Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО "Выборгский район"
Ленинградской области
N 4743 от 28.12.2018
Муниципальная программа
муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области "Развитие культуры в городе Выборге"
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области "Развитие культуры в городе Выборге"
Полное наименование |
Муниципальная программа муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области "Развитие культуры в городе Выборге" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области |
Соисполнители муниципальной программы |
Отсутствуют |
Участники муниципальной программы |
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, комитет спорта, культуры, молодежной политики и туризма администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области; Подведомственные учреждения, курируемые комитетом спорта, культуры, молодежной политики и туризма администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. |
Подпрограммы муниципальной программы |
Не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
Не предусмотрены |
Цели муниципальной программы |
- обеспечение доступа жителей города Выборга к культурным ценностям; - сохранение и развитие народной культуры и самодеятельного творчества. |
Задачи муниципальной программы |
- оказание муниципальных услуг (работ) в сфере культуры муниципальными учреждениями - библиотека, музей и учреждения культурно-досугового типа; - материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, конкурсов, выставок, проведение и участие в крупномасштабных культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий городского, районного, областного, регионального и международного значения, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.); - обеспечение реализации социально-значимых для муниципального образования проектов в сфере культуры. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
- увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Ленинградской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом), тыс. ед.; - увеличение количества книговыдач, тыс. ед. в год; - увеличение количества приобретённых книг, %; - увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий, по сравнению с предыдущим годом %; - увеличение количества посещений культурно-досуговых мероприятий, по сравнению с предыдущим годом, %; - доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %; - увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год), %; - увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры, (ежегодно) %; - повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры, %; - доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей, %; - соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры города Выборга к средней заработной плате по Ленинградской области, %; - темп роста заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, %. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Пять этапов, 2017 - 2021 годы |
Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы |
Общий объем ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы составляет795 000,1 тыс. руб. за счет средств бюджета МО "Город Выборг" , в том числе местный бюджет - 681 476,5 тыс. руб., областной бюджет - 113 523,6 тыс. руб. 2017 год -138 927,6 тыс. руб. в том числе местный бюджет - 117 607,5 тыс. руб., областной бюджет - 21 320,1 тыс. руб.; 2018 год - 232 242,7 тыс. руб., в том числе местный бюджет - 140 039,2 тыс. руб., областной бюджет - 92 203,5 тыс. руб.; 2019 год - местный бюджет 143 983,8 тыс. руб.; 2020 год - местный бюджет 139 923,0 тыс. руб.; 2021 год - местный бюджет 139 923,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Укрепление единого культурного пространства города Выборга как одного из центров культуры и духовности Выборгского района Ленинградской области согласно повышению уровня удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых учреждениями культуры, выравнивание уровня доступности культурных благ независимо от размера доходов и социального статуса жителей города Выборга. Индикаторы: - доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, увеличение на 12% к 2021 году; - увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Ленинградской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом) на 10 тыс. ед. ежегодно за период реализации программы. 2. Создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни города Выборга, создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, развития самодеятельного художественного творчества, создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации культурного досуга. Индикаторы: - увеличение количества посещений культурно-досуговых мероприятий к концу 2021 года по отношению к 2017 году на 6,9%; - увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры (ежегодно) на 2,4%; - доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях к 2021 году составит 11% в общем числе детей города Выборга; - повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры - 99% к 2021 году. 3. Формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры. Индикаторы: - увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий к концу 2021 года к 2017 году на 3,8%; - увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год) по сравнению с предыдущим годом на 0,1% ежегодно; - увеличение количества книговыдач на 1 тыс. ед. ежегодно за период реализации программы; - увеличение количества приобретённых книг на 10% ежегодно за период реализации программы. 4. Укрепление социального статуса работников культуры. Индикаторы: - соотношение заработной платы работников учреждений культуры города Выборга к средней заработной плате по Ленинградской области к концу 2021 года будет составлять 100%; - темп роста заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в 2021 году составит 120%, по отношению к 2017 году. |
1. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Отрасль культуры города Выборга объединяет деятельность по развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию традиционной народной культуры и самодеятельного творчества.
Культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в муниципальной политике и их интересов.
Стремительно развиваются коммерческие формы культуры и развлечений. Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы культуры города, финансирование "высокой" культуры, традиционной народной культуры и самодеятельного творчества должно увеличиваться в соответствующей пропорции. В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют единую культурную среду города Выборга.
На территории города Выборга функционирует муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом-музей Ленина в Выборге". Многие культурные проекты музея нацелены на сохранение сложившихся за многовековую историю традиций населения, его интеграции в общенациональный и мировой культурный процесс. Научный потенциал позволяет организовывать межрегиональные и международные акции, проекты в области культуры, образования, туризма. Вместе с тем, существуют проблемы, связанные с устареванием материально-технической базы, обеспечением условий сохранности музейных фондов. Недостаточно развита выездная выставочная деятельность музеев, оцифровка коллекций. Поскольку Интернет является мощным инструментом продвижения музея и города Выборга в целом, привлечения туристов в город, то создание общедоступных информационных ресурсов становится не вспомогательной, а основной деятельностью музея. Также наблюдается дефицит фондовых площадей, физический износ зданий.
Описываемая отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в учреждения культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры, разрабатывать и успешно осуществлять международные и межрегиональные культурные проекты.
На территории города Выборга функционирует муниципальное автономное учреждение культуры "Центральная городская библиотека А. Аалто".
Обеспечивая конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, МАУК "Центральная городская библиотека А. Аалто" выполняет важнейшую социальную и коммуникативную функцию, является одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры города.
Развитие библиотечного дела в муниципальном образовании "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, как отрасли информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, подразумевает:
- поддержку и развитие библиотек;
- формирование и отражение библиотечных фондов в системе каталогов и картотек;
- организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек;
- подготовку кадров работников библиотек.
В рамках реализации данной программы библиотека А. Аалто решает следующие задачи:
- обеспечение открытости информации о качественном составе библиотечного фонда и свободное предоставление ресурсов, включенных в библиотечный фонд в пользование обществу;
- повышение эффективности работы по привлечению читательской аудитории путем реализации социокультурных проектов для посетителей разных возрастных групп.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения в городе Выборге проводят работу по организации самодеятельного творчества, реализуют проекты в сфере традиционной народной культуры, организуют досуг населения, массовые мероприятия. К ним в городе Выборге относятся:
- МАУК "Культурно-досуговый центр";
- МАУК "Центр детского эстрадного искусства "Эльфы";
- МАУК "Этно-Культурный Комплекс "Вереск".
На базе культурно-досуговых учреждений функционирует 140 формирований самодеятельного народного творчества и 11 любительских объединений и клубов по интересам.
В системе культурно-досуговых учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалификации кадров, роста несоответствия их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня, острая нехватка высокопрофессиональных менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами.
Кроме того, в силу дефицита местного бюджета в недостаточном объеме выделяются средства на обеспечение данного вида деятельности. Так, например, самодеятельные коллективы в недостаточном количестве обеспечены сценическими костюмами, реквизитами, декорациями, обувью и т.п. Не смотря на высокие творческие достижения коллективов, недостаточно развита деятельность по организации их участия в областных, межрегиональных, всероссийских международных смотрах, фестивалях и конкурсах.
Особенно актуальна эта проблема для детских коллективов, что является одной из форм выявления молодых талантов.
В недостаточной степени учреждения культуры оснащены и специальным профессиональным оборудованием для оказания качественных услуг.
Особого внимания требует работа по воспитанию патриотизма, уважения к истории города у подрастающего поколения. Это в свою очередь требует организации работы по проведению культурно-массовых мероприятий, работы с молодежной аудиторией и ветеранскими организациями.
Сегодня развитие духовной культуры становится первостепенной задачей государственной культурной политики. Духовная культура общества признается как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. В связи с развитием коммуникационных технологий художественная, духовная, культура сегодня вытесняется из жизни человека коммерческим телевидением и еще больше растущими в геометрической прогрессии ресурсами интернета.
Для решения задач по развитию духовной культуры необходимо осуществление мероприятий по созданию и распространению особого информационного контента, направленного на популяризацию художественной культуры, культурное просвещение, пропаганду творческой деятельности и достижений творческих коллективов.
Необходимо продолжить работу по информатизации отрасли, что создаст дополнительные возможности по продвижению контента на территории не только города.
Также в целях развития духовной культуры, консолидации общества, обеспечения целостности культурного пространства, популяризации пропаганды народного творчества, творческой деятельности, достижений деятелей культуры и культурных брендов необходима организация и проведение крупномасштабных творческих акций городского уровня, их активное освещение в СМИ, пиар-поддержка, продвижение на областное и общероссийское культурное пространство.
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры требуется непрерывная работа по повышению квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры.
Одной из задач общегосударственной культурной политики установлена необходимость привлечения к участию в творческих мероприятиях (смотры, конкурсы, фестивали) большего числа детей, что требует модернизации сложившейся системы и принятия, дополнительных мер, направленных на повышение эффективности и поддержку учреждений культуры.
Серьезным вопросом остается состояние зданий и материально-технической оснащенности учреждений культуры. Среди главных причин устаревание материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - предшествовавшее в течение двух десятков лет недофинансирование отрасли, связанное с реформами, проходившими в стране.
Ухудшение качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с ухудшением материально-технического оснащения.
В целях сохранения и развития отечественной культуры, исходя из понимания ее особой роли в жизни современного общества, на федеральном уровне и на уровне региона разработан целый ряд стратегических документов и нормативных правовых актов, реализация положений которых позволила наметить пути решения многих проблем. Вместе с тем необходимо признать, что некоторые актуальные для российской культуры проблемы являются нерешенными и для культуры города Выборга. В их числе:
- отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
- заметное снижение культурно-образовательного уровня населения;
- неудовлетворительное материально-техническое обеспечение многих учреждений культуры;
- дефицит квалифицированных кадров;
- недостаточный объем финансирования поддержки творческих коллективов.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью проблем.
Прогноз развития отрасли культуры в городе Выборге
Общие усилия участников культурного процесса должны быть направлены на улучшение качества жизни населения, создание условий способствующих всестороннему духовному развитию личности, повышению качества человеческого капитала, являющегося основным ресурсом социально-экономического развития Выборга в долгосрочной перспективе.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая музейное и библиотечное дело, традиционную народную культуру, пропаганду и продвижение культурного потенциала Выборга за его пределами.
Реализация такого подхода предполагает:
- качественное изменение оказания услуг и выполнения работ в отрасли культуры, развитие инфраструктуры, повышение профессионального уровня персонала, укрепление кадрового потенциала отрасли;
- внедрение программно-целевых механизмов на местном уровне управления отраслью культуры;
- преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек;
- реализацию мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
- повышение эффективности управления отраслью культуры.
Реализация программы к 2021 году позволит повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений культуры, частично модернизировать деятельность муниципальных учреждений культуры, создать условия обеспечивающие доступность культурных благ, расширения культурного предложения и реализацию творческого потенциала населения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы
Развитие отрасли культуры законодательно закреплено Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 года N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года", а также в составе приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития Ленинградской области (областной закон от 28 июня 2013 года N 45-оз "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года") и "Концепции социально-экономического развития муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области до 2020 года", утвержденной решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 23.11.2010 года N 75. Основной целью социально-экономического развития на долгосрочную перспективу является достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития города.
Одной из целей также является повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи по созданию условий для развития культурного и духовного потенциала.
Решение поставленной задачи должно осуществляться в рамках трех приоритетных направлений:
1. Развитие сферы культурного обслуживания и повышения доступности культурных ценностей и благ для населения города. Данное направление включает в себя следующие блоки действий:
- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, модернизация работы учреждений культуры;
- проведение масштабных творческих акций с привлечением российских и мировых исполнителей, их активное освещение в СМИ;
- развитие культурно-познавательного туризма на основе кластерного подхода.
2. Кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений культуры объединяет действия:
- по укреплению материально-технической базы учреждений культуры;
- по подготовке кадров в отрасли культуры, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности;
- по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации работников отрасли культуры;
- по совершенствованию системы управления отраслью культуры.
3. Внедрение и использование современных технологий предоставления культурных услуг включает следующие действия:
- информатизацию учреждений отрасли культуры;
- создание и распространение в открытом доступе цифровых материалов, направленных на популяризацию и пропаганду художественного творчества, достижений деятелей культуры и искусства, музейных коллекций, народного творчества, традиционной национальной культуры, культурных брендов - достояния города Выборга.
В целях обеспечения реализации единой государственной культурной политики на территории города Выборга, настоящая программа учитывает приоритеты государственной политики в сфере культуры, закрепленные в следующих документах:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы.
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212).
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761);
- Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года (согласованы Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 года N МФ-П44-2462).
- Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 434-р).
- Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р).
- Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 807);
- Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р).
- Положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ от 12 февраля 1998 года N 179;
- Положение о Музейном фонде РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ 12.02.1998 N 179;
- Областной закон от 3 июля 2009 года N 61-оз "Об организации библиотечного обслуживания населения Ленинградской области общедоступными библиотеками";
- Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р);
- Указы, в том числе майские указы 2012 года, и поручения Президента Российской Федерации в сфере культуры;
- Нормативные правовые акты Губернатора и Правительства Ленинградской области в сфере культуры;
- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, в число приоритетов реализации Программы включаются:
- укрепление единого культурного пространства на территории города Выборга на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций города;
- сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций народов и народностей, проживающих на территории города, как основы единства общества;
- обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
- создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации культурного досуга;
- продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
- обеспечение инновационного развития отрасли культуры; усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
- совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства;
- повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сферы культуры;
- интеграция культуры Выборга в российский и мировой культурный процесс; укрепление имиджа города как одного из центров культуры Ленинградской области;
- использование культурного потенциала в интересах многостороннего международного сотрудничества;
- создание самобытных культурных кластеров;
- сохранение и пополнение музейного фонда;
- перевод в электронный вид музейных фондов;
- повышение доступности и качества библиотечных услуг;
- информатизация и модернизация библиотек;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание); улучшение системы подготовки кадров и их социального обеспечения.
3. Цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Главными целями настоящей программы являются: обеспечение доступа жителей города Выборга к культурным ценностям, сохранение и развитие народной культуры и самодеятельного творчества.
Достижение вышеуказанных целей предполагается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия органов местного самоуправления в отрасли культуры:
- оказание муниципальных услуг в отрасли культуры, в которых будут задействованы: библиотека, музей и учреждения культурно-досугового типа;
- проведение и участие в крупномасштабных культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятиях городского, районного, областного, регионального и международного значения;
- поддержка творческих проектов в сфере культуры;
- проведение конкурсов, фестивалей, смотров в сфере культуры.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы представлен в Приложении N 1 к Программе.
Система показателей (индикаторов), расшифровка плановых значений по годам реализации, приведена в Приложении N 2 к Программе.
Выполнение поставленных задач муниципальной программы неразрывно связано с достижением установленных показателей (индикаторов) Программы.
Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом требований приказа комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 13 июня 2013 года N 15 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области".
Применяемая система показателей прямо корреспондируется с показателями отраслевой дорожной карты развития сферы культуры, утвержденной распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 апреля 2013 года N 181-р "О мерах по поэтапному повышению заработной платы работников учреждений культуры Ленинградской области и утверждении плана мероприятий ("дорожной карты"), по повышению эффективности сферы культуры и совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры Ленинградской области" и показателями отраслевой дорожной карты развития сферы культуры, утвержденной постановлением администрации МО "Выборгский район".
Состав показателей (индикаторов) Программы увязан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2021 года включительно.
Показатели "увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий к концу 2021 года к 2017 году", "увеличение количества посещений культурно-досуговых мероприятий, по отношению к 2017 году" позволяют оценить увеличение посещаемости данных мероприятий, отражает востребованность у населения данного вида услуг.
Показатель "доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда" позволяет оценить состояние музейного фонда (доля отреставрированных и оцифрованных экспонатов), эффективность работы музея по сохранению и экспонированию коллекций.
Показатель "увеличение посещаемости музейных учреждений (посещений на 1 жителя в год") является одним из целевых ориентиров развития музейного дела, отражает востребованность у населения услуг данного типа учреждений.
Показатель "увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Ленинградской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом)" отражает эффективность деятельности библиотек по формированию электронных каталогов, степень оснащенности необходимыми техническими средствами, внедрения современных информационных технологий в библиотечном деле.
Показатель "увеличения количества книговыдач" является одним из целевых ориентиров развития библиотечного дела, отражает востребованность у населения услуг данного типа учреждений.
Показатель "повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры" является формой социологического исследования, характеризующего общественное мнение о качестве предоставляемых учреждениями культуры услуг. Данный показатель рекомендован к применению и может быть включен в состав показателей программы после утверждения методики его расчета Министерством культуры Российской Федерации.
Показатели "соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры города Выборга к средней заработной плате по Ленинградской области" и "темп роста заработной платы работников муниципальных учреждений культуры" позволяют оценить эффективность реализации государственной социальной политики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Показатель "увеличение количества приобретённых книг", характеризует объемы обновляемости библиотечных фондов.
Показатель "увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры" оценивает развитие учреждений в части оказания дополнительных услуг и как следствие увеличение средств от иной приносящей доход деятельности.
Показатель "доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей" характеризует эффективность деятельности в сфере культуры, выявления и поддержки дарований.
Решение указанных задач и достижение главных целей Программы позволит к 2021 году достигнуть следующих основных результатов:
- укрепление единого культурного пространства Выборга как одного из культурных и духовных центров Выборгского района;
- поддержка разнообразия национальных культур, культур малых коренных народов проживающих на территории Выборга, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей;
- формирование имиджа отрасли как наиболее привлекательной сферы деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
- повышение качества муниципального управления и эффективности расходования бюджетных средств через взаимодействие с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества;
- повышение уровня эффективности муниципально-правового регулирования сферы культуры;
- выравнивание уровня доступности культурных благ независимо от размера доходов и социального статуса жителей Выборга;
- формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
- создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность;
- создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;
- стимулирование потребления культурных благ;
- укрепление социального статуса работников культуры, повышение уровня финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов, талантливой молодежи;
- укрепление положительного имиджа Выборга в районном и областном культурном пространстве, в том числе благоприятного для туризма.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются:
- признание стратегической роли культуры в развитии современного общества;
- поступательное увеличение доли расходов на сферу культуры в бюджете МО "Город Выборг";
- качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
- повышение эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на муниципальном уровне управления отраслью культуры;
- расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, а также создание отраслевой информационной инфраструктуры;
- реализация комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры, развитие государственно-частного партнерства;
- создание условий для развития культурно-досуговых учреждений, придание нового современного облика учреждениям культуры;
- оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в отрасли культуры;
- содействие развитию механизмов и форм поддержки негосударственных организаций малого и среднего бизнеса в сфере культуры.
Программа реализуется в один этап.
Сроки реализации настоящей муниципальной программы - 2017 - 2021 годы.
Пятилетний период реализации Программы установлен исходя из двух основных определяющих факторов:
1. В течение пяти лет будут выявлены и учтены недостатки программы, апробированы механизмы реализации, уточнена система показателей, доработаны методики сбора и обработки статистической информации, порядки взаимодействия участников, способы ведения учета и отчетности и т.д., которые будут устранены при разработке муниципальной программы следующего периода;
2. Культура - динамично меняющаяся сфера общественных отношений. Ее развитие связано с совершенствованием технологий, появлением новых форм художественного творчества, расширением состава используемых в творческом процессе выразительных средств, изменением эстетических предпочтений аудитории, политических и других социальных факторов, которые обуславливают необходимость регулярной корректировки программных мероприятий, актуализации целей и задач, принятия прочих мер управленческого характера.
Меры муниципального регулирования в целях реализации мероприятий муниципальной программы отсутствует.
4. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
В рамках реализации данной программы выделяется основное мероприятие:
Основное мероприятие "Обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни города Выборга",включающее следующие мероприятия:
- предоставление субсидий учреждениям, в том числе обеспечение стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений культуры;
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, включающее следующие мероприятия:
- Создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, конкурсов, выставок; Поддержка творческих проектов в сфере культуры, (транспортные услуги, проживание и питание участников, страхование, визовая поддержка, рекламно - информационная продукция и т.д.);
- Оснащение учреждений современными техническими средствами и оборудованием;
Материально-техническое обеспечение деятельности клубных формирований (изготовление и приобретение костюмов, обуви, реквизита и т.п.).
- Проведение иных мероприятия в сфере культуры (иные затраты, связанные с основной деятельностью учреждений культуры).
Вышеуказанные мероприятия полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений развития отрасли культуры города Выборга и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов настоящей Программы.
5. Сравнительный анализ социально-экономической эффективности альтернативных способов достижения целей и решения задач муниципальной программы
Положительный опыт реализации долгосрочных целевых программ в прежние годы дает основания признать эффективность применения программно-целевых методов управления в сфере культуры.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
- снижение ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед городом задач в сфере культуры;
- неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
- ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга жителей города;
- снижение уровня подготовки кадров в отрасли культуры;
- стагнация в развитии традиционной народной культуры;
- ослабление культурно-духовного единства населения города Выборга;
- ухудшение условий для творческой самореализации граждан.
6. Характеристика основных мер правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В течение всего срока реализации Программы меры правового регулирования в сфере культуры определяются действующим законодательством Российской Федерации, Ленинградской области, нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления и локальными актами главного распорядителя бюджетных средств. В течение срока действия Программы ведется мониторинг хода ее реализации, на основании которого может уточняться состав мер правового регулирования, необходимых для эффективной реализации Программы.
7. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых МО "Город Выборг" в случае его участия в реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области"
Участие МО "Город Выборг" в мероприятиях государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области" осуществляется посредством реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством и нормативными правовыми актами Ленинградской области. На местном уровне в пределах своих полномочий органы местного самоуправления обеспечивают реализацию единой государственной политики в сфере культуры, в том числе разрабатывают и реализуют муниципальные программы развития отрасли культуры.
8. Информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы
Ежегодный объем выделяемых средств утверждается решением совета депутатов МО "Город Выборг" о бюджете на очередной финансовый год.
Объемы финансового обеспечения программных мероприятий за счет средств бюджета МО "Город Выборг" определены на основе анализа реализации ДЦП "Культура МО "Город Выборг" на 2014 - 2019 годы", плана культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий в сфере культуры на 2019 год, ДЦП "Культура Ленинградской области", ДЦП "Капитальный ремонт объектов культуры городских поселений Ленинградской области", анализа количества и средней стоимости мероприятий, проводимых в городе Выборге, а также полученных заявок на участие в программе.
В случае участия в мероприятиях государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области" объемы софинансирования этих мероприятий за счет средств местного бюджета составляет от 10% до 50% от их общей стоимости (в зависимости от направления).
Детальный план проведения культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий муниципальной программы за счет средств бюджета МО "Город Выборг" на очередной финансовый год ежегодно утверждается распоряжением администрации МО "Выборгский район".
Ресурсное обеспечение муниципальной программы в разрезе основных мероприятий и источников финансирования приведено в Приложении N 1 к Программе.
9. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер по оптимизации их негативного влияния
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски
Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и областном законодательстве в сфере культуры и смежных областях.
Финансовые риски
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем финансового обеспечения.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации Программы:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
- привлечение внебюджетного финансирования, в т.ч. на основе выявления и внедрения лучшего международного опыта по данному вопросу.
К финансовым рискам также относится возникновение дефицита местного и областного бюджетов на софинансирование мероприятий Программы.
Административные риски
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением Программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отрасли культуры, нарушение планируемых сроков реализации Программы, не достижение ее цели и задач, невыполнение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- проведение систематического мониторинга результативности реализации Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
- заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
Кадровые риски
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в отрасли культуры, что снижает эффективность работы учреждений культуры и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством реализации мероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров в рамках Программы.
Риски, связанные с территориальными особенностями
Риски, связанные с территориальными особенностями МО "Город Выборг", обусловлены диспропорциями в финансово-экономических возможностях МО "Город Выборг".
Снижение рисков возможно за счет:
- обеспечения правильного расчета и своевременного выделения требуемых объемов средств из местного бюджета, дополнительного финансирования из областного бюджетов, а также привлечения средств из внебюджетных источников;
- информационного обеспечения реализации Программы и технической поддержки исполнителей Программы.
10. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится на основе анализа:
1. Результатов достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) по годам по отношению к предыдущему году или нарастающим итогом к базовому году, в зависимости от установленных условий.
2. Оценки степени достижения целей и решения задач Программы () осуществляется на основе показателей подпрограмм, направленных на решение соответствующей задачи, по формуле:
,
где:
- показатель достижения плановых значений показателей Программы;
- количество показателей Программы (определяется в соответствии с приложением N __);
- фактические значения показателей Программы за рассматриваемый период (определяется в соответствии с приложением N __);
- планируемые значения достижения показателей муниципальной программы за рассматриваемый период (определяется в соответствии с приложением N __);
В случае, когда уменьшение значения целевого показателя является положительной динамикой, показатели и
в формуле меняются местами (например,
).
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы проводится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
3. Оценки эффективности использования средств программы.
Оценка эффективности использования средств местного бюджета () проводится ежегодно и рассчитывается как:
,
где: - показатель эффективности использования средств местного бюджета;
- показатель достижения целей и решения задач Программы;
- показатель степени выполнения запланированного уровня затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.