г. Москва |
|
8 октября 2019 г. |
Дело N А40-229822/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Л.В. Федуловой,
судей З.А. Аталиковой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от ЦРО "Евангелическо-лютеранская Церковь Европейской части России" - Гагаев А.Л. (доверенность от 27.09.2018);
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Городе Москве - не явился, извещен;
от Департамента городского имущества города Москвы - Брагина В.Н. (доверенность от 29.11.2018);
от Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь России" - не явился, извещен;
от ГБУ МосгорБТИ - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен;
рассмотрев 01.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 31.05.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Романенковой С.В.,
на постановление от 29.07.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Савенковым О.В., Бондаревым А.В.
по иску ЦРО "Евангелическо-лютеранская Церковь Европейской части России"
к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Городе Москве; Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: Централизованная религиозная организация "Евангелическо-лютеранская Церковь России", ГБУ МосгорБТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, обязании произвести государственную регистрацию перехода прав собственности,
УСТАНОВИЛ:
Централизованная религиозная организация "Евангелическо-лютеранская Церковь России" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Городе Москве (далее - 1-й ответчик) и Департаменту городского имущества города Москвы (далее - 2-й ответчик), с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - 2-этажное здание (кадастровый номер 77:01:0001026:1074), расположенное по адресу: г. Москва, Колпачный переулок дом 10/7 стр. 3, площадью 777,4 кв. м; об обязании Территориальное управление Росимущества в г. Москве и Департамент городского имущества города Москвы произвести государственную регистрацию перехода прав собственности на 2-этажное здание (кадастровый номер 77:01:0001026:1074), расположенное по адресу: г. Москва, Колпачный переулок дом 10/7 стр. 3, площадью 777,4 кв. м, с Правительства Москвы на Российскую Федерацию.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019, исковые требования удовлетворены в части признания права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - 2-этажное здание (кадастровый номер 77:01:0001026:1074), расположенное по адресу: г. Москва, Колпачный переулок, дом 10/7, стр. 3, площадью 772,7 кв. м.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил вышеуказанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что требование предъявлено к ненадлежащим ответчикам. Отмечает, что в данном случае спор о праве собственности на объект между сторонами отсутствует, что говорит об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.10.2007 года Правительство Москвы издало Распоряжение N 2229-РП "О передаче в федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения - Комплекс лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов" и "Палаты Мазепы XVII в." по Старосадскому пер. д. 7/10 (Колпачному пер., 10/7).
21.11.2007 ТУ ФАУФИ по городу Москве издано Распоряжение N 1881 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, в федеральную собственность".
Во исполнение вышеназванных распоряжений Правительство Москвы и Теруправление ФАУФИ по г. Москве 10.12.2007 года подписали Акт приема-передачи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, передаваемого в федеральную собственность.
Согласно вышеназванных документов в собственность казны Российской Федерации были переданы следующие объекты недвижимого имущества Комплекса лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов" и "Палат Мазепы XV 1.1 в. по Старосадскому пер.д. 7/10 (Колпачному пер., 10/7): Богодельня стр. 2, площадь 470,5 кв. м; Богодельня, стр. 4, площадь 438,5 кв. м; Дом Причта, стр. 8, площадь 202,7 кв. м; Дом служителей, стр. 3, площадь 777,4 кв. м; Часовня, стр. 6, площадь 89 кв. м; Сторожка, стр. 7, площадь 26,4 кв. м; Покойницкая стр. 9, площадь 161,4 кв. м; Кирха, стр. 10, площадь 2803, 4 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-49327/11 установлено, что в соответствии с договором N Д-30/27 от 18.02.2009 безвозмездного пользования помещениями управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве (ссудодатель) передало Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России (ссудополучатель) в бессрочное безвозмездное пользование комплекс зданий памятников архитектуры федерального значения "Ансамбль лютеранской кирхи Св. Ап. Петра и Павла", расположенных по адресу: г. Москва, Колпачный пер., 10/7, стр. N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.
В июле 2014 года, в июне 2016 года и в июле 2018 года Централизованная религиозная организация Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России на основании ст. 6 ФЗ от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обращалась в ТУ Росимущества в городе Москве с заявлениями о предоставлении в собственность объекта недвижимого имущества религиозного назначения - Дома служителя, расположенного по адресу: г. Москва, Колпачный пер., 10/7, стр. 3, площадью 777,4 кв. м.
Письмом N И22-15/16518 от 19.07.2018 года ТУ Росимущества отказало в удовлетворении заявления истца о предоставлении в собственность объекта недвижимого имущества религиозного назначения - Дома служителей, расположенного по адресу: г. Москва, Колпачный пер., 10/7, стр. 3, площадью 777,4 кв. м. Отказ мотивирован наличием отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Старосадский пер. д. 10/7, строение 3, из-за расхождения площадей объекта, указанного в распорядительных документах Правительства Москвы, ТУ Росимущества в г. Москве и учетных документа в органах БТИ, и как следствие, отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на этот объект недвижимости.
По данным ГБУ города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в базе данных учреждения по адресу г. Москва, Колпачный переулок, дом 10/7, стр. 3, учтено 2-этажное здание постройки до 1917 года, с назначением - учреждение, общей площадью 772,7 кв. м.
Согласно Распоряжению N 2229-РП от 08.10.2007 года Правительства Москвы "О передаче в федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения - Комплекс лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов" и "Палаты Мазепы XVII в." по Старосадскому пер. д. 7/10 (Колпачному пер., 10/7), стр. 2-4, 6-10, Распоряжения N 1881 от 21.11.2007 года ТУ Росимущества по г. Москве "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, в федеральную собственность", Акта приема-передачи имущества, находящегося в государственной собственности Субъекта Федерации, муниципального образования, передаваемого в федеральную собственность от 10.12.2007 года в Правительством Москвы в собственность казны Российской Федерации был передан объект недвижимого имущества, входящий в Комплекс - Дом служителей, стр. 3, площадь 777,4 кв. м.
Истец направил в Правительство Москвы письмо N 67 от 16.11.2017 года о внесении изменений в Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 года N 2229-РП в части изменения площади передаваемого объекта с целью регистрации на него права собственности Российской Федерации.
13.12.2017 Департамент городского имущества города Москвы направил истцу ответ N ДГИ-Э-146393/17-1, согласно которому по данным ГБУ МосгорБТИ общая площадь объекта недвижимости составляет 772,7 кв.м, площадь, учтенная за итогом, составляет кв.м, 4,7 кв, площадь передаваемого здания в Распоряжении Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП указана на основании сведений ЕГРН.
Необходимость внесения изменений в распорядительный документ Правительства Москвы отсутствует.
Согласно справки N 10-006252 об идентификации объекта (здания, строения, сооружения) зарегистрированного в адресном реестре в ГБУ МосгорБТИ зарегистрирован только один объект недвижимого имущества расположенный по двум адресам: г. Москва, Старосадский пер., 7/10, стр. 3 и г. Москва, Колпачный пер., д. 7/10, стр. 3., официальным адресом этого объекта недвижимого имущества является адрес: г. Москва, Колпачный пер., 10/7, стр. 3.
Как указывает истец, ответчики с 2007 года по настоящее время не осуществили государственную регистрацию перехода и прекращения права собственности на объект недвижимого имущества.
Истец ссылается на то, что Евангелическо-Лютеранская Церковь использует Дом служителей (г. Москва, Колпачный переулок дом 10/7 стр. 3) в религиозных целях на основании договора безвозмездного пользования от 18.02.2009 N Д-30/27 (ранее она пользовалась этим объектом на праве безвозмездного пользования на основании Контракта, заключенного с Правительством Правительства Москвы) и имеет желание реализовать свое законное право на получение в собственность этого объекта недвижимого имущества.
Однако, по мнению истца, реализовать свое право он не имеет возможности в связи с тем, что ТУ Росимущества в городе Москве отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на Дом служителей - (г. Москва. Колпачный переулок дом 10/7, стр. 3).
Отсутствие государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на Дом служителей (г. Москва, Колпачный переулок дом 10/7 стр. 3) и отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот объект недвижимого имущества ограничивают права и законные интересы истца в получении в собственность этого объекта на основании решения собственника, т.к. Правительство Москвы не может распорядиться этим объектом в связи с его передачей в собственность казны РФ, а Правительство Российской Федерации не может распорядиться этим объектом в связи с отсутствием регистрации права собственности РФ на него. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что в материалах инвентарного дела объекта с кадастровым номером 77:01:0001026:1074 учтены следующие документы: копия постановления Правительства Москвы от 18.01.1994 N 52 "О передаче в пользование Епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России комплекса зданий Кирхи св. Петра и Павла - памятника архитектуры (Старосадский пер., д. 7/10, стр. 2-4, 8); копия свидетельства от 26.12.1995 N 025980, согласно которому за Епархией Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России зарегистрировано право безвозмездного пользования объектом по адресу: г. Москва, Колпачный пер., д. 10/7, стр. 3 общей площадью 784 кв. м; копия распоряжения Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП "О передаче в Федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения - "Комплекс Лютеранской Кирхи, 1905 г., Арх. Коссов В." и "Палаты Мазепы, XVII в." по Старосадскому пер., д. 7/10 (Колпачному пер., д. 10/7, стр. 2-4, 6-10).
Таким образом, с учетом того, что за городом Москва зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества - 2-этажное здание (кадастровый номер 77:01:0001026:1074), расположенное по адресу: г. Москва, Колпачный переулок, дом 10/7, стр. 3, площадью 772,7 кв. м, суды пришли к выводу об обоснованности исковых требований истца в части вышеуказанного недвижимого имущества площадью 772,7 кв. м.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Согласно правилам, установленным главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью, выражение воли лица приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (основания).
Как разъяснено в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, то иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Положения пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствуют положениям пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ.
По правилам статьи 21 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о предъявлении требований ненадлежащим лицом отклоняется судом округа, поскольку согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, указанного в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в установленном настоящим Федеральным законом порядке при представлении в уполномоченный орган документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Учитывая установление факта передачи Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России (ссудополучатель) в бессрочное безвозмездное пользование комплекса зданий памятников архитектуры федерального значения "Ансамбль лютеранской кирхи Св. Ап. Петра и Павла", расположенных по адресу: г. Москва, Колпачный пер., 10/7, стр. N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 в рамках дела N А40-49327/11, истец является надлежащим лицом для предъявления настоящих требований.
Довод об отсутствии спора между сторонами являлся предметом оценки судов нижестоящих инстанций и опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А40-229822/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.