г. Москва |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А41-85700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Каменской О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-Лыткарино-Плюс" - Момотюк А.Н., представитель по доверенности от 08 декабря 2017 года;
от заинтересованного лица: Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Максимова Т.А., представитель по доверенности от 12 января 2018 года;
от третьих лиц:
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Кальщикова А.П.., представитель по доверенности от 20 июля 2017 года;
рассмотрев в судебном заседании 19 июля 2018 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-Лыткарино-Плюс"
на решение от 17 ноября 2017 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление от 06 марта 2018 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-85700/16,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-Лыткарино-Плюс"
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автолайн-Лыткарино-Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) о признании незаконным действий, выразившихся в невыдаче маршрутных карт, обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи маршрутных карт по маршрутам N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)"; путем включения межмуниципальный регулярный маршрут N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)" в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2017 года решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторно рассмотрении, решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2018 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Министерства и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами, в ответ на обращение общества от 19 октября 2016 года о выдаче маршрутных карт по маршруту N 538, 29 ноября 2016 года письмом N 21ИСХ-11207 Министерство отказало в выдаче маршрутных карт в связи с непредставлением обществом предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) сведений, необходимых для включения в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области (далее - Реестр). При этом Министерством указано, что в установленные Законом N 220-ФЗ сроки, а именно до 12 августа 2015 года, необходимые для включения в реестр сведения не поступали.
Таким образом, Министерство транспорта Московской области отказало как во внесении сведений относительно маршрутов регулярных перевозок в Реестр, так и в выдаче маршрутных карт.
Полагая, что действия Министерства нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями статей 26, 39 Закона N 220-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 14 августа 2003 года N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 18 января 2005 года N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", Соглашения от 19 августа 2016 года об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, пришли к выводу, что обществом не доказано надлежащего обращения в адрес заинтересованного лица в сроки и порядке предусмотренным Законом N 220-ФЗ, так как соответствующих доказательств заявителем в материалы дела представлено не было. Также суды пришли к выводу, что спорный маршрут не был включен в реестр смежных межрегиональных маршрутов, в связи с чем, оснований для обязания Министерства транспорта Московской области выдать маршрутные карты и свидетельство об осуществлении перевозок по смежному межрегиональному маршруту N 538 не имелось.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Правоотношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транс-портом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфра-структуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Закона (14 июля 2015 года) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного Закона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Закона об организации перевозок по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона об организации перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона об организации перевозок.
Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона об организации перевозок, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного Закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны в срок до 13 августа 2015 года направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган - в срок до 10 января 2016 года - проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.
Судами установлено, что заявитель обратился в Министерство письмом от 05 июля 2016 года N 32, в ответ на которое Министерство сообщило, выдача карт маршрута будет осуществлена перевозчикам, включенным в Реестр, после подписания соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью. Такое соглашение было заключено 19 августа 2016 года.
С повторным обращением в Министерство общество обратилось только 19 октября 2016 года.
Таким образом, суды пришил к выводу, что общество нарушило пресекательный срок, установленный частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, в связи с чем Министерство правомерно отказало заявителю в выдаче карт маршрута.
Доводы заявителя о том, что письмом от 10 августа 2015 года он обращался с аналогичным заявлением в Министерство, отклонён судами правомерно, поскольку копии такого заявления в материалы дела представлено не было.
Суды также пришли к выводу, что маршрут, который на момент подачи сведений, не был установлен и согласован в установленном законом порядке, не подлежал включению в Реестр смежных межрегиональных маршрутов.
В целях формирования Реестра смежных межрегиональных маршрутов Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерство транспорта Московской области руководствуются следующими принципами: формирование Реестра смежных межрегиональных маршрутов осуществляется уполномоченными органами путем включения в него указанных в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведений о маршрутах между городом Москвой и Московской областью, признаваемых Федеральным законом N 220-ФЗ смежными межрегиональными маршрутами, а также сведений о датах окончания осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам на таких маршрутах, осуществляемых на основании государственных контрактов и поступивших от указанных в части 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при условии соответствия сведений о маршрутах имеющимся в уполномоченных органах, на основании которых перевозчикам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по указанным маршрутам (далее - документы уполномоченных органов). В иных случаях, за исключением случаев, указанных в подпунктах 2 - 4 настоящего пункта, сведения о маршрутах в Реестр смежных межрегиональных маршрутов не вносятся.
Суды установили, что в указанном Реестре сведения о маршруте N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки) отсутствуют.
Следовательно, учитывая то обстоятельство, что спорный маршрут не был включен в реестр смежных межрегиональных маршрутов, оснований для обязания Министерства выдать маршрутные карты и свидетельство об осуществлении перевозок по смежному межрегиональному маршруту N 538, не имелось, на что обоснованно указали суды.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы, указанные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2018 года по делу N А41-85700/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.