г. Москва |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А41-19818/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Центральной акцизной таможни - Коромыслова М.В. по доверенности от 11.10.2019,
от ответчика по делу - АО "Сбербанк Лизинг" - Воронцов А.О., по доверенности от 06.05.2019,
рассмотрев 24 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сбербанк Лизинг"
на решение от 03 июня 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Васильевой Е.В.
на постановление от 06 августа 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Игнахиной М.В.
по делу N А41-19818/19
по заявлению Центральной акцизной таможни
к АО "Сбербанк Лизинг"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "Сбербанк Лизинг" (далее - ответчик, Общество) с требованием о взыскании пени в размере 549 181,77 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ЦАТ возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Письменный отзыв не представлен.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Сбербанк Лизинг" (далее - Общество) на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни (далее - СЗАТП (с)) были поданы таможенные декларации (далее - ДТ) N 10009199/190618/0002796, 1009199/030718/0002971, 1009199/030718/0002973, 1009199/170718/0003186, 1009199/170718/0003187, 1009199/140818/0003546, 1009199/140818/0003547, 1009199/280818/0003730, 1009199/280818/0003731, 1009199/140918/0004019, 1009199/140918/0004022, по которым задекларированы товары - самоходная техника различных наименований (описание товара указано в графе 31 ДТ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику (по вышеуказанным ДТ), таможенный органом в адрес АО "Сбербанк Лизинг" направлено письмо N 45-23-10/6536 от 04.10.2018.
В ответ на указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" направило письмо от 17.12.2018 об уплате утилизационного сбора с приложением платежных документов.
Указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" поступило в таможенный орган согласно штампу входящей корреспонденции 18.12.2018 (вх. N 3709).
На основании данного заявления, 18.12.2018 таможенный орган осуществил списание утилизационного сбора, оформив таможенные приходные ордера (далее - ТПО).
Поскольку документы подтверждавшие уплату утилизационного сбора представлены обществом в нарушении п. 11(1) Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Центральной акцизной таможней начислены пени в размере 549 181,77 рублей.
Исполнение Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора с нарушением срока послужило основанием для обращения таможни с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации. Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Лица, которые признаются плательщиками утилизационного сбора, указаны в п. 3 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, к ним, в том числе, относятся лица, осуществляющие ввоз самоходных машин на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 81) установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепив к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
На основании п. 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
В соответствии с пунктом 11 Правил предусмотрены документы, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Согласно п. 11(1) Правил документы, предусмотренные п. 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с п. 13 Правил осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
В соответствии с п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ДЕ" - декларация на товары, за исключением деклараций на товары, платежи по которым уплачиваются плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими лицами в соответствии со статьями 114, 115, 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - N 311-ФЗ) с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
В реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств указывается, если показатель основания платежа имеет значение "ДЕ", "ДК", "ПД" - последние 7 цифр из номера таможенной декларации (порядковый номер).
В соответствии с Приложением N 1 "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" с перечнем и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования в графе 24 платежного поручения "Назначение платежа" указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Как установлено судами, в платежных поручениях от 23.10.2018 N 44701, 44707, 44704, 44706 в реквизите "108" 7 цифр из номера таможенной декларации отсутствует, в графе 24 "Назначение платежа" информация по номеру ДТ также отсутствует. Таким образом, таможенным органом не представлялось возможности идентифицировать платежное поручение с ДТ, по которой произведен утилизационный сбор.
Пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Суды исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу, что указанные выше документы обществом на таможенный пост не представлены.
Также кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что моментом исполнения обязанности по списанию утилизационного сбора считается 18.12.2018, то есть дата, когда АО "Сбербанк Лизинг" обратилось в таможенный орган с обращением о списании утилизационного сбора по платежным поручения N 44704, 44706, 44707, 44701 (вх. СЗАТП от 18.12.2018).
Доводы правомерно отклонены судами по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Правил N 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) документы, перечень которых определен пунктом 11 Правил.
В соответствии с положениями п. 11.1 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 указанные документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Согласно положениям п. 13 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с положениями п. 14 данного раздела, таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
Таким образом, судами верно указано, что согласно требованиям раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 оплата утилизационного сбора должна сопровождаться представлением в таможенный орган как заявления с представлением расчета утилизационного сбора, так и копий платежных документов.
Возможность бесспорного (по инициативе таможенного органа) списания утилизационного сбора со счетов лиц, ответственных за его уплату, Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 не предусмотрена.
Судами установлено, что в связи с неисполнением обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику по ДТ N 10009199/190618/0002796, 1009199/030718/0002971, 1009199/030718/0002973, 1009199/170718/0003186, 1009199/170718/0003187, 1009199/140818/0003546, 1009199/140818/0003 547, 1009199/280818/0003730, 1009199/280818/0003731, 1009199/140918/0004019, 1009199/140918/0004022, таможенным органом в адрес Общества направлено письмо N 45-23-10/6536 от 04.10.2018.
В ответ на указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" направило письмо от 17.12.2018 с просьбой о списании утилизационного сбора в размере 22 701 000 руб. с приложением платежных документов.
Как отмечено судами, указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" поступило в таможенный орган согласно штампу входящей корреспонденции 18.12.2018 (вх. N 3709). На основании данного заявления, 18.12.2018 таможенный орган осуществил списание утилизационного сбора, оформив таможенные приходные ордера (далее - ТПО). Денежные средства, внесенные обществом по платежным поручениям, приобретают статус утилизационного сбора лишь после распоряжения ими Обществом (представление письма и копий платежных документов) и оформления ТПО таможенным органом.
В связи с чем, довод общества о поступлении сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет 23.10.2019 года (дата оформления платежного поручения) правомерно признан несостоятельным, как и довод общества о недоказанности факта причинения ущерба государственной казне Российской Федерации и в связи с этим неправомерности направления таможенным органом требование об уплате пени.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что позиция общества относительно применения порядка возврата и установления факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов для установления факта излишней уплаты утилизационного сбора строится на неверном применении норм материального права.
Утилизационный сбор установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета и не является налоговым сбором. Следовательно, как верно указано судами, положения о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в данном случае не применимы.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2019 года по делу N А41-19818/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.