Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8. Экономическая, инвестиционная политика, имущественные отношения и научно-промышленная деятельность
В 2016 году для урегулирования отношений в сферах экономической и инвестиционной политики, имущественных отношений и научно-промышленной деятельности принят ряд законов Московской области.
Так, Закон Московской области N 18/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области" ввел в законодательство Московской области понятие "реестр инновационной продукции, рекомендованной к использованию в Московской области".
В соответствии с данным Законом формирование и ведение реестра инновационной продукции, рекомендованной к использованию в Московской области, осуществляется в целях стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе для использования при формировании плана закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московской области. Порядок формирования и ведения реестра инновационной продукции, рекомендованной к использованию в Московской области, утверждается Правительством Московской области.
Закон Московской области N 27/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" разработан и принят по итогам проведенного в 2015 году мониторинга его правоприменения.
Данным Законом уточняются цели поддержки субъектов предпринимательской деятельности, оказываемой органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Устанавливаются требования к муниципальным программам (подпрограммам), содержащим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, выполнение которых является условием выделения из бюджета Московской области субсидий на софинансирование муниципальной программы.
В частности, в муниципальной программе (подпрограмме) должны быть установлены:
цели оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
перечень приоритетных направлений развития (видов деятельности) малого и среднего предпринимательства;
перечень показателей, характеризующих достижение поставленных в муниципальной программе (подпрограмме), содержащей мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, целей, их целевые значения;
мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в соответствующем муниципальном образовании Московской области.
Иные требования к муниципальным программам (подпрограммам) для целей получения финансовой поддержки из бюджета Московской области в соответствии с указанным Законом устанавливаются Правительством Московской области.
Также вышеназванным Законом установлен перечень показателей, которые будут использоваться органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области для оценки степени достижения целей поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Закон Московской области N 38/2016-ОЗ "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" разработан по итогам проведенного в 2015 году мониторинга правоприменения Закона Московской области N 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области".
Закон Московской области N 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области" по итогам мониторинга признан неэффективным и подлежащим признанию утратившим силу.
Новый Закон Московской области N 38/2016-ОЗ "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" устанавливает в качестве основных целей научно-технической политики органов государственной власти Московской области:
реализацию государственной научно-технической политики на территории Московской области;
развитие и эффективное использование научного потенциала Московской области;
увеличение вклада научно-технического комплекса Московской области в развитие экономики и социальной сферы Московской области.
В соответствии с Законом Московской области N 38/2016-ОЗ "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" в системе исполнительных органов государственной власти Московской области определяется уполномоченный орган, осуществляющий координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и субъектов научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области в научной и (или) научно-технической сфере.
Координация деятельности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в целях:
обеспечения взаимодействия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;
определения потребности Московской области в научных исследованиях и разработках;
формирования приоритетных для Московской области направлений развития науки, технологий и техники;
выработки критериев оценки эффективности научной деятельности;
выработки предложений по созданию и ликвидации научных организаций Московской области;
создания условий для эффективного использования и реализации научно-технической продукции организаций научно-технического комплекса Московской области;
организации проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
развития и эффективного использования научного потенциала Московской области.
Нормы Закона Московской области N 38/2016-ОЗ "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" направлены на развитие научно-технического комплекса Московской области, в том числе за счет создания новых организаций науки и образования.
В соответствии с вышеназванным Законом Правительство Московской области наделено правом присвоения статуса "исследовательский университет Московской области" государственной образовательной организации высшего образования Московской области, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагающей высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава, эффективной организационной структурой, позволяющей сочетать обучение с исследованием, развитой аспирантурой и докторантурой, кандидатскими и докторскими диссертационными советами, свидетельствами международного и национального признания.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области предусмотрено создание Московского областного научно-технического Совета.
Сохранены ранее предусмотренные формы поддержки научной деятельности, включая гранты Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, а также премии молодым ученым и специалистам.
Закон Московской области N 72/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" принят в целях приведения Закона Московской области N 193/2014-ОЗ "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
Кроме того, устранен пробел в законодательстве Московской области - установлена процедура оценки регулирующего воздействия проектов законов Московской области, вносимых в Думу: депутатами Думы; фракциями в Думе; органами Думы, в состав которых входят депутаты Думы; членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем от Московской областной Думы; членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем от Правительства Московской области; Контрольно-счетной палатой Московской области; представительными органами муниципальных образований Московской области; Советом муниципальных образований Московской области; прокурором Московской области.
В соответствии с новой редакцией Закона такого рода проекты направляются для проведения оценки регулирующего воздействия в уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области. Дума рассматривает проект закона Московской области, направленный для проведения оценки регулирующего воздействия, с учетом заключения об оценке регулирующего воздействия.
Законом Московской области N 83/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" внесены изменения в положения о полномочиях Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Перечень данных полномочий расширен новыми полномочиями. Внесение изменений вызвано необходимостью приведения отдельных положений Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также федеральным законодательством в части осуществления мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
Закон Московской области N 84/2016-ОЗ "О промышленной политике в Московской области" разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". В данном Законе учтен опыт правового регулирования промышленной деятельности в Московской области, в частности, результаты мониторинга правоприменения ранее действовавшего в Московской области Закона Московской области N 153/2001-ОЗ "О промышленной деятельности и промышленной политике Московской области".
Закон Московской области N 84/2016-ОЗ "О промышленной политике в Московской области" устанавливает цели промышленной политики в Московской области, в частности:
увеличение доходов бюджета Московской области от деятельности в сфере промышленности;
обеспечение населения Московской области рабочими местами;
обеспечение привлекательности условий и оплаты труда в сфере промышленности на территории Московской области.
В качестве мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в Московской области указанным Законом предусматривается:
предоставление субъектам деятельности в сфере промышленности финансовой поддержки;
предоставление субъектам деятельности в сфере промышленности и организациям, входящим в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, имущественной поддержки;
предоставление субъектам деятельности в сфере промышленности и организациям, входящим в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, поддержки при реализации инвестиционного проекта, направленного на развитие их производственной деятельности;
предоставление субъектам деятельности в сфере промышленности информационно-консультационной поддержки;
предоставление поддержки научно-технической и инновационной деятельности при реализации промышленной политики в Московской области;
предоставление поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в области развития их кадрового потенциала;
заключение специальных инвестиционных контрактов;
оказание поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности;
создание инженерной, транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций для обеспечения деятельности субъектов деятельности в сфере промышленности.
Предусмотрены дополнительные меры стимулирования для индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, многофункциональных индустриальных парков, технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, технополисов и их управляющих компаний.
В целях осуществления финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности Правительство Московской области наделено правом создания государственного фонда развития промышленности Московской области.
Закон Московской области N 94/2016-ОЗ "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" разработан и принят в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Законом предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок для государственных нужд Московской области в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 500 млн. рублей и выше. Для справки: федеральное законодательство устанавливает процедуру обязательного общественного обсуждения закупок при цене контракта, составляющего 1 млрд. рублей и выше.
Обязательное общественное обсуждение закупок проводится в два этапа.
Первый этап обязательного общественного обсуждения закупок заключается в обсуждении на Едином портале торгов в разделе "Общественное обсуждение" и посредством проведения очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план-график, и извещение о проведении обязательного общественного обсуждения закупки.
Второй этап обязательного общественного обсуждения закупок заключается в обсуждении на Едином портале торгов информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки, и документацию о закупке.
Закон Московской области N 129/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области" ввел в законодательство Московской области понятия "бизнес-инкубатор инновационного типа", "инновационный территориальный кластер", "специализированная организация инновационного территориального кластера".
Указанным Законом уточнены цель и задачи инновационной политики органов государственной власти Московской области. Целью инновационной политики признано создание условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономику и социальную сферу.
Закон Московской области N 134/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" разработан в целях актуализации ранее установленных нормативов, исходя из существующей инфляции, а также вновь установленных полномочий органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений проведена детализация нормативов. Вместо 49 ранее существовавших нормативов утверждено 54 норматива. Расчетные показатели расходов муниципальных образований Московской области, рассчитанные на основе новых нормативов, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличены на 10 процентов. Максимальный рост расходов осуществлен в сфере физической культуры и спорта (в 1,7 раза), жилищно-коммунального хозяйства (17,4 процента), культуры (15,7 процента). Таким образом, принятие Закона Московской области N 134/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" призвано обеспечить укрепление финансовых основ местного самоуправления.
Закон Московской области N 166/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" разработан на основании изменений, внесенных в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающих переход на контрактную систему государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с данным Законом закупки для нужд государственных унитарных предприятий Московской области также будут выноситься на общественное обсуждение. Цена контракта, являющаяся основанием для проведения процедуры общественного обсуждения, является единой для всех категорий государственных заказчиков Московской области.
Законом Московской области N 172/2016-ОЗ "Об установлении полномочия Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета" указанное высшее образовательное учреждение, находящееся в собственности Московской области, наделено полномочием единственного поставщика по оказанию образовательных услуг по подготовке работников контрактных служб для нужд Московской области и муниципальных образований Московской области, что позволит обеспечить на территории Московской области выполнение требования Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о наличии у работников контрактных служб высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Законом Московской области N 182/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" уточнены формулировки целей и задач инвестиционной политики органов государственной власти Московской области, а также методы стимулирования инвестиционной деятельности, применяемые органами государственной власти Московской области.
В сфере имущественных отношений с целью повышения эффективности управления собственностью Московской области, привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата на территории Московской области принят Закон Московской области N 74/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области". Данным Законом максимальный срок аренды областной собственности увеличен с 10 до 25 лет. При этом решение о заключении договора аренды областной собственности на срок более 10 лет принимается Правительством Московской области.
С целью недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов областной собственности в 2017 году базовая ставка арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области в соответствии с Законом Московской области N 103/2016-ОЗ "Об установлении базовой ставки арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области, на 2017 год" оставлена неизменной и сохранена на уровне 2016 года в размере 1 884 рублей за 1 кв. метр.
В целях повышения эффективности управления собственностью Московской области, находящейся в неудовлетворительном состоянии, создания условий для ее вовлечения в гражданский оборот, стимулирования привлечения инвестиций в процесс восстановления (ремонта) и сохранения объектов принят Закон Московской области N 196/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области".
С целью установить понижающий коэффициент в размере 0,5 при определении арендной платы по договорам аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, ведущими свою деятельность в сфере научных исследований и разработок, принят Закон Московской области N 97/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.