Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ступинского муниципального района
от 10 февраля 2017 г. N 495-п
Муниципальная программа
"Предпринимательство Ступинского муниципального района на период 2017 - 2021 годы"
1. Паспорт Программы
Наименование муниципальной программы |
Предпринимательство Ступинского муниципального района на период 2017 - 2021 годы (далее - Программа) |
Основания разработки муниципальной программы |
Бюджетный Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Московской области от 16.07.2010 г. N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области"; Закон Московской области от 10.04.2008 г. N 49/2008-ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области"; Закон Московской области от 17 июля 2007 года N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области; Решение Совета депутатов Ступинского муниципального района от 15.11.2012 г. N 456/38 "О принятии Стратегии инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2030 года"; Постановление администрации Ступинского муниципального района от 30.12.2011 г. N 4683-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ступинского муниципального района до 2025 года"; Постановление администрации Ступинского муниципального района от 24.07.2013 г. N 3041-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Ступинского района"; |
Цели муниципальной программы |
Достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Ступинского муниципального района |
Задачи муниципальной программы |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства; Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий Ступинского муниципального района; Развитие промышленного производства; Создание условий по увеличению доходов населения; Создание благоприятного инвестиционного климата; Развитие сферы закупок для обеспечения муниципальных нужд; Расширение доступности информации об осуществлении закупок для муниципальных нужд; Содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в Московской области; Внедрение контрактной системы на территории Ступинского муниципального района; Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и услуг и повышение территориальной доступности объектов потребительского рынка; Создание условий для обеспечения бесперебойного и качественного насыщения покупательского спроса граждан, в том числе проживающих в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети; Развитие похоронного дела. |
Муниципальный заказчик муниципальной программы |
Комитет по инвестициям, экономике и предпринимательству |
Координатор муниципальной программы |
Заместитель руководителя администрации Ступинского муниципального района - председатель комитета по инвестициям, экономике и предпринимательству |
Сроки реализации муниципальной программы |
2017 - 2021 годы |
Перечень подпрограмм муниципальной программы |
Подпрограмма I "Развитие малого и среднего предпринимательства". Подпрограмма II "Создание условий для устойчивого экономического развития". Подпрограмма III "Развитие конкуренции в Ступинском муниципальном районе". Подпрограмма IV "Развитие потребительского рынка и услуг". |
Источники финансирования муниципальной программы |
Всего 172219,65 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 30613,93 тыс. руб.; 2018 год - 32168,93 тыс. руб.; 2019 год - 36473,93 тыс. руб.; 2020 год - 36478,93 тыс. руб.; 2021 год - 36483,93 тыс. руб. бюджет городских поселений всего 92795,0 руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 14793,0 тыс. руб.; 2018 год - 16289,0 тыс. руб.; 2019 год - 20589,0 тыс. руб.; 2020 год - 20589,0 тыс. руб.; 2021 год - 20589,0 тыс. руб. бюджет Ступинского муниципального района в 74309,65 руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 14861,93 тыс. руб.; 2018 год - 14861,93 тыс. руб.; 2019 год - 14861,93 тыс. руб.; 2020 год - 14861,93 тыс. руб.; 2021 год - 14861,93 тыс. руб. бюджет Московской области всего 4 465,0 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 893,0 тыс. руб.; 2018 год - 893,0 тыс. руб.; 2019 год - 893,0 тыс. руб.; 2020 год - 893,0 тыс. руб.; 2021 год - 893,0 тыс. руб. |
внебюджетные источники всего 650,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2017 год - 120,0 тыс. руб.; 2018 год - 125,0 тыс. руб.; 2019 год - 130,0 тыс. руб.; 2020 год - 135,0 тыс. руб.; 2021 год - 140,0 тыс. руб. | |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Ожидаемые результаты реализации приведены в Приложении N 2 к Программе |
Контроль за реализацией муниципальной программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет руководитель администрации Ступинского муниципального района |
2. Характеристика сферы реализации Программы
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике Ступинского муниципального района.
По итогам 2015 года объем отгруженных товаров, работ и услуг предприятиями малого и среднего бизнеса увеличился на 5% и составил 13 млрд. руб. Доля оборота малых предприятий составляет 10,4% от общего оборота предприятий. На территории района зарегистрировано 2413 субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия), что на 190 субъектов больше 2014 г.
Среднемесячная заработная плата в 2015 году выросла на 5% и составила 24 тыс. руб. Численность работников малых и средних предприятий бизнеса выросла на 1% и составила более 17 тыс. чел. Удельный вес работающих составил 39% от общей численности работающих на предприятиях района.
Доля закупок среди субъектов малого предпринимательства увеличилась с 21% до 37%.
В то же время потенциал развития малого и среднего предпринимательства в Ступинском муниципальном районе в настоящее время реализован далеко не полностью.
На сегодняшний день основными барьерами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства являются:
отсутствие стартового капитала для организации предпринимательской деятельности;
ограниченная доступность финансовых ресурсов (отсутствие залогового имущества, высокие процентные ставки банковских кредитов);
низкая доступность нежилых помещений для осуществления предпринимательской деятельности, высокая стоимость аренды на нее;
административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, в т.ч. зарубежным;
недостаток высококвалифицированного персонала в сфере управления бизнесом.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации программы развития малого предпринимательства в Ступинском районе показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Ступинского района.
В отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства Ступинского муниципального района есть целый ряд сегментов, которые имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.
Доля торговли и строительства в структуре субъектов малого и среднего предпринимательства значительно выше. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, обрабатывающих производствах, здравоохранении, образовании, социальных услугах значительно ниже.
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" направлена на поддержку всех субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку малые и микропредприятия обеспечивают высокий процент занятости населения и оборота.
С учетом приоритетных направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации, приоритетными направлениями реализации мероприятий Подпрограммы являются:
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих программы модернизации производства;
поддержка малых инновационных компаний;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в жилищной и (или) коммунальной сфере, реализация энергосберегающих мероприятий;
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде: предоставления субсидий и оказания информационной поддержки.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией Ступинского муниципального района путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации, Совета депутатов и контрольно-счетной палаты Ступинского муниципального района следующей информации:
1) о законодательстве в сфере малого и среднего предпринимательства;
2) о реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
3) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, программ Московской области, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе о количестве микропредприятий, и об их классификации по видам экономической деятельности;
5) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе на микропредприятиях;
6) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятиями;
7) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе о финансово-экономическом состоянии микропредприятий;
8) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
9) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
10) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информации (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информации, информации в области маркетинга).
На территории Ступинского муниципального района осуществляется финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства).
Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Ступинском муниципальном районе определить:
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих программы модернизации производства в сфере обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования;
поддержка высокотехнологичных и инновационных компаний, осуществляющих технологические инновации;
поддержка социального предпринимательства.
Мероприятия настоящей Подпрограммы сохраняют преемственность системы мер предшествующих муниципальных долгосрочных целевых программ развития предпринимательства в Ступинском муниципальном районе, а также, учитывают сложившуюся ситуацию в экономике, и в предпринимательстве в частности.
Ступинский район является лидером по показателям промышленного и сельскохозяйственного производства, объемам инвестиций, уровню заработной платы и доле инновационной продукции.
В 2015 году Ступинский район стал обладателем премии Губернатора Московской области "Прорыв года", признан лучшим по сельскохозяйственному производству.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам экономической деятельности в 2015 году увеличился на 12% и составил 132 млрд. руб.
С 2000 г. район неизменно занимает первое место в Московской области по объему промышленного производства. В 2015 г. он вырос на 14% и достиг 118 млрд. руб. Значительный вклад (68%) в совокупный объем вносят новые промышленные предприятия. Вся выпускаемая предприятиями продукция конкурентоспособна на мировом рынке, и в том числе, благодаря высокому удельному весу продукции инновационного характера - 82% в общем объеме отгруженной продукции. Это лучший показатель в Московской области. На 1 жителя Ступинского муниципального района отгружено промышленной продукции за год на сумму 1 млн. руб. Это в 6 раз больше, чем в среднем по России. Рост объемов производства происходит за счет увеличения производительности труда - в среднем на 15 - 20 процентов в год.
Наибольший рост объемов производства добились: Сково - в 1,7 раза, Кимберли-Кларк - в 1,5 раза, Ступинский химический завод - в 1,4 раза, Еврокосмед-Ступино - на 18%, Марс - на 16%, Ступинское машиностроительное производственной предприятие - на 9%, Кампина - на 15%, Ступинская металлургическая компания - на 6% и др.
Объем капитальных вложений в развитие промышленного производства (крупные и средние предприятия) составил более 6 млрд. руб. (115%).
В 2015 году введены в эксплуатацию 2 новых предприятия и 3 производственных линии.
Среднемесячная заработная плата на промышленных предприятиях увеличилась на 8% и ее средний уровень составил 57 тыс. руб. Ежегодное создание новых производств и не менее 600 новых рабочих мест позволяет району расширять налогооблагаемую базу и привлекать дополнительные налоговые поступления в местный бюджет.
Объем инвестиций в основной капитал увеличился с 10,8 млрд. руб. до 16,8 млрд. руб. Объем инвестиций на душу населения составил 139,3 тыс. руб.
С 1995 г. в экономику Ступинского муниципального района привлечено 2 млрд. долл. США иностранных инвестиций, преимущественно в отрасли пищевой промышленности, строительной индустрии, обрабатывающих производств. Среди компаний, работающих в районе "Марс" (США), "Кампина" (Голландия), "Керама Марацци" (Италия), "Группо Конкорд" (Италия), "Кнауф" (Германия), "Мапеи" (Италия), "Ла Фортецца" (Италия), "ФМ Ложистик" (Франция), "Капарол" (Германия), "Кимберли Кларк" (США), "Силган" (США), "Замбаити" (Италия) и т.д.
Всего за указанный период было построено 25 промышленных предприятий с общим количеством работающих 7000 чел., а учитывая, что крупный бизнес обеспечивает занятость в смежных отраслях экономики, требует развития услуг аутсорсинга малым бизнесом, и создает новые рабочие места в отношении 1 к 3, количество созданных рабочих мест достигло 15 тысяч.
За 2013 г. поступление в бюджет района от компаний, реализовавших или реализующих инвестиционные проекты, составило свыше 500 млн. руб. или 24% от общего объема поступлений. Каждому предприятию в разрезе отраслей устанавливаются плановые назначения по поступлению налогов. В 2013 г. поступление налогов на одного работающего в промышленности в среднем по району составило 46,5 тыс. руб. в год, и увеличилось на 10% по сравнению с предыдущим годом.
В 2014 г. введены в эксплуатацию завод по производству обоев ООО "Замбаити" (Италия), склад сырья на предприятии ООО "Кимберли Кларк", 3-я производственная линия на ЗАО "Керамогранитный завод", офис на фабрике по производству кормов для домашних животных ООО "Марс".
Продолжается реализация инвестиционных проектов строительство завода по производству теплоизоляционных материалов ООО "Инженерно-технический центр", тепличного комплекса ООО "Деметра Технолоджи", предприятия по производству спецтехники ООО "Вектор", реконструкция действующего производства ООО "Марс", расширение производственного комплекса ООО "Керама Марацци" и компании ООО "Силгал Металл Пэкаджин Ступино" по производству металлических банок.
Перспективное направление развития - создание промышленных округов. Общая площадь территории, предназначенной для размещения объектов производственной и транспортно-логистической инфраструктуры, составляет свыше 1200 га.
В Ступинском районе по инициативе Губернатора создана первая в Московской области особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Резидентам этой зоны предоставлены наилучшие в России условия инвестирования.
Всего проект рассчитан на размещение около 200 производств и создание более 15 тысяч рабочих мест. Срок реализации проекта составит около семи лет.
Промышленный округ расположен на пересечении двух железнодорожных веток: Павелецкого направления (станция "Жилево") и Большого Кольца Московской Железной дороги (станция "Шматово"). Концепция промышленного округа Ступино Квадрат предусматривает поэтапное развитие внутренних железнодорожных путей и создание собственной сортировочной станции на базе станции "Шматово".
За первые месяцы существования ОЭЗ удалось привлечь ряд отечественных и иностранных производителей, которые разместились в ИП "Шматово". По итогам 2016 года на территории промышленного округа Ступино Квадрат уже разместились девять инвесторов:
ЗАО "Солнце Мехико" (ООО Мишн Фудс Ступино" (мексиканский производитель лепешек и чипсов из кукурузы, планируемый объем инвестиций - 3,2 млрд. руб., 250 рабочих мест), Площадь производственного помещения составит 10 тысяч квадратных метров, в нем установят четыре линии по изготовлению лепешек и две линии по выпуску чипсов. Общая мощность завода - 15 тысяч тонн продукции в год. входящая в состав международной корпорации GRUMA International Food. Ввод в эксплуатацию намечен на 01.02.2017 год.
ООО "Феникс Контакт Рус" (немецкий производитель Hi Tech электроники и промышленной электротехники) Планирует инвестировать 750 млн. руб. будет создано около 100 рабочих мест. выручка в 2016 - 2017 годах составит около 670 млн. руб., налоговые отчисления в бюджет области - 65 млн. рублей. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 4 квартал 2017 года.
ООО "Делогро" (британо-узбекский производитель косметической продукции) планируемый объем инвестиций - 325 млн. руб., 30 рабочих мест.
ООО "БЭК - Консалт" (производство пластиковой упаковки) Планируемый объем инвестиций - 200 млн. руб., 50 рабочих мест.
ООО "Феникс Дымоходы" (российский производитель, дымоходы и вентиляционное оборудование, планируемый объем инвестиций - 190 млн. руб., 30 рабочих мест),
ООО "НПО Краско" (российский производитель лакокрасочных материалов), планируемый объем инвестиций - 239 млн. руб., 33 рабочих мест. Планируемая выручка компании в 2016 - 2017 годах составит более 1,3 млрд рублей, налоговые поступления в бюджет области - около 150 млн. рублей. Открытие завода намечено на 2017 год.
ООО "Авалон" (российский производитель ковровых изделий), планируемый объем инвестиций - 350 млн. руб., 40 рабочих мест.
ООО "Ирис Керамика" (итальянский производитель, производство широкоформатной облицовочной плитки) Планируется инвестировать 5630 млрд. руб. Предполагаемое количество рабочих мест 200. На данный момент рассматривается решение о строительстве завода.
ООО "Арвалус" (австрийский производитель, производство сырья и ингредиентов для хлебобулочной и кондитерской промышленности) планирует инвестировать 575 млн. рублей, будет создано 34 рабочих мест.
В ближайшее время планируется размещение итальянской компании Fondital (котлы и радиаторы), швейцарского фармацевтического производства Oktopharm, немецкого производителя игрушек HapeFabrik, бельгийского производителя хлебобулочных изделий La Lorrain, швейцарской компании N orrexim (оборудование для газовой промышленности
Статус резидента ОЭЗ позволит инвесторам разместить свои производства на земельных участках, обеспеченных необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а также получить налоговые и таможенные преференции.
Для резидентов ОЭЗ установлены уникальные условия налогообложения: налог на прибыль и имущество - на первые восемь лет ставка составит 0%. В следующие 6 лет - 5%, затем - 13,5%.
Подпрограмма "Создание условий для устойчивого экономического развития" направлена на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития Ступинского муниципального района.
Сфера потребительского рынка и услуг Ступинского муниципального района включает в себя: около 1000 объектов торговли; около 110 объектов общественного питания; около 250 объектов бытового обслуживания.
Динамика потребительского рынка характеризуется ежегодным ростом оборота розничной торговли и приобрела устойчивый характер. Запланированные показатели в 2017 - 2021 годах: темп роста оборота розничной торговли на душу населения 113,5 - 115,8%, темп роста оборота общественного питания на душу населения 109,3 - 110,1%, темп роста бытовых услуг на душу населения 114,5 - 115,1%.
К концу 2021 года увеличится оборот на душу населения: розничной торговли с 253,3 тыс. руб. до 446,1 тыс. руб., общественного питания с 8,2 тыс. руб. до 12,0 тыс. руб., бытовых услуг населению с 7,9 тыс. руб. до 13,7 тыс. руб.
Планируется открытие 5 стационарных предприятий общественного питания, что увеличит количество посадочных мест до 42 на 1000 жителей, также на территории района предусмотрена деятельность 9 летних кафе и размещение 3 предприятий общественного питания, в форме нестационарного объекта.
В 2016 год наблюдался значительный рост оборота платных бытовых услуг на душу населения. Для поддержки устойчивого развития этих услуг планируется размещение 2 нестационарных комплексов бытовых услуг, строительство "Дома быта" (либо реорганизация действующего объекта), строительство банного объекта.
В сферах бытового обслуживания и общественного питания планируется ежегодное участие в чемпионатах среди субъектов малого и среднего предпринимательства по парикмахерскому искусству и декоративной косметики на кубок Губернатора Московской области, а также в конкурсе кулинарного искусства Московской области на кубок Губернатора Московской области.
Доля оборота магазинов шаговой доступности в структуре оборота розничной торговли от общего оборота розничной торговли составит 60,8 - 61,2%. Малый бизнес играет существенную роль в развитии потребительского рынка и услуг в Ступинском муниципальном районе, и крайне трудно конкурировать с крупной, в том числе сетевой торговлей.
Сеть розничной торговли неравномерно распределена по территории района, и сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями сельских и городских поселений. 184 сельских населенных пунктов Ступинского муниципального района с численностью проживающих менее 100 человек не имеют стационарной торговой сети, в которые осуществляется специальная доставка товаров первой необходимости.
Организация торговли в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов торговой инфраструктуры в отдаленных, малонаселенных пунктах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантированного получения прибыли. Это обусловлено целым рядом факторов: низкий уровень покупательной способности сельского населения, сезонность спроса, недостаток трудовых ресурсов, большие расходы на горюче-смазочные материалы при доставке товаров. Обеспечение жителей таких территорий потребительскими товарами в необходимом ассортименте - одна из основных задач администрации Ступинского муниципального района в сфере торговли.
Для снабжения товарами населения, проживающего в отдаленных, малонаселенных пунктах, не имеющих торговой стационарной сети, организована регулярная доставка - два раза в неделю. Транспортные расходы организации, обеспечивающей продовольственными и промышленными группами товаров население, частично компенсируются за счет средств бюджета Московской области и бюджета Ступинского муниципального района.
Одним из важнейших показателей уровня развития инфраструктуры розничной торговли является доля современных форматов торговли в общем розничн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.