город Москва |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А40-227573/2016-21-2046 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Хлебниковой Н.Н. (дов. N МОСК НЮ-35/д от 08.09.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Колмыковой М.Ю. (дов. N 33620/2016 от 29.12.2016 г.);
от третьего лица ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 16 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2017 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-227573/2016-21-2046
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Нов.Басманная, д. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078; г. Москва, переулок Орликов, д. 10, стр. 1)
о признании незаконным решения, недействительным предписания,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве,
УСТАНОВИЛ: 30 октября 2008 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка N Д-30/180-р (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора его предметом является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:02:0007004:12, расположенный по адресу: г. Москва, Северо-Восточный административный округ, площадью 289 447,6 кв.м. Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. Данный земельный участок полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 договора границы земельного участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (Приложение N 1 - кадастровый план земельного участка от 06 апреля 2005 г. N Л1/05-0042).
Из кадастрового плана следует, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в 2005 г. по результатам межевания. Указанный документ содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12, внесенные в реестр по результатам межевания, при этом площадь земельного участка составляла 289 447,6 кв.м.
На момент выдачи указанного кадастрового плана ДЗР г. Москвы в соответствии с пунктом 2.4 Положения о Московском земельном комитете от 11 октября 1999 г., утвержденного распоряжением Мэра Москвы и Госкомземом Российской Федерации от 07 октября 1996 г. N 371/1-РМ-1-30/1967, осуществлял функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в г. Москве.
Таким образом, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 выдан уполномоченным органом и содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером, внесенные в реестр.
Между тем, в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся иные данные в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12, а именно: данные о площади земельного участка - 284 114 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 30 августа 2016 г. N 99/2016/7058370.
ОАО "РЖД" обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ответчик) с заявлением от 30 августа 2016 г. об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16-328926 от 31 августа 2016 г. в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 отказано на основании части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) и пункта 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. N 42 (далее - Порядок ведения кадастра), в связи с тем, что отсутствуют противоречия между сведениями ГКН и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в ГКН).
Причины расхождения в площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 в кадастровом плане от 06 апреля 2005 г. N Л1/05-0042 (289 447,6 кв.м), в данном решении не указаны.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Москве от 31 августа 2016 г. N 77/601/16-328926 об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" в установленном законом порядке путем исправления технической ошибки в кадастровых сведениях государственного кадастра недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 06 апреля 2005 г. N Л1/05-0042.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и ТУ Росимущества в г. Москве в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ошибками в государственном кадастре недвижимости согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 указанной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу пунктов 19, 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства об экономическом развитии Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. N 42, при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки. Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в реестр).
Сведения в ГКН вносятся согласно части 3 статьи 13 Закона о государственном кадастре на основании совокупности скомплектованных и систематизированных документов, образующих кадастровые дела.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре установлено, что сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Из части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре следует, что площадь земельного участка, а также описание местоположения границ земельного участка являются уникальными характеристиками объекта недвижимости, изменение которых согласно части 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В силу части 2 статьи 47 Закона о государственном кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре (то есть до 01 марта 2008) в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (часть 2 статьи 28 Закона о государственном кадастре).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 соответствует данным о площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
При этом судами установлено, что с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007004:12 на кадастровый учет в 2005 г. по настоящее время ни собственник земельного участка (Российская Федерация), ни арендатор - ОАО "РЖД", с заявлением об учете изменений уникальных характеристик спорного земельного участка в орган кадастрового учета не обращались.
Представленные на рассмотрение органа кадастрового учета документы, в т.ч. кадастровый план земельного участка от 06 апреля 2005 г. N Л1/05-0042 с кадастровым номером 77:02:0007004:12 содержит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества, внесенные на основании материалов межевания земельного участка, свидетельствовали о наличии технической ошибки в сведениях ГКН.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве оснований для отказа в исправлении технической ошибки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие ответчика с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г. по делу N А40-227573/2016-21-2046 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.