г. Москва |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А40-123408/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Московского открытого акционерного общества "Слава" (Второй часовой завод) - Туркиной О.Л. по дов. от 12.01.2015 N 1, Егоровой Е.А. по дов. от 09.04.2015 N 18,
от заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Велиева М.Н. по дов. от 31.07.2015 N 16718/2015,
Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - Правительства Москвы - не явился, извещен,
Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
рассмотрев 13 августа 2015 года в судебном заседании совместную кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамент городского имущества города Москвы и кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 09 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиным Л.В.,
на постановление от 19 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-123408/2014,
по заявлению Московского открытого акционерного общества "Слава" (Второй часовой завод) (ОГРН.1027700324530)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН.1097746680822) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН.1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Московское открытое акционерное общество "Слава" (Второй часовой завод) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 07.07.2013 N 51-1624/2014, принятого в связи с отклонением заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, площадью 34 001 кв.м, кадастровый номер 77:09:0004021:163, расположенного по адресу: Москва, ул. Ленинградский проспект, вл. 8, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов посредством внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, площадью 34 001 кв. м, кадастровый номер 77:09:0004021:163 в размере, равном рыночной стоимости - 2 661 559 181 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2015 года, требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда и постановлением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Кадастровая плата и третьи лица, извещенные о слушании кассационных жалоб в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационные жалобы без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованное постановление соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам, представил отзыв.
Судебное заседание было отложено с 30 июля на 13 августа 2015 года.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании договора долгосрочной аренды от 29.07.2005 N М-09-029153 арендует земельный участок, площадью 34 001 кв.м, кадастровый номер 77:09:0004021:163, расположенный по адресу: Москва, ул. Ленинградский проспект, вл. 8.
На основании постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка в размере 3 211 164 263, 23 руб.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельных участков. Так, в соответствии с отчетом об оценке ООО "Азбука Бизнеса" от 30.04.2014 N 04-01Н/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004021:163, определенная по состоянию на 01.01.2013, составила 2 661 559 181 руб.
На данный отчет получено положительное экспертное заключение от 12.05.2014 N 1521/2014-2 СРО ООО "Российское общество оценщиков".
16.06.2014 общество на основании статьи 24.19 Федерального закона от 19.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, так как кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости (в редакции Закона на дату обращения общества в Комиссию) могли быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Решением от 07.07.2013 N 51-1624/2014 Управление отклонило заявление общества, указав на то, что представленный обществом отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным Федеральными стандартами оценки N 3 (ФСО N 3), положительное экспертное заключение соответствует установленным законом требованиям.
Полагая, что данное решение не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в суд.
Оценив представленный обществом отчет на предмет его соответствия требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности", Приказа Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года N 328 об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", учитывая правовые подходы, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", суды пришли к выводу о том, что у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не имелось оснований для отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004021:163.
При этом в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обеспечили реализацию принятого судебного акта и устранили нарушения прав и законных интересов общества, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2015 года по делу N А40-123408/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.