город Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А41-74433/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 13 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Рослесхоза
на решение от 05 марта 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 19 мая 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-74433/19
по иску Рослесхоза
об оспаривании результата межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка, исключении из ЕГРН сведений
к Администрации Наро-Фоминского городского округа, СНТ "Пушкарка",
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, Министерство имущественных отношений Московской области, Овчинников О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - администрация) и СНТ "Пушкарка" (далее - товарищество) с иском об оспаривании результатов межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:26:0030805:727.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, Министерство имущественных отношений Московской области и Овчинников О.А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением администрации от 03.03.2016 N 375 с учетом заключения товарищества предварительно согласовано предоставление Овчинникову О.А. земельного участка, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея, СНТ "Пушкарка", участок 302, и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования - ведение садоводства.
На основании указанного постановления 13.04.2016 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030805:727, площадью 800+/-247 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства, с местоположением: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея, СНТ "Пушкарка", участок 302, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Судами из материалов кадастрового дела установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727 установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Права на земельный участок не зарегистрированы в связи со смертью лица, заинтересованного в приобретении участка.
Заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 8 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727 с границами земель лесного фонда выдела 2 квартала 10 Наро-Фоминского лесничества, Наро-Фоминского сельского участкового лесничества, площадь наложения составила 800 кв.м, координаты пересечения участков определены.
Ссылаясь на нарушение порядка формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727 и отсутствие оснований для выбытия спорной части лесного участка из федеральной собственности, Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, права всех собственников защищаются равным образом.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Разъяснениями, изложенными в разделе "Споры о правах на недвижимое имущество" совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), определены способы защиты нарушенных прав при разрешении споров о правах на недвижимое имущество.
В пункте 2 Постановления N 10/22 разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхозом и комитетом в материалы дела представлены заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 8, выписка из государственного лесного реестра, содержащая сведения о категории земель, целевом назначении лесов, площади и местоположении лесных участков, карту-схему по материалам лесоустройства; выкопировка из планшета лесных участков Наро-Фоминского лесничества, Наро-Фоминского сельского участкового лесничества по состоянию на 2015 год, таксационное описание лесного участка Наро-Фоминского лесничества, Наро-Фоминского сельского участкового лесничества.
Вместе с тем, как установили суды, указанные документы не содержат сведений о местоположении точек координат границ спорных лесных участков, а в судебном заседании представитель Рослесхоза также пояснил, что участки лесного фонда не прошли кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Инструкция N 122), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Инструкция N 122, каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 35 Инструкции N 122, при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Как обоснованно отметили суды первой и апелляционной инстанции, представленные в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727 с землями лесного фонда, выписка из государственного лесного реестра, таксационное описание и выкопировка из планшета по материалам лесоустройства не могут быть положены в основание решения об удовлетворении требований Рослесхоза, поскольку координаты наложения границ определены при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства.
Между тем суды констатировали, что указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Кроме того, суды отметили, что ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлялось, представитель Рослесхоза ходатайствовал о рассмотрении спора по имеющимся в материалах дела документам.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 8, таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, а таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер. При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Рослесхозом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Суды установили, что представленным в материалы дела кадастровым делом подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030805:727 сформирован на основании межевого плана и в соответствии с постановлением администрации от 03.03.2016 N 375 из земель, ранее отведенных товариществу под садоводство (1994-2000 годы).
В материалах дела также имеются план землеотвода в соответствии с постановлением Главы администрации от 06.06.1994 N 865, содержащий описание границ земельного участка, в том числе границ, смежных с Можайским и Верейским лесхозом и акт установления и согласований границ земельного участка товарищества, в котором имеется отметка о согласовании границ представителями Бородинского лесхоза (26.07.2000), Верейского лесхоза (16.06.2000).
Суды обоснованно указали, что сведений и юридически значимых документов, подтверждающих формирование земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030805:727 из земель лесного фонда Рослесхозом в материалы дела не представлено, а из материалов кадастрового дела усматривается, что местоположение границ спорного земельного участка проверено органом кадастрового учета и пересечений не установлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030805:727 на момент постановки на кадастровый учет имел привязку к местности, координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке внесены в Государственный кадастр недвижимости, кадастровое дело подтверждает наличие первичных документов, на основании которых сформирован участок. Участок в установленном законом порядке отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, перевод из одной категории земель в другую не осуществлялся.
Суды первой и апелляционной инстанций также указали, что доказательств формирования и постановки на кадастровый учет лесного участка Рослесхозом также не представлено, следовательно, требования Рослесхоза фактически сводятся к установлению смежной границы земельного участка и участка лесного фонда.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. При этом, избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления N 10/22, иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Таким образом, суды первой и апелляционной обоснованно отметили, что в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах. Формулирование требований искового заявления относится к исключительным правам истца по делу, в то время как на суде лежит обязанность рассмотреть возникший спор в пределах заявленных исковых требований.
Также суды указали, что условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, суды обоснованно заключили, что исковые требования Рослесхоза фактически сводятся к установлению смежных границ земельных участков, между тем, Рослесхозом в рамках соответствующего дела такие требования не заявлены.
Поскольку доказательств, подтверждающих, что сохранение на кадастровом учете спорного земельного участков нарушает права и законные интересы Рослесхоза либо Российской Федерации, в материалах дела не имеется, и обстоятельств нарушения процедуры постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не установлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Рослесхозом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2020 года по делу N А41-74433/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
...
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
...
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. При этом, избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления N 10/22, иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2020 г. N Ф05-11156/20 по делу N А41-74433/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11156/20
19.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5254/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74433/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74433/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74433/19