г. Москва |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А40-70561/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверен. от 30.12.2019,
рассмотрев 22 января 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 09 июля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кипель М.Т.,
на постановление от 24 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,
по делу N А40-70561/19,
по заявлению открытого акционерного общества "Центр комплектации учебных заведений"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "РЖД",
о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 19 февраля 2019 года N 77/009/269/2019-1219,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центр комплектации учебных заведений" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЦКУЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 19 февраля 2019 года N 77/009/269/2019-1219 о приостановлении государственной регистрации права собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Заявитель и третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве от 30 декабря 2005 года N 1986 и передаточного акта от 30 декабря 2005 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало ОАО "ЦКУЗ" земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м, входящий в состав приватизируемого имущественного комплекса, что также установлено вступившим в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу NА40-132418/12 от 18 сентября 2013 года.
Арбитражным судом города Москвы в рамках дела N А40-142996/16 установлено право собственности ОАО "ЦКУЗ" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21, площадью 14 140 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, вл. 14Г.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12 декабря 2013 года N 12434 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2124 площадь 1100 +/- 12 кв. м. был образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м с сохранением в измененных границах и изъят у собственника.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по делу N А40-119929/17 восстановлено положение земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м +/- 40 кв. м, местоположение: г. Москва, проезд Серебрякова, вл. 14Г, принадлежащего ОАО "ЦКУЗ" на праве собственности, в положение и границах, существовавших до нарушения права.
Апелляционным судом в рамках дела N А40-119929/17 установлено, что самовольно выделенный Департаментом городского имущества г. Москвы земельный участок образован путем совершения незаконных действий с ранее сформированным земельным участком и передан в аренду ОАО "РЖД" в отсутствие правовых оснований.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда 07 февраля 2019 года по делу N А40-119929/17 ОАО "ЦКУЗ" и Управлению разъяснено, что Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года является основанием для прекращения аренды ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2124, площадью 1 100,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14Г и последующей регистрации права собственности ОАО "ЦКУЗ" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м +/- 40 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы в рамках дела N А40-250135/18 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 21 сентября 2018 года N 77/002/233/2018-4291 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "ЦКУЗ" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21, выраженное в уведомлении. Суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав ОАО "ЦКУЗ" путем регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21.
06 февраля 2019 года общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21.
Управление Росреестра по г. Москве уведомлением от 19 февраля 2019 года N 77/009/269/2019-1219 сообщило о приостановлении государственной регистрации права по тем основаниям, что Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2124 площадь 1100 +/- 12 кв. м предоставлен в аренду по действующему договору аренды.
Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГК РФ).
Частью 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим ФЗ.
Кроме того, как следует из пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 года N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21, а судебными актами действия Департамента городского имущества города Москвы признаны незаконными в связи с отсутствием полномочий по распоряжению спорным земельным участком с кадастровым номером 77:02:0015011:21, учитывая, что права третьих лиц, в том числе право аренды, на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21 отсутствуют, пришли к обоснованному выводу о незаконности и нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основаны на ошибочном толковании закона и противоречат обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-132418/12, А40-119929/17 и А40-250135/18, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2019 года по делу N А40-70561/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Р. Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим ФЗ.
Кроме того, как следует из пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 года N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2020 г. N Ф05-23799/19 по делу N А40-70561/2019