город Москва |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А40-113312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова А.М., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт": Трубичкина М.В. (дов. N 150216004 от 16.02.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертизы": не явились, извещены;
рассмотрев 07 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2015 г.,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 г.,
принятое судьями Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.,
по делу N А40-113312/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679; 129110, г. Москва, Олимпийский пр-т, д. 5)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1), Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
о признании несоответствующей кадастровой стоимости земельного участка,
третье лицо: закрытое акционерное общество "Профессиональный центр оценки и экспертизы" (ОГРН 1027700563153; 115054, г. Москва, ул. Дубнинская, д. 35)
УСТАНОВИЛ: на основании заключенного с Московским земельным комитетом (арендодатель) договора долгосрочной аренды земельного участка N М-02-017458 от 29 августа 2001 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025013:2, общей площадью 1 200 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 17А, для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации автозаправочного комплекса.
Договор заключен сроком на 49 лет и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025013:2, арендатором которого является истец, была установлена в размере 42 466 248 руб. 00 коп.
В связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился к независимому оценщику - закрытому акционерному обществу "Профессиональный центр оценки и экспертиз" (далее - ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз") с целью определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно отчету N И-140317/27 от 19 мая 2014 г. "Об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 1 200 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0025013:2, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 17А", выполненного независимым оценщиком ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз") по заказу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", по состоянию на 01 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 9 813 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет прошел экспертизу в Некоммерческом партнерстве "Межрегиональный союз оценщиков" (экспертное заключение N 320/27-14 от 21 мая 2014 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 1 200 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0025013:2, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 17А составляющей 42 466 248 руб. 00 коп., несоответствующей его рыночной стоимости и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 1 200 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0025013:2, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 17А, в размере 9 813 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертизы".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 г., исковые требования удовлетворены в части признания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025013:2, составляющую 42 466 248 руб. 00 коп., несоответствующей его рыночной стоимости. Суд также обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025013:2 в размере 9 813 000 руб.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку истец не является лицом, уполномоченным заказать оценку земельного участка, находящегося в государственной собственности, представленный истцом отчет не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости, а других доказательств истцом не представлено, избранный обществом способ защиты не соответствует действующим нормам Закона об оценке. Также указывают, что суды неправомерно сослались на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ответчиков и третьего лица в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды на основании данных, содержащихся в отчете об оценке N И-140317/27 от 19 мая 2014 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" N И-140317/27 от 19 мая 2014 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 1 200 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0025013:2, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, вл. 17А, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 9 813 000 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки N 1 - 5, поскольку в представленных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Принимая во внимание изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 г. по делу N А40-113312/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.