город Москва |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А40-92190/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мовсесян Г.А., доверенность от 10.02.2020;
от заинтересованного лица: Помогаева О.В., доверенность от 30.12.2019;
от третьего лица: Комарова Е.В., доверенность от 14.01.2020;
рассмотрев 04 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Баркетто"
на решение от 30 июля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-92190/19
по заявлению ООО "Баркетто"
об оспаривании бездействия
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: УФНС России по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Баркетто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление, административный орган) об оспаривании бездействия, выразившегося в отказе от исправления реестровой ошибки, а именно: невнесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о применявшейся с 01.01.2017 кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001026:1096, расположенного по адресу: г. Москва, Хохловский переулок, д. 7-9, стр. 3, в размере 199.304.237 руб., об обязании Управления внести в ЕГРН сведения о применявшейся с 01.01.2017 кадастровой стоимости указанного нежилого здания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Баркетто" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделок, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Понятие кадастровой стоимости определяется в статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ, определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 (далее - ФСО N 2), раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной стоимости.
Так, согласно пункту 4 ФСО N 2, результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Согласно статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Согласно пункту 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), сведения (в рассматриваемом случае, о кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, цена такой стоимости) вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке документов.
Внесение таких сведений согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ, производится на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ от органа государственной власти, утвердившего в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости, а именно: в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который осуществляет их внесение в ЕГРН.
Таким образом, заинтересованным лицом соблюден порядок внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет органы Росреестра, налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссий или решений суда, а также вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости.
В ЕГРН вносится та кадастровая стоимость, которая предоставлена органам Росреестра от органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и данная стоимость, как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2018 N Д23и-1986 "О применении кадастровой стоимости для целей налогообложения" (далее - письмо N Д23и-1986), не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.
При поступлении размера кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, органы Росреестра не вправе определять достоверность установленной оценщиком кадастровой стоимости, а также вносить отличную кадастровую стоимость от той, которая установлена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, решениями Комиссий или на основании заявления общества и стоимости, указанной в отчете оценщика, решениями судов. В связи с чем органы Росреестра не имеют полномочий по исключению суммы НДС из рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости.
Законодателем не предусмотрена процедура и основания для проведения проверки размера определенной оценщиком суммы НДС, включенной в рыночную стоимость объекта-недвижимости.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей.
Суды обоснованно отметили, что выводы, изложенные в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 5-КГ18-96 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2018 N 5-КГ17-258, на которые ссылался заявитель, не противоречат позиции Росреестра, поскольку в указанных делах собственником недвижимости оспаривалась кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Судами установлено, что 07.11.2018 в Управление поступило обращение ООО "Баркетто" по вопросу кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая спорный объект с кадастровым номером 77:01:0001026:1096, а также по вопросам налогообложения.
Указанное обращение рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), о чем имеется указание в письме Управления от 17.12.2018 N 51-24354/18.
В адрес заявителя направлен ответ с разъяснением того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, указанных в обращении, установлена решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09.11.2017 N 51-26788/2017. Также даны разъяснения о рыночной стоимости с учетом Федерального закона N 135-ФЗ.
Кроме того, заявителю разъяснено, что вопросы налогообложения не относятся к компетенции Управления.
Вместе с тем, суды обоснованно отметили, что данный ответ на обращение носит информативный характер, не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого он вынесен, не порождает изменений в его правах и обязанностях, и не свидетельствует о бездействии Управления, в связи с чем факт оспариваемого бездействия не может быть установлен.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением не допущено незаконное бездействие, а ответы на обращение заявителя, в свою очередь, не могут расцениваться как совершение каких-либо регистрационных действий либо действий по кадастровому учету.
Правовая позиция Управления подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Таким образом, судами установлено, что Управлением дан подробный ответ на обращение заявителя, что свидетельствует об отсутствии отказа или бездействия со стороны Управления.
Относительно внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001026:1096 в размере 235.179.000 руб. суды отметили следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением комиссии от 09.11.2017 N 51-26788/2017 на основании заявления ООО "Баркетто" и представленного отчета об оценке в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001026:1096 установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере рыночной, указанной в отчете, а именно в размере 235.179.000 руб. Указанная кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2017.
Размер итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости содержится в отчете об оценке, предоставленном заявителем на комиссию, что не оспаривалось заявителем.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (далее - ФСО N 3), отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с пунктом 4 ФСО N 3, отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.
В случае установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии, такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН в соответствии с принятым комиссией решением.
Действующее законодательство не наделяет комиссию полномочиями по изменению величины рыночной стоимости объектов недвижимости, указанной в представленных на комиссию отчетах об оценке объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, орган регистрации прав обязан в силу Федерального закона N 218-ФЗ при поступлении решения комиссии или суда об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости внести указанные сведения в ЕГРН.
Таким образом, Управлением в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ на основании решения комиссии от 09.11.2017 N 51-26788/2017 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001026:1096 в размере 235.179.000 руб.
С учетом изложенного, суды обоснованно заключили об отсутствии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001026:1096. Заявителем также не представлены доказательства наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что заявитель не оспаривал в судебном порядке вышеуказанное решение комиссии.
Положение об Управлении, утвержденное приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027 "О внесении изменений в положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263", не наделяет Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии.
Более того, Федеральный закон N 135-ФЗ, Федеральный закон N 218-ФЗ и иные нормативные правовые акты также не наделяют Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что вопросы налогообложения не относятся к компетенции Управления.
Ссылки заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 5-КГ18-96 по делу N 33а-5184 правомерно признаны судами не обоснованными, поскольку по указанному делу обжаловались судебные акты об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании результатов судебной экспертизы.
В соответствии со статьей 61 Федеральный закон N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно вышеуказанной норме воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, ошибки, связанные с ЕГРН, подразделяются на технические и реестровые.
Более того, как отмечалось и заявителем, кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимого имущества, была определена в размере рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной в представленных заявителем отчетах об оценке недвижимого имущества и внесена в сведения ЕГРН.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, а также доводов заявителя, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания полагать об имеющихся ошибках в ЕГРН, касающихся стоимости объектов недвижимого имущества, поскольку вопрос об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости не относится к реестровым ошибкам.
Принимая во внимание достаточность собранных по делу доказательств, суды правомерно и обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года по делу N А40-92190/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Баркетто" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 61 Федеральный закон N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2020 г. N Ф05-1906/20 по делу N А40-92190/2019