город Москва |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А40-112044/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Петровой В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца - Амелехин А.В., дов. от 25.07.2013 г. N УДИ-2115; Хрянин А.Б., дов. 09.09.2013 г. N УДИ-2610
от ответчика - Стогова А.А., дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-976/13
от третьего лица - Репин П.Н., дов. 06.03.2014 г. N 4251/2014
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления делами Президента Российской Федерации (истца)
на решение от 08 ноября 2013 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Мысак Н.Я.
и постановление от 28 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Солоповой А.А., Трубицыным А.И., Садиковой Д.Н.
по иску Управления делами Президента Российской Федерации
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права собственности
третье лицо: Управление Росреестра по Москве
УСТАНОВИЛ: Управление делами Президента Российской Федерации (далее - Управление делами) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании права собственности Российской Федерации на линейный объект - общий коллектор с водовыпуском длиной 966,20 м., расположенный по адресу: г. Москва, аэропорт Внуково, ранее присвоенный учетный номер 77-07-16005-000-К300000046, ссылаясь на полученное сообщение от регистратора о приостановлени государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот объект.
До вынесения решения по существу спора произведена замена Управления Росреестра по Москве как ненадлежащего ответчика на Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), а Управление Росреестра по Москве привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2014 г., в удовлетворении требований отказано из-за избрания истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку спор между Российской Федерацией и городом Москвой по поводу общего коллектора с водовыпуском длиной 966,20 м., расположенным по адресу: г. Москва, аэропорт Внуково, ранее присвоенный учетный номер 77-07-16005-000-К300000046, отсутствует.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о невозможности рассмотрения дела без участия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), поскольку соответствующими полномочиями по поводу общего коллектора с водовыпуском длиной 966,20 м., расположенного по адресу: г. Москва, аэропорт Внуково, наделено само Управление делами.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Управление делами настаивает на своих доводах о невозможности рассмотрения дела без участия Росимущества, а также ссылается на удовлетворение постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 г. по делу N А40-112045/13 аналогичных требований Управления делами в отношении другого коллектора, также находящегося на территории аэропорта Внуково, в связи с чем просит решение от 08 ноября 2013 г. и постановление от 28 февраля 2014 г. отменить и иск удовлетворить.
Ответчик - Департамент городского имущества города Москвы поддерживает доводы и требования, приведенные в кассационной жалобе истца.
Третье лицо - Управление Росреестра по Москве разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые истцом судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, распоряжением правительства Москвы от 02.08.2011 г. N 583-РП "О передаче в федеральную собственность недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности города Москвы", изданным в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), предусмотрена передача в установленном порядке в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности города Москвы, в том числе общего коллектора с водовыпуском длиной 966,20 м., расположенного по адресу: г. Москва, аэропорт Внуково.
Указанный коллектор вместе с другими указанными в распоряжении правительства Москвы от 02.08.2011 г. N 583-РП объектами передан Департаментом Управлению делами по акту от 27.12.2011 г., утвержденному 15.03.2012 г. Управляющим делами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370, Управление делами Президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции, в том числе, по управлению государственным имуществом.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в названной части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в названной части решениями.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится в заявительном порядке.
В отсутствие спора между Российской Федерацией и городом Москвой по поводу общего коллектора с водовыпуском длиной 966,20 м., расположенного по адресу: г. Москва, аэропорт Внуково, а также учитывая особенности возникновения прав на объекты, передаваемые из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность, установленные Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, и разграничение полномочий между Росимуществом и Управлением делами по поводу находящегося в федеральной собственности имущества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о возможности рассмотрения дела без участия Росимущества и об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2014 года по делу N А40-112044/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления делами Президента Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.