г. Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А41-57583/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей: Крекотнева С.Н., Ядренцнвой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Ерохин С.В. по доверенности от 01 февраля 2018 года,
от ответчика: Попов А.Д. - генеральный директор, протокол от 12 января 2018 года,
от третьего лица: Кондратов А.Е. по доверенности от 12 февраля 2018 года N 1580/11
рассмотрев 09 апреля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 06 декабря 2017 года,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-57583/2016 по иску ООО "Медика-Ментэ"
к АО "Милосердие и благополучие"
о взыскании задолженности по оплате оказанных медицинских услуг и неустойки,
третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медика-Ментэ" (далее - истец, ООО "Медика-Ментэ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Страховая медицинская компания "Милосердие и благополучие" (далее - ответчик, ЗАО "СМК "МИБ") о взыскании 476 736 рублей задолженности по оплате оказанных медицинских услуг и 40 323 рублей 90 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017, принятым по кассационной жалобе не привлеченного к участию в деле Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (в постановлении суда апелляционной инстанции указано как третье лицо, далее - третье лицо, Территориальный фонд ОМС Московской области), решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2017 постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции исходил из нарушения апелляционным судом положений статьи 42, части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 решение отменено, иск удовлетворен.
Третье лицо обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу истец возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил постановление оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.
Как установлено апелляционным судом при новом рассмотрении дела, 01.01.2015 между ЗАО "СМК "МИБ" (страховой медицинской организацией) и ООО "Медика-Ментэ" (медицинской организацией), включенным в порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Московской области, был заключен договор N 18/77-963601-15 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор), в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по оказанию необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а ответчик обязался оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В обоснование иска ООО "Медика-Ментэ" ссылалось на ненадлежащее исполнение страховой медицинской организацией обязательств по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам по территориальной программе обязательного медицинского страхования Московской области, в результате чего за ней образовалась задолженность за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в сумме 476 736 рублей, что явилось основанием для начисления предусмотренной пунктом 7.1 договора неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неперечисленных сумм за каждый день просрочки, размер которой, по расчетам истца, составил 40 323 рубля 90 копеек.
Апелляционный суд при новом рассмотрении дела пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Соответствующие выводы апелляционного суда основаны на исследовании и оценке условий договора в совокупности с другими представленными в дело доказательствами, а также применении положений статей, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей части 1 статьи 20, статей 37, 38, 39 Закона N 326-ФЗ, Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-н.
Применив положения названных норм права, установив, что факт оказания истцом услуг, их качество и объем за спорный период подтверждаются материалами дела, суды пришли к выводу о наличии у страховой компании обязанности по оплате оказанных медицинских услуг.
Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Указания, которые были даны судом кассационной инстанции, судами выполнены.
Положениями Закона N 326-ФЗ регулируются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определены правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона N 323-ФЗ и статьи 4 Закона N 326-ФЗ застрахованному лицу гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и базовой программы ОМС.
Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ и части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ). Для обеспечения осуществления указанной деятельности медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховая медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договор на оказание и оплату медицинской помощи (часть 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В свою очередь, страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из положений Закона N 323-ФЗ следует, что оплата медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется именно за комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья пациента, при этом данный комплекс мероприятий должен иметь самостоятельное законченное значение.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В силу положений частей 6, 7 статьи 38, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-н, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Согласно части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ и пунктов 4, 5 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося Приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 01 января года, на который осуществляется распределение.
Для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов Комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе.
Согласно части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 названной статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис ОМС, включают объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации. При этом распределение объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями должно быть произведено комиссией до 1 января года, на который осуществляется распределение (пункт 4 Положения о деятельности Комиссии, Приложение N 1 к приказу N 158н), то есть такое распределение осуществляется на будущий период и носит планируемый характер.
В соответствии с пунктом 110 Правил ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным названными Правилами.
Из содержания пункта 123 Правил ОМС следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в данном пункте.
Таким образом, объемы медицинской помощи могут быть скорректированы.
Поскольку территориальная программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения жителей бесплатной медицинской помощью, лечебное учреждение не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи, следовательно, оплата услуг, оказанных медицинской организацией в рамках программы обязательного медицинского страхования сверх установленного объема, являются обязательством системы ОМС.
Кроме того, в силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Поскольку Территориальная программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (теми ее видами, которые поименованы в программе), то лечебное учреждение, включенное в названную программу, в силу положений пункта 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ и пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам, либо оказать такую помощь в меньшем объеме, чем предусмотрено медико-социальными стандартами.
Апелляционным судом проверено и установлено, что доказательств того, что истцом в рамках программ обязательного медицинского страхования медицинской помощи застрахованным гражданам оказаны услуги с превышением установленных объемов, либо претензий по срокам, качеству и условиям предоставления медицинской помощи на заявленную сумму не представлено.
Злоупотреблений истцом предоставленными правами апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности предъявления требований к ответчику и сделал правильные выводы о применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены и отклонены, поскольку выводы апелляционного суда не опровергают, об ошибочности выводов суда о применении норм права относительно установленных им по делу обстоятельств не свидетельствуют, ссылок на какие-либо доказательства, которые не являлись предметом проверки суда апелляционной инстанций либо опровергают его выводы не содержат, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и установленных им фактов.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, исследованных доказательств и иное толкование закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2017 года по делу N А41-57583/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.А. Шишова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи, следовательно, оплата услуг, оказанных медицинской организацией в рамках программы обязательного медицинского страхования сверх установленного объема, являются обязательством системы ОМС.
Кроме того, в силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Поскольку Территориальная программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (теми ее видами, которые поименованы в программе), то лечебное учреждение, включенное в названную программу, в силу положений пункта 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ и пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам, либо оказать такую помощь в меньшем объеме, чем предусмотрено медико-социальными стандартами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф05-6840/17 по делу N А41-57583/2016
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6840/17
06.12.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17904/16
08.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6840/17
03.03.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17904/16
31.10.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-57583/16