В соответствии с пунктом 19 Правил представления деклараций декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 15 указанных Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Порядок заполнения деклараций и формат представления в электронном виде размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования по адресу: hnp://fsrar.ru, а также в приложениях N 11 и N 12 Правил представления деклараций.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 231 от 23 августа 2012 г.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, в том числе, в случае повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (абзац 9 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным и безусловным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 15211/08.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя об аннулировании лицензии, выданной ООО "Горис" на розничную продажу алкогольной продукции, суд апелляционной инстанции признал неверными выводы суда первой инстанции о наличии лишь формальных признаков нарушения, поскольку факт неоднократного непредставления декларации о розничной продаже алкогольной продукции в установленный срок обществом установлен; причин, объективно свидетельствующих о невозможности выполнения обязанности по своевременному представлению деклараций в лицензирующий орган, обществом не представлено; выявленные нарушения являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение обществом установленных Законом N 171-ФЗ норм.
При этом судами установлено, что ООО "Горис" нарушены сроки подачи шести обязательных деклараций по форме 11, 12 за 1, 2, 3 квартал 2013 года.
Факт нарушения сроков подачи деклараций обществом не отрицается.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения обязанности по своевременному представлению деклараций в лицензирующий орган, обществом не представлено.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для применения к обществу такой меры принуждения как аннулирование лицензии, поскольку такая мера является соразмерной характеру допущенного обществом нарушения, соответствует предъявляемым к таким мерам юридической ответственности требованиям и направлена на защиту прав и законных интересов потребителей и экономических интересов Российской Федерации.
Отклоняя доводы общества о том, что в выданной лицензии Департаментом был неверно указан адрес объекта лицензирования, что не позволило обществу осуществлять лицензируемый вид деятельности, в связи с чем пришлось обратиться в Департамент по вопросу выдачи новой лицензии, суд апелляционной инстанции указал, что ошибки при указании адреса объекта лицензирования лицензия не содержала, адрес объекта лицензирования был указан правильно, а переоформление лицензии было вызвано тем, что произошло изменение юридического адреса лицензиата.
Процесс переоформления лицензии не освобождал отчетка об обязанности представления деклараций в лицензирующий орган и не ограничивал его право на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает, что нарушение сроков подачи деклараций было вызвано сменой генерального директора и бухгалтера, а также нахождением генерального директора за пределами Российской Федерации, однако указанные обстоятельства не освобождали общество от исполнения обязанности по представлению деклараций.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие общества с выводами суда апелляционной инстанции, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. по делу N А40-124327/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Горис" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.