город Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А41-91351/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Норкина Е.С., доверенность от 09.06.2017;
от заинтересованных лиц: от Министерства жилищной политики Московской области: Акопян Р.Р., доверенность от 17.12.2018; от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 21 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Министерства жилищной политики Московской области
на решение от 15 февраля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление от 19 августа 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-91351/18
по заявления ООО "Олимп-Альянс"
об оспаривании отказа
к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области,
третьи лица: Администрация Щелковского муниципального района Московской области, АО "Мособлгаз",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Олимп-Альянс" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области и Министерству жилищной политики Московской области с требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) о/об:
- признании незаконными действий Министерства строительного комплекса Московской области, выраженными в направлении уведомления от 31.07.2018 об отказе ООО "Олимп-Альянс" в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями (поз. N 4 по ГП) по адресу: Московская область, город Щелково, микрорайон N 5, ул. Центральная, на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050412:2;
- обязании Министерства жилищной политики Московской области выдать ООО "Олимп-Альянс" разрешение на строительство на основании заявления ООО "Олимп-Альянс" от 26.06.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Щелковского муниципального района Московской области и АО "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство жилищной политики Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Министерство строительного комплекса Московской области и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица - Министерства жилищной политики Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26.06.2018 ООО "Олимп-Альянс" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта - многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями (поз. N 4 по ГП) по адресу: Московская область, город Щелково, микрорайон N 5, ул. Центральная, на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050412:2.
Уведомлением от 31.07.2018 N 48348 Министерство строительного комплекса Московской области отказало в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- 13.1.1 отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10.5.1 Административного регламента: а) пояснительная записка (представленный раздел оформлен не в соответствии с Положением о составе разделом проектной документации и требованиях по содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
- отсутствуют технические условия на перенос сети газопровода (проектируемый объект попадает в зону минимальных расстояний газового хозяйства).
Не согласившись с отказом, ООО "Олимп-Альянс" обратилось в суд с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что Министерством строительного комплекса Московской области не соблюден срок на рассмотрение заявления, а также на отсутствие оснований для отказа: технические условия на перенос сети газопровода не требуются, так как объект не попадает в зону минимальных расстояний газового хозяйства, объект и земельный участок находятся за пределами охранной зоны объектов газового хозяйства; Министерство строительного комплекса Московской области не наделено полномочиями по пересмотру результатов проведения положительной экспертизы проектной документации, а его выводы противоречат содержанию представленных документов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций признали их обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.06.2005 между ООО "Олимп-Альянс" (далее - инвестор), Администрацией Щелковского муниципального района Московской области, Министерством строительного комплекса Московской области заключен инвестиционный контракт N 35 на комплексную застройку микрорайона N 5 Центрального жилого района г. Щелково Московской области с социальной, инженерной инфраструктурами и благоустройством на земельном участке ориентировочной площадью 4,76 га. Инвестиционный контракт зарегистрирован в реестре Министерства строительного комплекса Московской области от 01.07.2005 за N 173/14-05. Условиями инвестиционного контракта предусмотрено расселение граждан из аварийного жилья, расположенного в границах застраиваемой территории, с последующим сносом многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.04.2018 по делу N А41-8292/18 установлено, что ООО "Олимп-Альянс" является единственным лицом, имеющим право на осуществление строительства многоквартирных домов в границах микрорайона N 5 по ул. Центральная г. Щелково Московской области, в соответствии с действующими документами территориального планирования, так как инвестиционный контракт является действующим и находится в стадии исполнения. Этим же решением инвестиционный контракт от 30.06.2005 N 35 признан договором о развитии застроенной территории 5 микрорайона Центрального жилого района города Щелково.
В соответствии с пунктом 2.1 инвестиционного контракта, его предметом в является реализация сторонами в 2005 - 2028 годах инвестиционного проекта комплексной застройки микрорайона N 5 (между улицами Центральная и Строителей) Центрального жилого района города Щелково Московской области с социальной, инженерной инфраструктурами и благоустройством, в соответствии с проектной документацией и техническими условиями, с ориентировочной общей площадью квартир ориентировочно 131.130 кв.м, на земельном участке ориентировочной площадью 4,76 га, расположенном по адресу: Московская область, город Щелково, в границах: 1-й Первомайский проезд, ул. Центральная, ул. Строителей и их продолжение, согласно прилагаемой схеме архитектурно-планировочной организации территории проекта планировки территории микрорайона N 5 по ул. Центральной в городе Щелково Московской области, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково от 02.07.2014 N 105, с ориентировочным объемом инвестиций в текущих ценах 8.738.000.000 руб., со сносом 20 зданий жилого назначения, в том числе с переселением граждан из 19 жилых домов в количестве ориентировочно 186 семей/491 человек.
Строительство инвестиционного объекта осуществляется пусковыми комплексами в четыре очереди.
26.06.2018 ООО "Олимп-Инвест" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями (поз. N 4 по ГП) по адресу: Московская область, город Щелково, микрорайон N 5, ул. Центральная, на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050412:2.
К заявлению приложены правоустанавливающие документы на земельный участок - договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050412:2 от 07.06.2018 N 16-1715/19, и градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) от 22.05.2018 N RU50510105-MSK, составленный на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Главы г/п Щелково от 02.07.2014 "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона N 5 по ул. Центральной в городе Щелково Московской области (корректировка)".
Проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями (поз. N 4 по ГП) по адресу: Московская область, город Щелково, микрорайон N 5, ул. Центральная - получили положительное заключение экспертизы от 22.06.2018 N 50-2-1-3-0284-18 ООО "Экспертстройинжиниринг".
Суды отметили, что основным доводом Министерства строительного комплекса Московской области в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство является "отсутствие технических условий на перенос сети газопровода (проектируемый объект попадает в зону минимальных расстояний газового хозяйства)".
Судами установлено, что согласно чертежу к ГПЗУ весь земельный участок находится в границах зон, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, имеется обозначение о частичном расположении земельного участка в границах зоны минимальных расстояний газового хозяйства.
При проектировании объектов капитального строительства необходимо учитывать охранные зоны инженерных коммуникаций. При наличии охранных зон размещение зданий, строений, сооружений возможно при получении письменного решения о согласовании сетевых организаций (п. 3 л. 4 ГПЗУ).
Согласно техническому отчету ООО "Специализированное землеустроительное бюро" "Инженерно-геодезические изыскания земельного участка по адресу г. Щелково ул. Центральная микрорайон N 5", прохождение коммуникаций согласовано с ГУП МО "Мособлгаз", отмечено, что газопровод нанесен согласно исполнительно-технической документации.
Судами установлено, что из представленных схем расположения газопровода следует, что проектируемый объект и земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050412:2 находятся за пределами объектов газового хозяйства.
Технический отчет представлялся в Министерство строительного комплекса Московской области вместе с положительным заключением проектной документации.
Суды установили, что положительным заключением проектной документации также подтверждается, что раздел "Пояснительная записка" проектной документации соответствует требованиям к содержанию этого раздела, а проектная документация и результаты инженерных изысканий на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями (поз. N 4 по ГП) по адресу: Московская область, город Щелково, микрорайон N 5, ул. Центральная" соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 по делу N А41-91056/18.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года по делу N А41-91351/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.