город Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А40-204167/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Теселкин К.А., доверенность от 30.08.2019;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 16 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
на решение от 16 сентября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-204167/19
по заявлению ООО "Лекс моторс"
об оспаривании решения
к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,
третье лицо: ООО "Растабан",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лекс моторс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент транспорта), оформленного уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы" от 22.07.2019 N 017355-2019, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс моторс" путем выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на автомобиль марки Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак РС 150 777.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Растабан".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Лекс моторс" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является 49.32 - Деятельность такси (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
06.07.2019 ООО "Лекс моторс" обратилось в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры города Москвы с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы на транспортное средство марки Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак РС 150 777, номер заявления N 0001-9000003-77200101-0028532/19.
Указанное транспортное средство находится во владении заявителя на основании договора от 08.11.2018 N 005 аренды транспортного средства без экипажа, заключенного между ООО "Растабан" и заявителем. Согласно акту приема-передачи вышеуказанное транспортное средство передано заявителю в аренду на срок с 16.05.2019 до 16.05.2020.
22.07.2019 Департаментом транспорта вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы" по причине несоответствия заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами г. Москвы, Едиными требованиями, Регламентом (уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы" от 22.07.2019 N 017355-2019).
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Лекс моторс" обратилось с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно сочли соблюденными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы выдаются Департаментом транспорта в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.06.2011 N 278-ПП "О мерах по реализации Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Административный регламент, Постановление N 278-ПП).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.30 постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы" (далее - Положение N 32-ПП), на территории города Москвы уполномоченным органом по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является Департамент транспорта.
Уполномоченный орган выдает разрешения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы при наличии у них на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям федерального законодательства и законодательства г. Москвы (пункт 2.4.1 Административного регламента).
В силу пункта 2.8.1 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги при выдаче разрешения, переоформлении разрешения, выдаче дубликата разрешения и аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, являются несоответствие представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
Судами установлено, что заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы, к которому был приложен необходимый пакет документов в соответствии с пунктом 2.5.1 Административного регламента; данное заявление было принято к рассмотрению.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (информации):
2.5.1.1. Документы, представляемые заявителем:
2.5.1.1.1. При выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (далее - разрешение):
2.5.1.1.1.1. заявление, которое оформляется согласно приложению 1 или 2 к Административному регламенту посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму (пункт 2.5.1.1.1.1 в редакции постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 814-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 278-ПП").
Судами установлено, что данное заявление заполнено в интерактивной форме в личном кабинете заявителя.
2.5.1.1.1.2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо представителя заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя). Была приложена копия паспорта представителя заявителя.
2.5.1.1.1.3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя). Была приложена доверенность на представителя заявителя.
2.5.1.1.1.4. Копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Была приложена копия свидетельства о регистрации транспортного средства.
2.5.1.1.1.5. Копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенная заявителем, либо копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством). Была приложена копия договора аренды транспортного средства от 08.11.2018 N 005.
Суды отметили, что Департамент транспорта сослался на то, что основанием для отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы на транспортное средство марки Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак РС 150 777, номер заявления N 0001-9000003-77200101-0028532/19 послужило то обстоятельство, что свидетельство о регистрации транспортного средства, приложенное заявителем к заявлению не заверено заявителем со ссылкой на нарушение пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 2.5.6 Административного регламента.
Департамент в обоснование данного довода сослался на ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации"; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" и пр. документами, предусматривающими особый порядок придания копии юридической силы.
В настоящем случае заявитель подавал документы в иной форме передачи, а именно о предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала, доступ к которому индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставляется после получения доступа к подсистеме "личный кабинет" Портала в соответствии с приложением 4 к постановлению Правительства Москвы от 07.02.2012 N 23-ПП "О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме "личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (далее - Постановление N 23-ПП).
Для получения доступа к подсистеме "личный кабинет" Портала, индивидуальные предприниматели и юридические лица используют сертифицированные средства электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" (далее - Приказ N 796).
Доступ к подсистеме "личный кабинет" Портала обеспечивается при наличии у заявителей квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) (пункт 2.4.3 Административного регламента).
Электронная форма предоставления документов предусматривает иной порядок заверения копий для подачи документов в электронном виде.
В данном случае речь идет об электронных копиях бумажных документов, полученных с помощью сканирования и заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью (далее - ПЭП) или усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП). Электронный образ документа заверяется простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Закон об электронной подписи. В силу частей 1 и 2 статьи 6 Закона об электронной подписи, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (часть 1 статьи 6 Закона об электронной подписи).
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (часть 2 статьи 6 Закона об электронной подписи).
Таким образом, документ, составленный в электронной форме и подписанный электронной подписью, является равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Департамент ссылался на пункт 2.5.6 Административного регламента, который регламентирует подачу заявления и документов представителем заявителя, однако в настоящем случае заявление подавалось и подписывалось непосредственно генеральным директором ООО "Лекс моторс".
Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.
Поэтому руководствоваться следует пунктом 2.5.5 Административного регламента, который регулирует порядок подачи заявления и документов непосредственно заявителем, и предусматривает, что при подаче заявления в электронной форме с использованием Портала, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заявитель прикрепляет к заявлению подписанные в установленном порядке квалифицированной электронной подписью заявителя электронные копии (электронные образы) документов в формате pdf, jpg, jpeg, png, tiff или zip-архив с несколькими файлами, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 2.5.5 Административного регламента в редакции постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 814-ПП).
Соответственно, суды обоснованно заключили о том, что заявителем не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при подаче документов для выдачи разрешения.
Последствия ненадлежащего выполнения заявителем обязанности представить заявление о выдаче разрешения с приложением необходимых документов в виде заверенных копий при электронной форме предоставления данной услуги, законом не предусмотрены.
Согласно пункту 2.10.4 Административного регламента, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установленный пунктами 2.10.1 - 2.10.3 Административного регламента, является исчерпывающим.
Указанный закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения не включает в себя такое основание для отказа как "незаверение копии документа заявителем".
Пункт 2.8.1.1 Административного регламента, на который ссылается Департамент транспорта "Несоответствие представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом - это очень общее понятие и любое, даже самое незначительное, несоответствие одного из представленных документов норме закона, подзаконному акту дает представителям органа принять решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Однако не во всех случаях любое нарушение формы должно влечь отказ в предоставлении государственной услуги, поскольку далеко не каждое нарушение формы документа влечет в конечном счете его недействительность.
В данном случае Департамент транспорта на момент получения заявления заявителя располагал достоверными сведениями о факте регистрации данного транспортного средства, поскольку ранее этим же Департаментом было выдано разрешение на вышеуказанный автомобиль на компанию ООО "Растабан". При наличии сомнений в указанном документе Департамент не был лишен возможности проверить достоверность документа с данными по собственным базам, а также с базами ГИБДД.
Кроме того, системное толкование вышеприведенных норм права, регулирующих процедуру получения государственной услуги в электронной форме с использованием Портала, позволяет признать, что предъявляемые к заявителю формальные требования заверить копии документов не означают необходимость заверения каждой страницы общего пакета документов, образующих единую заявку.
Довод Департамента транспорта о том, что заявитель может использовать данное транспортное средство в иной сфере, кроме такси, также обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку данное транспортное средство было специально подготовлено именно для таксомоторных перевозок, а именно: имеет определенную цветовую гамму кузова транспортного средства, цветографическую схему легкового такси и опознавательный фонарь. Заявитель же является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является 49.32 - Деятельность такси (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2). Данный вид деятельности является единственным видом деятельности, которым в настоящее время занимается заявитель.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у административного органа отсутствовало основание для отказа в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы".
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Кроме того, системное толкование вышеприведенных норм права, регулирующих процедуру получения государственной услуги в электронной форме с использованием Портала, позволяет признать, что предъявляемые к заявителю формальные требования заверить копии документов не означают необходимость заверения каждой страницы общего пакета документов, образующих единую заявку. Иное толкование означало бы неоправданное (чрезмерное) формальное ограничение, не основанное на юридически оправданном интересе органа, предоставляющего государственные услуги.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года по делу N А40-204167/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.
Поэтому руководствоваться следует пунктом 2.5.5 Административного регламента, который регулирует порядок подачи заявления и документов непосредственно заявителем, и предусматривает, что при подаче заявления в электронной форме с использованием Портала, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заявитель прикрепляет к заявлению подписанные в установленном порядке квалифицированной электронной подписью заявителя электронные копии (электронные образы) документов в формате pdf, jpg, jpeg, png, tiff или zip-архив с несколькими файлами, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 2.5.5 Административного регламента в редакции постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 814-ПП)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2020 г. N Ф05-3416/20 по делу N А40-204167/2019