• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2020 г. N Ф05-3346/20 по делу N А40-291664/2018

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, после введения в отношении НП "Разгуляй-2" государственного регулирования в качестве субъекта естественной монополии и установления Комитетом индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, между НП "Разгуляй-2" и ПАО "Мосэнергосбыт" был заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 04.03.2014 г. N 66-360. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Некоммерческое Партнерство Индивидуальных Застройщиков "Разгуляй-2" осуществляло деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии в соответствии с требованиями действующего законодательства по установленному решением Правления от 19.06.2015 г. N 19 Комитета по ценам и тарифам Московской области, утвержденного распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.06.2015 г. N 71-Р тарифу на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования (2014-2016 гг.). В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций, статус которой был присвоен НП "Разгуляй-2" в соответствии с Приказом ФСТ N 629-э от 17.09.2012 г. и был установлен тариф на указание данных услуг в соответствии с решением Комитета по ценам и тарифам Правительства Московской области. Истец в обоснование исковых требований также указал на то, что исполнение договора от 04.03.2014 г. N 66-360 и дополнительного соглашения N 1 от 05.03.2015 г. единственным плательщиком ПАО "МОЭСК" было необоснованно прекращено. В соответствии с решениями комитета по ценам и тарифам Правительства Московской области НП "Разгуляй 2" были установлены тарифы на передачу электроэнергии в размере 3,805 за кВт/ч согласно выписки из решения комитета по ценам и тарифам от 19.06.2015 г. Комитета по ценам и тарифам Правительства Московской области от 19.06.2015 г. N 71-Р. в размере 1,52 за кВт/ч на 1-е полугодие 2016 г. в размере - 1,36 за кВт/ч.2.1.2 на 2-е полугодие 2016 г. в соответствии с Распоряжением комитета по ценам и тарифам правительства Московской области от 24.07.2017 г. N 23-Р с установлением тарифа в виде 1,36 за кВт. Так, согласно расчетам НП "Разгуляй-2", размер доходов, которые должна была получить организация в периоде регулирования (2016 г.), определялся исключительно исходя из расчета объема фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии в течение 2016 г. по договору от 04.03.2014 г. N 66-360, с учетом установленного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Московской области индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 г. для НП "Разгуляй-2". Исходя из объёмов дополнительно привлеченных сетей за период тарифного регулирования составляет по позициям: рост объема оказываемых услуг по передаче электрической энергии - 3270,3 %; рост объема передаваемой мощности - 4184,9 %; рост объема привлеченных электрических сетей - 2689,6%. Тариф на услуги по передаче электрической энергии для НП "Разгуляй-2": 2-е полугодие 2015 г. 3,805 руб./кВтч.; 1-е полугодие 2016 г. 1,52 руб./кВтч.; 2-е полугодие 2016 г. 1,36 руб./кВтч. Объем услуг по передаче электрической энергии (полезного отпуска), который определяется по договору от 04.03.2014 г. N 66-360, равен объему потребления электрической энергии потребителей электрической энергии, подключенных к электрическим сетям НП "Разгуляй-2" за второе полугодие 2015 г. и весь 2016 г.

Так, истец в подтверждение заявленной суммы указал, что общая сумма долга составляет 93 382 081 руб. 04 коп. При расчете стоимости услуг за 2015 г. НП "Разгуляй-2" был применен тариф, установленный на 2-е полугодие 2016 г., применяя аналогию права - п. 166 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 г. - тариф за аналогичный период смежного календарного года, 2016 г. Судом, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, правомерно исковые требования были удовлетворены частично. Причем, кассационная коллегия считает правомерным отказ суда в удовлетворении требования о взыскании основного долга за период август-декабрь 2015 г. в связи с пропуском срока давности.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, правомерно отклоняя доводы ответчика, указал следующее.

Так, вопреки доводам ответчика, применение тарифов 2016 г. для расчета услуг за 2015 г. не соответствует нормам постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление N 1178). В силу п. 2 постановления N 1178 "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации. "Срок действия цен (тарифов)" - период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 11(1) постановления N 1178, регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации, при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (п.п. 12, 25 Правил регулирования тарифов). Обоснованность экономических величин, предложенных сетевой организацией, проверяется экспертным путем (п. 23 Правил регулирования тарифов). В условиях котловой модели взаиморасчетов по принципу "котел сверху" все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в "котел", и распределяет ее между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая, тем самым, необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (п. 3 Основ ценообразования, п.п. 49, 52 Методических указаний N 20-э/2). Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа (тарифное решение), включающее как котловой, так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные интересы всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а в силу п. 35 Правил регулирования тарифов оно должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф. Подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом (то есть по средством использования тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.

Таким образом, суд апелляционный инстанции пришел к правомерному выводу, что возмещение истцу денежных средств в рамках определенной Комитетом по ценам и тарифам Московской области необходимой валовой выручки должно было осуществляться в рамках заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателя котла и сбытовыми организациями, потребители которых технологически присоединены к электрическим сетям истца с использованием которых оказывались услуги по передаче электрической энергии. При этом расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных, в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты.

Таким образом, суд, по мнению кассационной коллегии, в обжалуемых актах пришел к правомерному выводу, что тарифы, примененные при определении размера задолженности за спорный период, были установлены для расчета ответчика с истцом правильно, исходя из представленных в материалы дела доказательств и положений ст.ст. абз. 3 ч. 4 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 и установленных ранее в рамках дела обстоятельств."