Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Шпачевой Т.В.,
судей Казанцевой Р.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Мостострой N 6" Макарова А.В. (доверенность от 20.12.2011 N 11-094), от Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу Бородкиной Е.Б. (доверенность от 17.01.2011),
рассмотрев 20.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2010 (судья Маркин С.Ф.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (судьи Аносова Н.В., Глазков Е.Г., Кашина Т.А.) по делу N А56-63046/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Мостострой N 6" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) об обязании возвратить незаконно списанный со счета истца штраф в размере 17 466 руб. 48 коп. и обязании перечислить начисленные на эту сумму проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2989 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика возвратить истцу 17 466 руб. 48 коп. незаконно списанных денежных средств по инкассовому поручению от 23.11.2007 N 17 и перечислить истцу 2989 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по государственной пошлине. В обоснование жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судами материального права. По мнению Управления, суд не учел, что требования истца по делу N А56-54016/2007 о признании незаконными действий по списанию в бесспорном порядке денежных средств были организационного, а не имущественного характера, и при их удовлетворении какие-либо выплаты из бюджета в пользу истца не предполагаются. Управление также указывает на то, что поскольку денежные средства были списаны в бесспорном порядке на основании пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и перечислены в доход федерального бюджета, ответчик не пользовался и не мог воспользоваться списанными денежными средствами и не уклонялся от их возврата, в отсутствие со стороны истца каких-либо действий до подачи настоящего иска, в связи с чем оснований для начисления процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется. Управление не могло предвидеть, что впоследствии его действия по списанию денежных средств со счета истца будут признаны незаконными. Поскольку Общество заявление о возврате из федерального бюджета незаконно списанной денежной суммы не подавало, досудебный порядок урегулирования спора, по мнению подателя жалобы, не соблюден, поэтому расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, а представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2008 по делу N А56-54016/2007 признаны незаконными действия Управления по списанию в бесспорном порядке денежных средств со счета истца, инкассовое поручение от 23.11.2007 N 17 признано не подлежащим исполнению.
Однако это инкассовое поручение было исполнено до принятия судом решения по делу N А56-54016/2007.
Поскольку незаконно списанные денежные средства не возвращены, Общество обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Управления возвратить денежные средства и перечислить проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на незаконно взысканную с него денежную сумму.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно удовлетворили заявленные требования.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденным Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральное агентство по государственным резервам является главным администратором доходов федерального бюджета по доходам от операций с государственным материальным резервом.
Управление выполняет часть функций Федерального агентства по государственным резервам, является распорядителем бюджетных средств (пункты 1.5 и 3.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.12.2004 N 336.
Как правильно указал апелляционный суд, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы является в соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации составной частью исполнения бюджета и производится в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н.
Как предусмотрено в пункте 20 названного приказа возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы излишне уплаченных (взысканных) сумм, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.
Таким образом, Управление после вступления в законную силу решения суда по делу N А56-54016/2007 должно было принять меры к возврату незаконно взысканной с Общества денежной суммы вне зависимости от того, обратилось ли Общество с соответствующим заявлением.
Уплата процентов за несвоевременный возврат денежной суммы предусмотрена статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н.
Довод подателя жалобы о незаконном взыскании с него в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции исследовался и ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указал апелляционный суд, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, а не от компенсации судебных расходов Общества при удовлетворении его иска.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А56-63046/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указал апелляционный суд, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы является в соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации составной частью исполнения бюджета и производится в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н.
Как предусмотрено в пункте 20 названного приказа возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы излишне уплаченных (взысканных) сумм, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.
...
Уплата процентов за несвоевременный возврат денежной суммы предусмотрена статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2011 г. N Ф07-4949/2011 по делу N А56-63046/2010
Текст постановления официально опубликован не был