Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение. Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Приложение
к распоряжению
Комитета по вопросам законности,
правопорядка и безопасности
от 18 января 2016 г. N 2-р

 

Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2016 г.

 

Список используемых сокращений

 

Сокращение

Значение

ИПР

индивидуальная профилактическая работа

комиссия

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района Санкт-Петербурга

КДН и ЗП СПб

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга

Порядок

Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Закон N 120-ФЗ

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

Термины и определения

 

адаптация

процесс, в результате которого несовершеннолетний или семья приспосабливается к изменяющейся социальной среде

антиобщественные действия

действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц

безнадзорный

несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц государственных (муниципальных) органов

беспризорный

безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания в Санкт-Петербурге

выявление социально опасного положения несовершеннолетних и семей

комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и (или) семей и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия

индивидуальная профилактическая работа

деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и иных антиобщественных действий

межведомственное взаимодействие

обмен документами и информацией между субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках профилактической работы

межведомственный план ИПР

совокупность мероприятий (в том числе выполнение работ и услуг), реализуемых совместно субъектами системы профилактики в целях проведения индивидуальной профилактической работы

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении

лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия

объект профилактики

несовершеннолетний и (или) его родитель или законный представитель, в отношении которого субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет профилактическую деятельность, в том числе несовершеннолетние и (или) семьи, имеющие несовершеннолетних детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

социальная реабилитация ребенка

мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению жизнеобеспечения, усилению заботы о нем

семья, находящаяся в социально опасном положении

семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними

субъекты профилактики

органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющие согласованную, систематическую деятельность по целенаправленному взаимообмену информацией для достижения совместных положительных (эффективных) результатов в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

 

1. Общие положения

 

Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации ИПР с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется на основании Закона N 120-ФЗ.

Настоящий Порядок определяет общие условия организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Назначением Порядка является определение требований к организации системной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно: определение форматов, правил, условий и сроков межведомственного взаимодействия субъектов профилактики при организации ИПР с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также осуществление контроля за указанной деятельностью.

Основной целью внедрения системной работы субъектов профилактики с несовершеннолетними и (или) семьями является создание в Санкт-Петербурге модели управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства несовершеннолетнего и (или) семьи субъектами профилактики.

Деятельность субъектов профилактики по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;

принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;

принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;

принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов;

принцип максимального учета интересов несовершеннолетнего;

принцип конфиденциальности - предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

 

2. Правовые основания

 

Правовыми основаниями межведомственного взаимодействия являются:

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

Федеральный закон от 24.05.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании";

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р "Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества";

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации";

Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга";

Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 N 160-32 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";

Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге";

Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 N 48-14 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге";

Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге";

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга";

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 N 695 "О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012 - 2022 годы";

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 "О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012 - 2017 годы";

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 1243 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы;

 

3. Цели и задачи межведомственного взаимодействия

 

3.1. Целями межведомственного взаимодействия являются:

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей (законных представителей) угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обмен информацией между субъектами профилактики;

сокращение срока прохождения документов;

контроль за деятельностью субъектов профилактики.

3.2. Задачами межведомственного взаимодействия являются:

своевременное выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;

направление и отработка поручений КДН и ЗП СПб и комиссий субъектами профилактики;

разработка, согласование, утверждение и контроль реализации плана ИПР;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего;

устранение причин и условий, способствующих возникновению социально опасного положения несовершеннолетних и семей.

 

4. Типология субъектов и объектов профилактики

 

4.1. В качестве субъектов профилактики в предупреждении правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге принимают участие:

а) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга;

б) органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:

Комитет но социальной политике Санкт-Петербурга;

отделы социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга;

центры помощи семье и детям;

комплексные центры социального обслуживания населения;

центры социальной реабилитации инвалидов;

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам";

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

в) органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:

Комитет по науке и высшей школе;

Комитет по образованию;

отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;

детские сады;

образовательные организации, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы (средние общеобразовательные школы, гимназии и др.);

профессиональные образовательные организации (колледжи, техникумы и др.);

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

центры психолого-медико-социального сопровождения;

специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

г) органы но делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи:

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;

отделы молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями администраций районов Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "Контакт";

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор";

подростково-молодежные центры;

д) органы управления здравоохранением и медицинские организации:

Комитет по здравоохранению;

отделы здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга;

Городской консультативно-диагностический центр репродуктивного здоровья подростков "Ювента";

женские консультации;

родильные дома;

детские поликлиники;

взрослые поликлиники;

наркологические диспансеры;

психо-неврологические диспансеры;

больницы;

е) органы службы занятости:

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" (в том числе агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга);

ж) органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

Комитет по физической культуре и спорту;

отделы по физической культуре и спорту администраций районов Санкт-Петербурга;

центры физической культуры и спорта;

детско-юношеские спортивные школы;

Комитет по культуре Санкт-Петербурга;

отделы культуры администраций районов Санкт-Петербурга;

дома (дворцы) культуры;

культурно-досуговые центры;

дворцы детского и юношеского творчества;

детские музыкальные и художественные школы;

детские школы искусств;

з) органы опеки и попечительства:

отделы опеки и попечительства местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга;

и) органы внутренних дел:

отделы по делам несовершеннолетних управлений (отделов) внутренних дел по районам Санкт-Петербурга;

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

иные подразделения органов внутренних дел в пределах компетенции;

к) учреждения уголовно-исполнительной системы;

Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция";

Федеральное казенное учреждение "Колпинская воспитательная колония";

Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 4";

л) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

иные органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зашиты их прав и законных интересов.

4.2. К объектам профилактики, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа посредством межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, относятся несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально опасном положении, проживающие в Санкт-Петербурге:

а) несовершеннолетние:

безнадзорные или беспризорные;

занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащиеся в социальных, специальных и других учреждениях;

употребляющие наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административного воздействия;

совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденные за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденные условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

б) родители (законные представители) несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию, обучению, и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

 

5. Определение социально опасного положения (основные критерии)

 

Основными критериями при определении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, являются:

5.1.1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) не исполняют или исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего ненадлежащим образом.

Признаки:

лишение несовершеннолетнего минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе;

недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей (законных представителей);

выполнение обязанностей относительно сохранности и использования имущества ребенка в ущерб его интересов;

траты пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание ребенка в ущерб его интересов;

запрещение ребенку посещать образовательную организацию;

отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских показаний;

уклонение родителей от защиты их прав и интересов несовершеннолетнего, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;

несовершеннолетний не имеет места жительства или места пребывания (беспризорный);

иные проявления неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

5.1.2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных деяний.

Признаки:

вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, антиобщественное поведение или поощрение подобного поведения;

оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

оставление несовершеннолетнего в опасности;

иные проявления злоупотребления родительскими правами или побуждения к совершению несовершеннолетним противоправных действий.

5.1.3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) отрицательно влияют на его поведение.

Признаки:

приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей) - злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.;

иные проявления отрицательного влияния родителей на поведение детей.

5.1.4. Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников (опекунов, попечителей) или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками.

Признаки:

физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти несовершеннолетнего, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии, а также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;

сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего;

эмоциональное или психологическое насилие, т.е. однократное или многократное воздействие на ребенка, его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Эта форма насилия может выражаться в:

- угрозах в адрес ребенка, проявляющихся в словесной форме без применения физической силы, оскорблениях и унижении его достоинства, открытом неприятии и постоянной критике;

- игнорировании основных нужд ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

- однократном грубом психическом воздействие, вызвавшим у ребенка психическую травму;

- преднамеренной изоляции ребенка, лишении его социальных контактов;

- иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним.

5.1.5. Несовершеннолетний совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Признаки:

злостные (два и более) нарушения дисциплины в образовательных организациях;

совершение несовершеннолетним действий, влекущих административную либо уголовную ответственность;

несовершеннолетний является членом организации, деятельность которой официально запрещена или ограничена действующим законодательством;

иные антиобщественные действия.

5.1.6. Несовершеннолетний находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

Признаки:

проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи;

социальная изоляция несовершеннолетнего;

негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов;

жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых;

отрицательное влияние сверстников, взрослых:

несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.;

иные признаки нахождения в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего.

Сведения, позволяющие отнести ситуацию с несовершеннолетним и семьей к тем или иным критериям социально опасного положения, могут быть зафиксированы в объяснениях граждан, справках органов, организаций и должностных лиц, характеристиках, решениях судебных и правоохранительных органов, справках руководителей субъектов профилактики, решениях комиссий, экспертных советов, иных документах.

 

6. Порядок выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

 

6.1. Источники и способы получения информации

 

Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:

специалисты субъекта профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей (в соответствии с нормативными правовыми актами и должностными инструкциями);

профилактические рейды, проводимые субъектами профилактики в местах массового пребывания несовершеннолетних и молодежи;

обращение несовершеннолетнего;

обращение родителей (законных представителей, родственников) несовершеннолетнего;

сообщения от граждан, государственных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием "телефонов доверия", "горячих линий" и т.п.;

информация из средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет".

6.2. Организация проверки поступившей информации

 

Информация о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, поступающая в субъект профилактики, независимо от того, в какой форме она поступила - устной (по телефону или лично) или письменной, регистрируется специалистом данного субъекта профилактики в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях), оказавшихся в социально опасном положении (Приложение 1). если иное не предусмотрено локальными актами субъекта профилактики.

Если в сообщении не содержится информация о нахождении несовершеннолетнего в непосредственной опасности, однако, есть основания предполагать, что ребенок находится в социально опасном положении, его права и законные интересы нарушены, то для получения объективных сведений о ситуации субъект профилактики, получивший информацию, самостоятельно или с привлечением иных субъектов профилактики, организует проверку поступившей информации в пределах своих полномочий.

С целью получения подробных сведений о несовершеннолетних и семьях в соответствии с полномочиями субъекта профилактики осуществляется подбор документов, который состоит из получения при необходимости:

копий документов, удостоверяющих личности, степень родства и т.д.;

документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;

сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;

сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания и характеристик жилой площади;

обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;

сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности;

характеристик с места жительства или места работы родителей;

иных документов.

Для выяснения дополнительных сведений о несовершеннолетнем и родителе субъект профилактики вправе направлять за подписью своего руководителя запросы в субъекты профилактики, иные заинтересованные органы и организации с целью выяснения сведений о мерах поддержки и иной профилактической работе, предпринятой ими ранее в отношении указанных лиц.

Субъекты профилактики по запросу субъекта профилактики, выявившего случай социально опасного положения, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения сообщения представляют имеющуюся у них информацию о несовершеннолетнем и его семье.

Если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, субъект профилактики, выявивший социально опасное положение, готовит заключение о необходимости организации ИПР (Приложение 2) (если иной документ Tie предусмотрен локальными нормативными актами субъекта профилактики) и направляет его в комиссию.

Если содержание информации о фактах социально опасного положения, полученной субъектом профилактики, позволяет сделать вывод, что жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная (объективная, непосредственная) опасность, субъект профилактики организует немедленную (экстренную) проверку с выходом в адрес места жительства несовершеннолетнего, на место происшествия. Соответствующая информация незамедлительно направляется в отделы опеки и попечительства местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и органы внутренних дел для проведения проверки.

В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Закона N 120-ФЗ, субъект профилактики в возможно короткие сроки передает сведения в соответствующий субъект профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации:

в органы прокуратуры - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

в органы и учреждения социального обслуживания - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

в органы внутренних дел - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

в уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которыми предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонении несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

в органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

в органы, осуществляющие управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

в органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании содействия в организации отдыха, досуга, занятости;

в органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы Следственного комитета Российской Федерации.

В случае если факты неблагополучия, нарушения прав, законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве субъекта профилактики, осуществлявшего проверку информации.

Результат проверки поступившей информации о наличии факторов социально опасного положения фиксируется в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях), оказавшихся в социально опасном положении. При этом инициатор сигнала (сообщения) о предполагаемом факторе социально опасного положения информируется о результатах проверки.

 

7. Организация взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы

 

7.1. Основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы являются:

заявления несовершеннолетнего либо его родителей (законных представителей);

приговор, определение или постановление суда;

постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики;

заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

7.2. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.

до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;

до достижения 18-летнего возраста;

наступления других обстоятельств (изменение места жительства, смерть и т.д.).

 

8. Порядок реализации мероприятий по индивидуальной профилактике с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально опасном положении

 

ИПР с несовершеннолетним и семьей, оказавшимися в социально опасном положении и нуждающимися в социально-правовой помощи, социальной реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социально-правового и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.

Информация об ИПР подлежит хранению и использованию, в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации мероприятий по индивидуальной профилактике с несовершеннолетним и семьей, оказавшимися в социально опасном положении, ответственным субъектом профилактики должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При получении заключения (иного документа) субъекта профилактики, о несовершеннолетнем (семье), находящимся в социально опасном положении, комиссия на ближайшем заседании:

выносит решение о наличии или отсутствии необходимости проведения ИПР с несовершеннолетним и семьей;

определяет субъект профилактики, ответственный за организацию ИПР (Приложение 3), который формирует карту индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимся в социально опасном положении (Приложение 4), а также разрабатывает план индивидуально профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении (Приложение 5). План разрабатывается на основе предложений, поступивших ответственному субъекту от иных субъектов профилактики, участие которых в ИПР определено на заседании комиссии;

определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие которых необходимо в ИПР.

Постановление комиссии о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы в течение 10 (десяти) рабочих дней направляется для исполнения в орган, созданный при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной профилактике (Приложение 6).

Ответственный субъект профилактики в рамках деятельности органа, созданного при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной профилактике:

в течение 10 (десяти) рабочих дней изучает социально-бытовые и материальные условия несовершеннолетнего и семьи (Приложение 7). социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи, разрабатывает проект межведомственного плана ИПР с несовершеннолетним и семьей и направляет его в комиссию;

после согласования на ближайшем заседании комиссии, привлекает для участия в реализации плана ИПР других специалистов, организует контроль его выполнения;

не позднее 5 (пяти) рабочих дней после утверждения направляет согласованный план ИПР с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении, в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующие в совместной реализации плана.

 

9. Подведение итогов проведении мероприятий индивидуальной профилактической работы

 

Итоги реализации мероприятий плана ИПР подводятся не реже 1 раза в полугодие (если ситуация не требует чаще) на заседании комиссии с участием ответственного субъекта профилактики (Приложение 8).

Органы и учреждения системы профилактики в срок, указанный в плане, направляют в ответственный субъект профилактики аналитические отчеты но реализации мероприятий плана.

По окончании ИПР с несовершеннолетним и семьей ответственный субъект профилактики:

на основании полученных сведений органов и учреждений системы профилактики готовит общий анализ итогов реализации мероприятий плана;

инициирует рассмотрение на заседании комиссии результатов проделанной работы с предложениями:

- о прекращении ИПР;

- о продолжении ИПР;

- о корректировке плана ИПР,

- другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.

На основании общего анализа результатов выполнения планов ИПР с несовершеннолетним и семьями, находящимися в социально опасном положении, на заседании КДН и ЗП выносится одно из следующих решений:

- о необходимости продолжения ИПР и формирования дополнительных предложений по дальнейшим мероприятиям для включения в план ИПР;

- о прекращении ИПР.

Основаниями прекращения ИПР с несовершеннолетним являются:

выполнение плана ИПР и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье;

достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;

совершение несовершеннолетним преступления, если в отношении совершившего его лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, или осуждение к лишению свободы;

признание несовершеннолетнего в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;

перемена места жительства несовершеннолетним;

другие основания (в зависимости от ситуации - по решению комиссии).

Основаниями для прекращения ИПР с семьями являются:

выполнение плана ИПР и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье;

достижение последним в семье несовершеннолетним 18-летнего возраста;

перемена места жительства семьи;

признание в установленном действующим законодательством порядке родителя умершим или безвестно отсутствующим; лишение родительских прав;

заключение в места лишения свободы на длительный срок, направление на длительное стационарное лечение обоих родителей или единственного родителя:

другие основания (в зависимости от ситуации - по решению комиссии).

В случае перемены места жительства несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, ответственный субъект профилактики информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту проживания несовершеннолетнего и (или) семьи.

Копия постановления комиссии о прекращении ИПР с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении, направляется в течение 10 (десяти) рабочих дней в соответствующие субъекты взаимодействия. О принятом решении также уведомляются несовершеннолетний и его родители (законные представители).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.