город Москва |
|
16 ноября 2017 г. |
Дело N А40-215026/16-21-1927 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Региональная распределительная сетевая компания": Райдер Н.Н. (дов. от 01.08.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Волова И.П. (дов. N ИА/13608/17 от 06.03.2017 г.);
от третьего лица Региональная служба по тарифам Кировской области: не явились, извещены;
рассмотрев 09 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Региональная распределительная сетевая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2017 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 г.,
принятое судьями Свиридовым В.А., Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-215026/2016-21-1927
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1045901169159; 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога "Балтия", территория 26 км. бизнес-центр "Рига Ленд", строение "Б")
к Федеральной антимонопольной службе (123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
об оспаривании приказа,
третье лицо: Региональная служба по тарифам Кировской области,
УСТАНОВИЛ: Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) в рамках исполнения контрольных полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", было рассмотрено решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26 декабря 2014 г. N49/24-ээ-2015 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" на долгосрочный период - 2015-2019 годы" и были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В ходе рассмотрения договоров аренды объектов электросетевого оборудования, используемого обществом с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" (далее - ООО "РРСК", заявитель) при оказании услуг по передаче электрической энергии в Кировской области ФАС России было установлено, что электроэнергетическое оборудование - арендованные ООО "РРСК" распределительные устройства, линии электропередачи и шинопроводы, являются неотъемлемыми составными частями электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1, и в качестве самостоятельных объектов электросетевого хозяйства рассматриваться не могут.
Антимонопольный орган сделал вывод, что выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.
Приказом ФАС России от 23 сентября 2016 г. N 1351/16 было отменено решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 26 декабря 2014 г. N 49/24-ээ-2015 об индивидуальных тарифах по передаче электрической энергии по сетям ООО "РРСК".
Считая свои права нарушенными, ООО "РРСК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительным приказа N 1351/16 от 23 сентября 2016 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Кировской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РРСК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "РРСК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представитель Региональной службы по тарифам Кировской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах своей компетенции.
К полномочиям ФАС России, в том числе, относится отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении.
Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, определен Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123.
Согласно статье 12 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.
Статьей 14 Закона об электроэнергетике на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого приказа, поскольку у Региональной службы по тарифам Кировской области отсутствовали правовые основания для принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "РРСК".
Об этом свидетельствует следующее.
Так, письмом АО "СО ЕЭС" от 29 февраля 2016 г. N Д 51-19-2346 был предоставлен анализ наличия (отсутствия) технологической зависимости распределительных устройств, переданных генерирующими компаниями в аренду другим лицам (в том числе в отношении распределительных устройств, входящих в состав оборудования электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1), по результатам которого установлено наличие технологической взаимосвязи, свидетельствующей об отсутствии организационно-технических возможностей нормальной эксплуатации основных частей электростанций и распределительных устройств, переданных ООО "РРСК" по договорам аренды от электростанций ПАО "Т Плюс" в качестве самостоятельных объектов, поскольку они являются частями единого технологического процесса по производству электрической энергии.
Между указанными распределительными устройствами, переданными в аренду ООО "РРСК", и электростанциями ПАО "Т Плюс" - Кировская ТЭЦ-5, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-1 существует технологическая зависимость.
Поскольку пристанционное оборудование (распределительные устройства), которое является неотъемлемыми составными частями электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1, является частью электростанции, то в соответствии с запретом, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении электростанций не могут быть установлены.
Судами также принято во внимание, что определением Арбитражного суда Кировской области от 24 ноября 2016 г. по делу N А28-10612/2016 и соглашениями о расторжении договоров аренды подтверждается факт расторжения договоров аренды движимого и недвижимого имущества от 03 июня 2014 г. N 5100-FA041/01-005/0033-2014, N 5100-FA041/01-004/0034-2014, N 5100-FA041/01-005/0035-2014, N 5100-FA041/01-004/0036-2014, а также факт возврата имущества ПАО "Т-Плюс".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что заявитель не располагал имуществом, которое использовалось для оказания услуг, на которые был установлен тариф.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает, что судами не были приняты во внимание представленные документы, свидетельствующие о том, что ООО "РРСК" в 2016 году имело на праве собственности обособленную подстанцию.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку приказом ФАС России N 1351/16 от 23 сентября 2016 г., по поводу которого возник спор, отменено решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 26 декабря 2014 г., в связи с чем факт приобретения ООО "РРСК" в 2016 году подстанции 110/6 Кв не имеет отношения к допущенным нарушениям при установлении тарифа в 2014 году.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 г. по делу N А40-215026/2016-21-1927 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Региональная распределительная сетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.