город Москва |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А41-70016/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хайден С.Л., доверенность от 13.01.2020;
от заинтересованного лица: Егорова Е.В., доверенность от 01.08.2019;
от третьего лица: Алиева Н.С., доверенность от 20.04.2020;
рассмотрев 02 июля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Госжилинспекции Московской области и третьего лица - МУП "Жилищник г.о. Химки"
на решение от 01 ноября 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 февраля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-70016/19
по заявлению ООО УК "НОВОГОРСК"
об оспаривании решения
к Госжилинспекции Московской области,
третье лицо: МУП "Жилищник г.о. Химки",
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "НОВОГОРСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) с требованиями:
1. Признать незаконным и отменить решение об отказе от 07.05.2019 N Р001-3758002337-22673649 в отношении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Спартаковская, д. 16.
2. Обязать инспекцию рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Московской области на основании обращения ООО УК "НОВОГОРСК" от 28.03.2019 N 3758002337-22673649 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Спартаковская, д. 16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Жилищник г.о. Химки" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области и МУП "Жилищник г.о. Химки" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО УК "НОВОГОРСК" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 1185053028060, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Общество имеет лицензию от 05.02.2019 N 1707 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
28.03.2019 общество обратилось в инспекцию с заявлением N Р001-3758002337-22673649 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с изменением сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Спартаковская, д. 16, приложив договор управления от 25.03.2018 N 1/19.
29.03.2019 инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
В дальнейшем, по результатам рассмотрения заявления инспекцией принято решение от 07.05.2019 N 3758002337-22673649 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям подпунктов "а", "в", "м" пункта 3, подпункта "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Не согласившись с решением инспекции и полагая, что отказ во внесении сведений в указанный реестр нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из нижеследующего.
Из части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу положений частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Суды отметили, что Порядок N 938/пр определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ;
ж) копия заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В оспариваемом решении обществу вменяется нарушение требований подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, согласно которому в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами, управляющей компанией в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 198 ЖК РФ, размещена информация о заключенном договоре управления спорным многоквартирным домом, что подтверждается представленной заявителем информацией с сайта ГИС ЖКХ и не опровергнуто административным органом.
Таким образом, судами установлено что общество исполнило обязанность по размещению сведений в системе ГИС ЖКХ и направило соответствующее заявление по утвержденной форме с приложением необходимого пакета документов.
Суды также отметили, что в оспариваемом решении обществу также вменяется нарушение процедуры организации и проведения общего собрания - подпункты "а", "в" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ, собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Судами установлено, что заявителем при обращении с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Спартаковская, д. 16, представлены: протокол общего собрания от 25.03.2019 N 1; договор управления от 25.03.2019 N 1/19; приказ от 03.10.2018 N 1; реестр собственников, присутствующих на очной части собрания 11.03.2019; реестр собственников помещений; реестр собственников, проголосовавших на общем собрании; уведомление о проведении собрания; фотоматериалы размещения уведомления; проект договора управления; условия пользования общим имуществом; решения собственников.
Оснований для признания представленных доказательств недостоверными у судов не имелось. Сведений об оспаривании результатов указанного общего собрания собственников помещений, в установленном законодательством порядке, не представлено, доказательств признания недействительными в судебном порядке результатов указанного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, заинтересованным лицом судам также не представлено.
Административный орган в оспариваемом решении указал, что в представленном в составе документов договоре отсутствуют сведения относительно общего имущества применительно к спорному многоквартирному дому. Инспекция при рассмотрении документов общества пришла к выводу, что представленный договор управления не соответствует требованиям части 3 статьи 162 ЖК РФ, а именно: пункт 1 - не указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, определенный в соответствии с Порядком N 938/пр.
Поскольку указанное материалами дела не подтверждается, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что в приложении N 1 к договору управления от 25.03.2019 N 1/19 определяется состав общего имущества многоквартирного дома N 16. Однако данные обстоятельства не учтены административным органом при рассмотрении заявления.
При этом факт осуществления деятельности по управлению спорным МКД с момента заключения договора управления по настоящее время именно ООО УК "НОВОГОРСК", по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Исходя из изложенного, оспариваемые действия административного органа по отказу во внесении изменений в реестр лицензий Московской области, совершенны при отсутствии предусмотренных законом оснований, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование заявителя о признании незаконным отказа инспекции во внесении изменений в реестр лицензии Московской области.
Доводы предприятия и инспекции обоснованно не приняты во внимание судами, поскольку в материалах дела имеются сведения об общем количестве граждан, принимавших участие в общем собрании.
Также представлены сведения о размещении необходимых сведений на сайте ГИС ЖКХ.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
В соответствии с частью 3.1 статьи 198 ЖК РФ, в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Указанные требования инспекцией не заявлены.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2020 года по делу N А41-70016/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Госжилинспекции Московской области и МУП "Жилищник г.о. Химки" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
В соответствии с частью 3.1 статьи 198 ЖК РФ, в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июля 2020 г. N Ф05-9916/20 по делу N А41-70016/2019