г. Москва |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А41-19818/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Центральной акцизной таможни - Муравьев И.А., по доверенности от 24.06.2019,
от ответчика по делу - АО "Сбербанк Лизинг" - Бокатуро А.И., по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Сбербанк Лизинг" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 года по делу N А41-19818/19, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Центральной акцизной таможни к АО "Сбербанк Лизинг" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "Сбербанк Лизинг" (далее - ответчик, Общество) с требованием о взыскании пени в размере 549 181,77 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
АО "Сбербанк Лизинг" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Сбербанк Лизинг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Центральной акцизной таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Сбербанк Лизинг" (далее - Общество) на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни (далее - СЗАТП (с)) были поданы таможенные декларации (далее - ДТ) NN 10009199/190618/0002796, 1009199/030718/0002971, 1009199/030718/0002973, 1009199/170718/0003186, 1009199/170718/0003187, 1009199/140818/0003546, 1009199/140818/0003547, 1009199/280818/0003730, 1009199/280818/0003731, 1009199/140918/0004019, 1009199/140918/0004022, по которым задекларированы товары - самоходная техника различных наименований (описание товара указано в графе 31 ДТ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику (по вышеуказанным ДТ), таможенный органом в адрес АО "Сбербанк Лизинг" направлено письмо N 45-23-10/6536 от 04.10.2018.
В ответ на указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" направило письмо от 17.12.2018 об уплате утилизационного сбора с приложением платежных документов.
Указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" поступило в таможенный орган согласно штампу входящей корреспонденции 18.12.2018 (вх. N 3709).
На основании данного заявления, 18.12.2018 таможенный орган осуществил списание утилизационного сбора, оформив таможенные приходные ордера (далее -ТПО).
Поскольку документы подтверждавшие уплату утилизационного сбора представлены обществом в нарушении п. 11 (1) Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Центральной акцизной таможней начислены пени в размере 549 181,77 рублей.
Исполнение Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора с нарушением срока послужило основанием для обращения таможни с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п. 6 ст. 24.1. Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации. Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Лица, которые признаются плательщиками утилизационного сбора, указаны в п. 3 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, к ним, в том числе, относятся лица, осуществляющие ввоз самоходных машин на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 81) установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепив к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
На основании п. 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
Пунктом 11 Правил предусмотрены документы, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Согласно п. 11 (1) Правил документы, предусмотренные п. 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с п. 13 Правил осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
В соответствии с п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ДЕ" - декларация на товары, за исключением деклараций на товары, платежи по которым уплачиваются плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими лицами в соответствии со статьями 114, 115, 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - N 311-ФЗ) с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
В реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств указывается, если показатель основания платежа имеет значение "ДЕ", "ДК", "ПД" - последние 7 цифр из номера таможенной декларации (порядковый номер).
В соответствии с Приложением N 1 "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" с перечнем и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования в графе 24 платежного поручения "Назначение платежа" указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Как указывает таможенный орган и установлено судом в платежных поручения от 23.10.2018 NN 44701, 44707,44704,44706 в реквизите "108" 7 цифр из номера таможенной декларации отсутствует, в графе 24 "Назначение платежа" информация по номеру ДТ также отсутствует. Таким образом, таможенным органом не представлялось возможности идентифицировать платежное поручение с ДТ, по которой произведен утилизационный сбор.
Пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные документы обществом на таможенный пост не представлены.
Также правомерным является вывод суда первой инстанции, что моментом исполнения обязанности по списанию утилизационного сбора считается 18.12.2018, то есть дата, когда АО "Сбербанк Лизинг" обратилось в таможенный орган с обращением о списании утилизационного сбора по платежным поручения NN 44704, 44706, 44707, 44701 (вх. СЗАТП от 18.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям п. 3 постановления Правительства Российской Федерации N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осушествляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II постановления Правительства Российской Федерации N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с п. 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или).прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности осуществляется уполномоченным исчисления утилизационного сбора представителем плательщика.
В соответствии с положениями п. 11.1 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 указанные документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Согласно положениям п. 13 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с положениями п. 14 данного раздела, таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
Таким образом, согласно требованиям раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 оплата утилизационного сбора должна сопровождаться представлением в таможенный орган как заявления с представлением расчета утилизационного сбора, так и копий платежных документов.
Возможность бесспорного (по инициативе таможенного органа) списания утилизационного сбора со счетов лиц, ответственных за его уплату, Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 не предусмотрена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику по ДТ N N 10009199/190618/0002796, 1009199/030718/0002971, 1009199/030718/0002973, 1009199/170718/0003186, 1009199/170718/0003187, 1009199/140818/0003546, 1009199/140818/0003 547, 1009199/280818/0003730, 1009199/280818/0003731, 1009199/140918/0004019, 1009199/140918/0004022, таможенным органом в адрес Общества направлено письмо N 45-23-10/6536 от 04.10.2018.
В ответ на указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" направило письмо от 17.12.2018 с просьбой о списании утилизационного сбора в размере 22 701 000 руб. с приложением платежных документов.
Указанное письмо АО "Сбербанк Лизинг" поступило в таможенный орган согласно штампу входящей корреспонденции 18.12.2018 (вх. N 3709). На основании данного заявления, 18.12.2018 таможенный орган осуществил списание утилизационного сбора, оформив таможенные приходные ордера (далее - ТПО).
Денежные средства, внесенные обществом по платежным поручениям, приобретают статус утилизационного сбора лишь после распоряжения ими Обществом (представление письма и копий платежных документов) и оформления ТПО таможенным органом.
В связи с чем, довод общества о поступлении сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет 23.10.2019 года (дата оформления платежного поручения) является несостоятельным, как и довод общества о недоказанности факта причинения ущерба государственной казне Российской Федерации и в связи с этим неправомерности направления таможенным органом требование об уплате пени.
Позиция общества относительно применения порядка возврата и установления факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов для установления факта излишней уплаты утилизационного сбора строится на неверном применении норм материального права.
Утилизационный сбор установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета и не является налоговым сбором. Следовательно, положения о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в данном случае не применимы.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2019 по делу N А41-19818/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19818/2019
Истец: Центральная акцизная таможня
Ответчик: Центральная акцизная таможня Россия, 109240, г. Москва, ул.Яузская, д. 8
Третье лицо: АО "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ"