город Москва |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А40-8491/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Родина Н.В., доверенность от 30.03.2018; Филиппов А.Ю., доверенность от 26.07.2016;
от заинтересованного лица: Щербаков О.В., доверенность от 28.12.2018;
от третьих лиц: от ООО "Кинеф": Дашкевич Е.В., доверенность от 31.12.2018; Дегтярева И.С., доверенность от 31.12.2018; Масалов А.В., доверенность от 31.12.2018; от АО "СЖС Восток Лимитед": Вольных Д.Н., доверенность от 21.01.2019; от Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления: Валевская И.С., доверенность от 29.12.2018;
рассмотрев 23 января 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни и третьего лица - Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления
на решение от 05 июля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 28 сентября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Суминой О.С., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-8491/18
по заявлению ООО "Сургутэкс"
об оспаривании решения и требования
к Центральной энергетической таможне,
третьи лица: ООО "Кинеф", АО "СЖС Восток Лимитед", Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сургутэкс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ЦЭТ, таможенный орган) (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) о признании незаконным решения ЦЭТ по классификации товара от 18.10.2017 N РКТ-10006000-17/000022 (с изменениями от 24.11.2017 N РКТ-10006000-17/000022И) и требования ЦЭТ об уплате таможенных платежей от 29.12.2017 N 177.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Кинеф", АО "СЖС Восток Лимитед" и Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня и Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя и третьих лиц - ООО "Кинеф" и АО "СЖС Восток Лимитед" возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует и материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Сургутэкс" в Северо-западный таможенный пост поданы ПВД N 10006040/080617/0007041 и ВТД N 10006040/180517/0006025.
В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности к данному товару применен код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 (бензины товарные) со ставкой вывозной таможенной пошлины 25,2 долларов США.
Указанный код ТН ВЭД присвоен в соответствии с выданными заводом изготовителем паспортами продукции и приложениям к ним протоколам испытаний.
В соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действующего на момент спорных взаимоотношений, таможенным органом проведена проверка правильности классификации товара, оформленного по ПВД N 10006040/080617/0007041 и ВТД N 10006040/180517/0006025.
В порядке ведомственного контроля решение о подтверждении заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, принятое Северо-западным энергетическим таможенным постом отменено, в отношении данного товара принято решение по классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 900 8 - прямогонный бензин (решение от 18.10.2017 N РКТ-10006000-17/000022 с изменениями от 24.11.2017 N РКТ-10006000-17/000022И), со ставкой вывозной таможенной пошлины 46,2 долларов США.
29.12.2017 ЦЭТ в адрес общества выставлено требование об уплате таможенных платежей N 177, в соответствии с которым обществу надлежало уплатить таможенные платежи и пени в размере 46.431.032,61 руб.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС, при помещении под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товаре, в том числе их классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС.
ТН ВЭД ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается Комиссией Таможенного союза.
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе Российская Федерация.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2.
В соответствии с ОПИ 1, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется ТН ВЭД, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14.06.1983 (далее - Международная конвенция), классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (4-я редакция) и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (далее - Решение N 850).
Согласно ОПИ 1, для юридических целей классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2 - 4 ТН ВЭД.
Согласно ОПИ ТН ВЭД ТС, классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам; для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (Правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД России).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Суды установили, что спорный товар подлежит отнесению к ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - легкие дистилляты и продукты: - с октановым числом 80 или более, но менее 92 (по исследовательскому методу).
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что по мнению таможенного органа, спорный товар следует классифицировать по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 900 8 - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных избитуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов - легкие дистилляты прочие - прочие.
Судами установлено, что общество экспортирует бензин автомобильный А-76 неэтилированный с 2003.
Продукт бензин автомобильный А-76 неэтилированный, согласно ГОСТ 2084-77. Межгосударственный стандарт. Бензины автомобильные. Технические условия, утвержденному и введенному в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1977 N 2344 (далее - ГОСТ 2084-77), является бензином для автомобильных двигателей (ГОСТ 2084-77 распространяется на бензины, применяемые в качестве топлива для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения).
Согласно паспорту безопасности на бензин автомобильный А-76 неэтилированный, до вступления в силу Решения N 850, при декларировании бензина автомобильного А-76 неэтилированного применялся рекомендованный код ТН ВЭД 2710 11 410 0 (бензины с октановым числом менее 95).
С 01.01.2012 в соответствии с переходными таблицами письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 30.12.2011 N 01-11/65436 "Об изменениях в нормативных правовых актах ФТС России в части кодов ТН ВЭД ТС", код ТН ВЭД 2710 11 410 0 изменился на 2710 12 410 0.
По действующей классификации ТН ВЭД ЕАЭС (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза") бензин автомобильный А-76 неэтилированный относится к позиции - легкие дистилляты и продукты, бензины моторные с содержанием свинца не более 0,013 г/л, с октановым числом менее 95 (по исследовательскому методу), бензин автомобильный.
В зависимости от октанового числа, 2710 12 411 0 - с октановым числом менее 80 (по исследовательскому методу); 2710 12 412 0 - с октановым числом 80 или более, но менее 92 (по исследовательскому методу).
В соответствии с пунктом 8 решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-17/000022 от 18.10.2017, обоснованием принятия решения по изменению кода ТН ВЭД ЕАЭС явилось заключение Экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от 08.06.2017 N 12402001/0019941 и от 22.08.2017 N 12402001/0028066.
Судами установлено, что из выводов, изложенных в заключении от 08.06.2017 N 12402001/0019941 следует, что характеристики исследованной пробы, идентифицированной как бензин А-76 (ДТ N 10006040/180517/0006025) производства ООО "Кинеф" не противоречат характеристикам автомобильных бензинов, указанных в ГОСТ 2084-77. По мнению таможенного эксперта, для достоверного отнесения данных исследованных проб к моторным (автомобильным) бензинам необходимо измерение октанового числа исследовательским и моторным методами и прочих характеристик, что невозможно в экспертно-криминалистической службе регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург, в связи с отсутствием материально-технической базы для вышеуказанных испытаний, в связи с чем, назначена дополнительная экспертиза.
При проведении дополнительной экспертизы от 22.08.2017 N 12402001/0028066 перед таможенным экспертом поставлены в том числе вопросы: определить октановое число следуя методике ГОСТ Р 52714-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии, утвержденному и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 N 51-ст (далее - ГОСТ Р 52714-2007); соответствует ли проба товара требованиям для автомобильных бензинов, поименованных в ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - ТР ТС 013/2011).
Из выводов заключения эксперта от 22.08.2017 следует, что установленные органолептические характеристики, идентичны характеристикам, указанным в первичной таможенной экспертизе, то есть "Бензинам автомобильным".
Судами также установлено, что ООО "Кинеф" производит бензин автомобильный А-76 неэтилированный по утвержденной в установленном порядке и согласованной с 450 военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.
Технологии промышленного производства в строгом соответствии с ГОСТ 2084-77 путем нефтепродуктов различных компонентов (в том числе высокооктановых), полученных в результате переработки нефти, большей частью на установках вторичной переработки нефти. Следовательно, бензин автомобильный А-76 неэтилированный является многокомпонентным товарным моторным топливом, о чем свидетельствуют справки о качестве компонентов, взятых из резервуаров.
Из заключения таможенного эксперта от 22.08.2017 N 12402001/0028066 следует, что определение октанового числа проводилось расчетным методом по хроматограмме, полученной в соответствии с ГОСТ Р 52714-2007, по которому экспертом определено октановое число, в перечне методик для определения октанового числа (как в ГОСТ 2084-77 и ТР ТС 013/2011) отсутствует, следовательно, его результаты носят предположительный, а не фактический характер и не могут использоваться в заключении.
Поскольку в заключении указано на то, что в экспертно-криминалистической службе отсутствует материально-техническая база для определения октанового числа бензинов по исследовательскому и моторному методам в соответствии с установленными требованиями, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о предположительном характере заключения.
Бензин автомобильный А-76 неэтилированный по ГОСТ 2084-77 является по сути, моторным топливом, используемым для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения и представляет собой законченный продукт.
Следовательно, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД (пункты 1 и 6) данный товар необходимо классифицировать как бензины моторные в подсубпозиции 2710 12 411 0 или 2710 12 412 0 ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от октанового числа, определяемого по исследовательскому методу испытания (ГОСТ 8226-2015. Межгосударственный стандарт. Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа, введен в действие приказом Росстандарта от 11.12.2015 N 2152-ст).
Судами установлено, что в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного таможенным органом не представлено.
Учитывая, что решение таможенного органа по классификации товара от 18.10.2017 N РКТ-10006000-17/000022 (с изменениями от 24.11.2017 N РКТ-10006000-17/000022И) является незаконным, следовательно, судами правомерно признано незаконным требование таможни от 29.12.2017 N 177 об уплате таможенных платежей, как выставленное на основании признанного незаконным решения по классификации товара.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2018 года по делу N А40-8491/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Центральной энергетической таможни и Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.