Решение Магаданского областного суда
от 15 декабря 2017 г. N 3а-11/2017
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кречетова А.А.,
при секретаре Гельман И.В.,
с участием:
представителей административного ответчика Магаданской областной Думы - Калугиной Т.В., Печеровой Ю.В.,
представителя заинтересованного лица - губернатора Магаданской области - Разумкова А.А., прокуроров Розенберг Н.Л., Плешаковой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Буравченко И.Л. о признании недействующими пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области", установил:
Буравченко И.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими (с учётом уточнения иска) пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" (далее по тексту - Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ).
В обоснование заявленных требований указала, что с 15 сентября 2004 года по 31 марта 2015 года она на постоянной профессиональной основе замещала должность заместителя председателя Избирательной комиссии Магаданской области, относящуюся к государственным должностям Магаданской области.
16 сентября 2012 года в связи с окончанием очередного срока полномочий ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, предусмотренная пунктом 8 статьи 7 Закона Магаданской области от 05 марта 2007 года N 816-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Магаданской области". 18 сентября 2012 года выплата указанной доплаты была приостановлена в связи с замещением ею должности заместителя председателя Избирательной комиссии Магаданской области. 15 апреля 2015 года данная выплата была возобновлена и пересчитана на основании статей 6, 7 и 8 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ без учёта фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона от 05.03.2007 г. N 816-ОЗ следует читать как "15.03.2007 г."
Полагает, что условия предоставления социальных льгот для лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы Российской Федерации, и для лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должны быть сходными по своим основным параметрам. При этом объем ограничений в праве на пенсию за выслугу лет для лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы Магаданской области, должен быть аналогичен таким ограничениям, установленным для федеральных государственных служащих.
Ввиду того, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" (далее - Указ Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854) не содержат норм, ограничивающих право на пенсию за выслугу лет лицам, которым была назначена ежемесячная доплата к пенсии, а Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) предусмотрено право выбора между ежемесячной доплатой к пенсии и пенсией за выслугу лет, то определённый пунктом 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ запрет на назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области и приобретшим право на указанную пенсию в связи с назначением им ранее ежемесячной доплаты к пенсии, не соответствует положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6, пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в той мере, в какой они допускают ограничение права на пенсию за выслугу лет отдельной категории граждан, не предусмотренное федеральным законодательством для федеральных государственных служащих.
Указывает, что положения пункта 4 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ в части, предусматривающей предоставление лицам, замещавшим государственные должности категории "А" до 2002 года, права на пенсионное обеспечение в размерах и на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Магаданской области, не соответствуют положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статей 7 и 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, Указу Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854, которые не допускают возможности установления федеральным государственным служащим дополнительного пенсионного обеспечения в размерах и порядке, установленных для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации.
Считает, что положения пункта 4 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ необоснованно расширили круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, привели к необоснованно завышенным выплатам из областного бюджета, что повлекло установление различного порядка назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности категории "А" до 2002 года и лиц, замещавших государственные должности Магаданской области, нарушающего её право на получение пенсии за выслугу лет в размере, предусмотренном названным законом.
Положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ устанавливают запрет на назначение пенсии за выслугу лет лицам, которым назначена доплата к пенсии, однако не предусматривают для данных лиц права выбора между доплатой к пенсии и пенсией за выслугу лет, чем также нарушают её право на получение пенсии за выслугу лет в размере, предусмотренном Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ.
Несоответствие оспариваемых норм федеральному законодательству повлекло нарушение её прав и обусловило принятие, по её мнению, необоснованных решения Магаданского городского суда и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда по делу N 2-3105/2015 (N 33а-1121/2015), признавших правомерность действий уполномоченного органа по отказу в применении пункта 5 статьи 2 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ при перерасчете размера ежемесячной доплаты к её пенсии.
Просит признать недействующими с момента принятия:
- положения пункта 4 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ в части предоставления лицам, замещавшим государственные должности категории "А" до 2002 года, права на пенсионное обеспечение в размерах и на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Магаданской области, как несоответствующие находящимся в системном единстве положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статьям 7 и 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, Указу Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854, которые не допускают возможности установления федеральным государственным служащим дополнительного пенсионного обеспечения в размерах и порядке, установленных для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации;
- положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ в части установления запрета на назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области и приобретшим в соответствии с данным Законом право на указанную пенсию, в связи с назначением им ежемесячной доплаты к пенсии, при отсутствии в Законе Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ положения, предусматривающего для данной категории лиц право выбора между правом на пенсию за выслугу лет и правом на ежемесячную доплату к пенсии, как несоответствующие находящимся в системном единстве положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6, пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в той мере, в какой они допускают ограничение права на пенсию за выслугу лет отдельной категории граждан, не предусмотренное федеральным законодательством для федеральных государственных служащих.
Административный ответчик требования административного иска не признал.
Представив письменный отзыв, указал, что дополнительная мера социальной поддержки для лиц, замещающих государственные должности Магаданской области, именовавшаяся до принятия Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ в ряде региональных нормативных правовых актов (в том числе и в пункте 8 статьи 7 Закона Магаданской области N 816-ОЗ) как ежемесячная доплата к пенсии по старости, была переименована в пенсию за выслугу лет и урегулирована в рамках единого нормативного правового акта - Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ.
Назначавшаяся до 29 марта 2014 года лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области, ежемесячная доплата к пенсии назначаемая после указанной даты этой же категории лиц пенсия за выслугу лет являются выплатами, имеющими единую правовую природу.
Право выбора между назначением ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет в Законе Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ не закреплено, так как данные выплаты тождественны.
Правила перерасчета размера пенсии за выслугу лет предусмотрены статьёй 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, а органом, уполномоченным осуществлять такой перерасчет, является министерство труда и социальной политики Магаданской области, которое в соответствии с действующим законодательством осуществляет начисление, перерасчет и выплату доплат к государственным пенсиям, финансируемым из областного бюджета (абзац 14 подпункта 2.3.1 пункта 2.1 раздела 2 Положения о министерстве труда и социальной политики Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года N 19-пп).
Положения пункта 5 статьи 2 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ применяются исключительно при установлении пенсии за выслугу лет лицам, обратившимся за её назначением после 29 марта 2014 года.
Указывает, что в силу пункта 16 статьи 11 Закона Магаданской области от 16 июля 1997 года N 28-ОЗ "Об Избирательной комиссии Магаданской области" председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии, а также члены Избирательной комиссии, работающие на постоянной (штатной) основе, являлись лицами, замещавшими государственные должности Магаданской области категории "А", имели право на ежемесячную доплату к пенсии, соответственно данные должности обоснованно включены в пункт 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ.
Со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 01 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 03 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 21 октября 2008 года N 797-О-О, от 02 апреля 2009 года N 473-О-О, утверждает, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением, следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, а также самостоятельно определять круг лиц, которых касаются эти доплаты.
В связи с этим считает, что оспариваемые положения Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ приняты Магаданской областной Думой в пределах компетенции, предоставленной ей федеральным законодательством, с соблюдением порядка и процедуры принятия нормативных правовых актов, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Определением суда от 16 ноября 2017 года к участию деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен губернатор Магаданской области.
В возражениях на административный иск губернатор Магаданской области, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, полагает, что оспариваемый Закон Магаданской области N 1718-ОЗ принят в пределах полномочий Магаданской области.
Считает, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, которым за счёт средств данного субъекта устанавливаются доплаты к государственным пенсиям. Условия предоставления социальных льгот для лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должны быть сходными по своим основным параметрам, но необязательно во всем тождественными (идентичными).
Указывает, что оспариваемыми положениями Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ права и законные интересы административного истца не нарушаются.
Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Буравченко И.Л., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебном заседании отсутствовала, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, суд, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
В письменных пояснениях к административному иску Буравченко И.Л. поддержала заявленные требования, а также указала, что Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, определяя основания и порядок предоставления пенсии за выслугу лет в Магаданской области, устанавливает различный объем пенсионных прав для лиц, относящихся к одной категории граждан.
Лица, замещающие государственные должности Магаданской области, лишены права на пенсию за выслугу лет при назначении им ежемесячной доплаты к пенсии. Размер доплаты существенно ниже размера пенсии за выслугу лет, однако закон не предусматривает право выбора между этими выплатами. Данный критерий затрагивает интересы категории граждан, которые относятся к лицам, замещавшим (замещающим) ответственные посты Магаданской области и, следовательно, выполнявшим важные для региона задачи (председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии Магаданской области, председатель Счетной палаты Магаданской области).
Другим государственным служащим области наоборот предоставлено право на пенсию за выслугу лет, установленное для лиц, замещавших до 2002 года должности категории "А". Для них введен особый, отличающийся от общего, порядок исчисления размера пенсии (пункт 8 статьи 2 указанного Закона). Под действие указанных норм подпадают только два ответственных работника аппарата Магаданской областной Думы, что свидетельствует о коррупционном характере такого регулирования.
Указывает, что в силу общего (основного) принципа действия закона во времени и на основании пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ она приобрела право на пенсию за выслугу лет, вместе с тем положения пункта 11 статьи 1 названного закона препятствуют ей реализовать данное право.
Такое регулирование, по мнению административного истца, свидетельствует о внутреннем противоречии закона и, в итоге, приводит к установлению не имеющих объективного и разумного оправдания различий в пенсионных правах лиц, замещавших государственные должности Магаданской области на момент вступления данного закона в силу.
Считает ошибочным утверждение ответчика о том, что оспариваемым Законом осуществлено формальное переименование ежемесячной доплаты к пенсии в пенсию за выслугу лет.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица, кроме того, полагал, что имеются основания для прекращения производства по делу в части требований о признании недействующими положений пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, поскольку данные нормы не затрагивают и не нарушают прав административного истца.
Прокурор в заключении считал, что положения пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ не соответствуют положениям части 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ) в части, предоставляющей лицам, замещавшим государственные должности категории "А" до 2002 года, право пенсионного обеспечения в размерах и на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Магаданской области. В связи с изложенным считал, что исковые требования Буравченко И.Л. подлежат удовлетворению частично: положения пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ подлежат признанию недействующими, в удовлетворении остальной части административного иска надлежит отказать.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив соблюдение органом законодательной власти субъекта Российской Федерации компетенции при принятии нормативного правового акта, суд установил следующее.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В силу частей 2 и 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктами 1 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также социальная поддержка граждан пожилого возраста относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из статьи 48 Устава Магаданской области, принятого Магаданской областной Думой 26 декабря 2001 года, Магаданская областная Дума осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
В силу статьи 9.1 Регламента Магаданской областной Думы, принятого постановлением Магаданской областной Думы от 13 февраля 2004 года N 772, по предметам ведения Магаданской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными законами, Магаданской областной Думой принимаются правовые акты в форме законов Магаданской области.
Судом установлено, что Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ принят Магаданской областной Думой 27 февраля 2014 года с соблюдением процедуры его принятия и опубликован в газете "Магаданская правда" 18 марта 2014 года (N 20 (20672), приложение "Губернские ведомости").
В настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции Законов Магаданской области от 30 апреля 2014 года N 1747-ОЗ, от 27 февраля 2015 года N 1865-ОЗ, от 06 октября 2015 года N 1932-ОЗ, от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ, опубликованных в газете "Магаданская правда" 06 мая 2014 года (N 36 (20688), приложение "Губернские ведомости"), 03 марта 2015 года (N 17 (20773) приложение "Губернские ведомости"), 13 октября 2015 года (N 81 (20837) приложение "Губернские ведомости"), 06 декабря 2016 года (N 94 (20953), приложение "Губернские ведомости") соответственно.
Таким образом, названный закон принят органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий по вопросу, отнесённому к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введения его в действие.
Пунктами 4, 9 и 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, в том числе замещавшие государственные должности категории "А" до 2002 года (далее - областные должности, областная должность), не менее 5 лет и имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее 15 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при освобождении от замещаемой областной должности в случаях истечения срока полномочий, досрочного прекращения полномочий по письменному заявлению о сложении своих полномочий или в связи с признанием судом недееспособными или ограниченно дееспособными, либо в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти Магаданской области, иного государственного органа Магаданской области (далее - государственный орган), в которых данные лица замещали областные должности (пункт 4).
Лица, замещавшие областные должности не менее 5 лет и имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее 15 лет, при освобождении от замещаемой областной должности в случаях истечения срока полномочий, досрочного прекращения полномочий по письменному заявлению о сложении своих полномочий, до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на назначение пенсии за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением с областной должности они замещали областную должность не менее 12 полных месяцев (пункт 9).
Пенсия за выслугу лет в целях настоящего Закона не назначается лицам, которым в соответствии с федеральным или областным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами назначено ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу лет, либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) (пункт 11).
Согласно пункту 8 статьи 2, пункту 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицо вправе выбрать любую ранее замещаемую должность областной службы (областную должность, должность муниципальной службы) (пункт 8 статьи 2).
При обращении в уполномоченный орган лиц, которым ранее была назначена пенсия за выслугу лет по основаниям, установленным для лиц, замещавших должности областной гражданской службы и имеющих право на назначение пенсии за выслугу лет, установленной настоящим Законом для лиц, замещающих областные государственные должности, производится перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей (пункт 6 статьи 7).
Как следует из материалов дела, административный истец до выхода на пенсию замещала государственную должность Магаданской области - заместителя председателя Избирательной комиссии Магаданской области и при перерасчёте размера пенсии за выслугу лет к ней были применены положения Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ.
Оспаривая приведенные выше нормы Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, административный истец полагает их не соответствующими нормам Указа Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854, Федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Указ Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854 устанавливает порядок назначения, выплаты и пересчёта ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные правовые предписания содержатся в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, устанавливающего условия, регламентирующие назначение пенсии за выслугу лет только федеральным государственным служащим, который закрепляет право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Федеральный закон "О страховых пенсиях" относит правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).
Изложенное, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, свидетельствует о том, что полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия соответствующего федерального закона, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счёт собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, включая ежемесячную доплату к страховой пенсии (определения от 03 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и 108-О-О, от 02 апреля 2009 года N 473-О-О).
Раскрывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсиям, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что они являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, предоставляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что не противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем обращено внимание, что региональный законодатель, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии, не может действовать произвольно; при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения названной категории граждан должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета (определения от 03 апреля 2007 года N 332-О-О, от 15 января 2008 года N 107-О-О и 108-О-О, от 02 апреля 2009 года N 473-О-О, от 01 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О).
Оспариваемые административным истцом пункты 4, 11 статьи 1, пункт 8 статьи 2, пункт 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ устанавливают условия и порядок назначения и перерасчёта пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, должности муниципальной службы в Магаданской области, государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе.
Указанная пенсия за выслугу лет является дополнительным обеспечением лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы области, порядок и условия которого не регламентируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, Указа Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854.
Как следует из приведённых выше норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление порядка и условий дополнительных выплат лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации является правом законодателя такого субъекта, который полномочен не только устанавливать, но и в последующем изменять порядок, условия, размеры данных выплат, что само по себе не противоречит федеральному законодательству.
Как следует из административного иска, основанием для его предъявления послужило применение к административному истцу оспариваемых ею положений Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, предусматривающих возможность перерасчёта ранее назначенной ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, а не назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с положениями данного закона.
Между тем установление различного порядка расчёта пенсии за выслугу лет для лиц, которым данная выплата была назначена до введения в действие Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, и лиц, которым она назначается после его вступления в силу, является правом законодательного органа субъекта и не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений названного закона нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ не противоречат положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6, пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статей 7, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, Указа Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854.
Вместе с тем, проверяя соответствие оспариваемых положений Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о несоответствии пункта 4 статьи 1 названного закона положениям Федерального Закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны осуществляться ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ дополнен статьёй 2.1 "государственные должности субъектов Российской Федерации".
30 декабря 2015 года данная статья Федеральным законом N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 4, в силу которой в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ предусмотрено право на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, в том числе замещавших государственные должности категории "А" до 2002 года (далее - областные должности, областная должность), не менее 5 лет и имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее 15 лет, при освобождении от замещаемой областной должности в случаях истечения срока полномочий, досрочного прекращения полномочий по письменному заявлению о сложении своих полномочий или в связи с признанием судом недееспособными или ограниченно дееспособными, либо в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти Магаданской области, иного государственного органа Магаданской области (далее - государственный орган), в которых данные лица замещали областные должности.
То есть положения оспариваемого пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ содержат, по сравнению с положениями пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, более широкий круг лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, в отношении которых могут быть установлены дополнительные гарантии в связи с прекращением их полномочий.
Административным истцом положения пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ оспариваются в части, предоставляющей право на пенсионное обеспечение лицам, замещавшим государственные должности категории "А" до 2002 года в размерах и на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Магаданской области.
При таком положении, исходя из заявленных в административном иске требований, суд приходит к выводу о противоречии пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ статье 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", имеют лица, замещавшие государственную должность Магаданской области категории "А" до 2002 года и не достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же федерального закона.
Учитывая изложенное, исковые требования Буравченко И.Л. в данной части подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица о необходимости прекращения производства по делу в части требований о признании недействующими положений пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
Как следует из материалов дела, оспаривая положения пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, административный истец полагает, что данные нормы устанавливают различный порядок назначения пенсии за выслугу лет для неё и для лиц, замещавших государственные должности категории "А" до 2002 года, а также лишают её права выбора между доплатой к пенсии и пенсией за выслугу лет.
Учитывая, что перерасчёт пенсии за выслугу лет истцу осуществлялся на основании норм Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом положения пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 данного закона затрагивают права административного истца, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии предусмотренных положениями пункта 2 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для прекращения производства по делу в указанной части.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
В настоящее время Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ действует в редакции Закона Магаданской области от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области".
Учитывая, что положения пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ могли быть применены в уже сложившихся правоотношениях, они подлежат признанию недействующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете "Магаданская правда".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Буравченко И.Л. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" в редакции Закона Магаданской области от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области" в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", имеют лица, замещавшие государственную должность Магаданской области категории "А" до 2002 года и не достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же федерального закона.
В удовлетворении требований Буравченко И.Л. о признании недействующими пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" отказать.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете "Магаданская правда".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19 декабря 2017 года.
Судья Магаданского областного суда |
А.А. Кречетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 г. N 3а-11/2017 О признании недействующим пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области от 14.03.2014 г. N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслуга лет в Магаданской области" (ред. от 29.11.16) в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", имеют лица, замещавшие государственную должность Магаданской области категории "А" до 2002 года и не достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность...
Текст решения официально опубликован не был