Справка
о рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав граждан, а также дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан
г. Нарьян-Мар |
8 октября 2018 года |
Судом Ненецкого автономного округа проведено обобщение практики рассмотрения судами Ненецкого автономного округа административных дел о защите избирательных прав граждан, а также практики рассмотрения мировыми судьями Ненецкого автономного округа дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, в период избирательной кампании по выборам депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, глав и депутатов представительных органов местного самоуправления некоторых городских и сельских поселений Ненецкого автономного округа, которые состоялись 9 сентября 2018 года.
Практика рассмотрения и разрешения судом конкретных административных дел
Практика рассмотрения дел данной категории судами Ненецкого автономного округа характеризуется следующим образом:
Категории дел |
Количество рассмотренных дел |
результат рассмотрения дел судом первой инстанции, в т.ч.: |
обжаловано решений (из графы 3) |
результат рассмотрения дел судом апелляционной инстанции: |
||||
рассмотрено с вынесением решения |
производство прекращено |
оставлено без изменения |
отменено (изменено) |
|||||
всего: |
в том числе требования удовлетворены |
в удовлетворении требований отказано |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- об оспаривании решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов |
11 |
10 |
6 |
4 |
1 |
4 |
3 |
1 |
- об оспаривании решений о регистрации кандидата, списка кандидатов |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
- об оспаривании решений о заверении списка кандидатов |
2 |
2 |
|
2 |
|
1 |
1 |
|
- об оспаривании иных решений избирательных комиссий |
2 |
2 |
|
2 |
|
2 |
1 |
|
- об отмене итогов выборов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
18 |
16 |
7 |
9 |
1 |
8 |
6 |
1 |
Ниже в таблице представлены данные о результатах оспаривания решений избирательных комиссий в зависимости от их уровня:
Избирательная комиссия |
Количество рассмотренных дел |
результат рассмотрения дел судом первой инстанции, в т.ч.: |
обжаловано решений (из графы 3) |
результат рассмотрения дел судом апелляционной инстанции: |
||||
рассмотрено с вынесением решения |
производство по делам прекращено |
оставлено без изменения |
отменено (изменено) |
|||||
всего: |
в том числе требования удовлетворены |
в удовлетворении требований отказано |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа |
5 |
5 |
1 |
4 |
|
3 |
3 |
|
- территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
1 |
|
- территориальная избирательная комиссия Заполярного района |
7 |
6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
- муниципальные избирательные комиссии |
2 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
18 |
16 |
7 |
9 |
1 |
8 |
6 |
1 |
Ниже в таблице представлены данных о субъектах оспаривания решений избирательных комиссий и результатах рассмотрения данных дел:
Субъект оспаривания решений избирательных комиссий |
Количество рассмотренных дел |
результат рассмотрения дел судом первой инстанции, в т.ч.: |
обжаловано решений (из графы 3) |
результат рассмотрения дел судом апелляционной инстанции: |
||||
рассмотрено с вынесением решения |
производство по делам прекращено |
оставлено без изменения |
отменено (изменено) |
|||||
всего: |
в том числе требования удовлетворены |
в удовлетворении требований отказано |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- кандидаты |
12 |
10 |
6 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
- избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов, кандидатов |
4 |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
2 |
|
- избирательные комиссии |
2 |
2 |
|
2 |
|
2 |
2 |
|
Всего: |
18 |
16 |
7 |
9 |
1 |
8 |
6 |
1 |
Примечание: в таблицах не указаны результаты рассмотрения Нарьян-Марским городским судом одного дела об отмене итогов выборов Совета депутатов МО "Канинский сельсовет" НАО (назначено на 10 октября 2018 года), а также результаты рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации одной апелляционной жалобы по делу N 63-АПГ18-12 (9 октября 2018 года, 10.00).
Обобщение показало, что судом Ненецкого автономного округа рассмотрено 16 административных дел данной категории (88,9%), в производстве Нарьян-Марского городского суда находилось 2 дела, из них: одно дело об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, одно дело - об отмене итогов выборов депутатов Совета депутатов МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа.
1. Наибольшее количество рассмотренных судом Ненецкого автономного округа дел (10 дел или 62,5%) связано с оспариванием кандидатами, избирательными объединениями решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, при следующих обстоятельствах:
1.1. Решением суда Ненецкого автономного округа от 3 августа 2018 года (дело N 3а-7/2018) административное исковое заявление Ч. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 22 июля 2018 года N 61/227-4 "Об отказе в регистрации Ч. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской", возложении на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Ч. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской оставлено без удовлетворения.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом установлено, что сбор подписей избирателей ранее даты фактической оплаты изготовления подписных листов влечет признание данных подписей недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, указание в соответствующих графах подписных листов дат внесения избирателями своих подписей с изложением формата года в виде двух цифр и четырех цифр само по себе не является исправлением в дате внесения подписи и не препятствует однозначному восприятию информации о дате внесения подписи в подписной лист, в связи с чем данные подписи не подлежат признанию недействительными.
1.2. Решением суда Ненецкого автономного округа от 16 августа 2018 года (дело N 3а-12/2018) административное исковое заявление Б. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 5 августа 2018 года N 73-1 "Об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский", постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/312-7 "О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский Б. от 6 августа 2018 года", возложении обязанности зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский, удовлетворено.
Признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 5 августа 2018 года N 73-1 "Об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский".
Признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/312-7 "О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский Б. от 6 августа 2018 года".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом установлено, что указание в подписных листах фамилии, имени и отчества кандидата машинописным способом, при условии, что на каждом подписном листе имеются собственноручно проставленные подпись кандидата и дата заверения им подписного листа, не является нарушением требований к оформлению подписных листов, установленных статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 41 закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа", влекущем признание подписей избирателей недействительными.
1.3. Определением суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года (дело N 3а-13/2018) принят отказ З. от административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 76-1 "Об отказе в регистрации З. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Искательский", возложении обязанности зарегистрировать З. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, и производство по административному делу прекращено.
Определение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
1.4. Решением суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года (дело N 3а-14/2018) административное исковое заявление Б. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 августа 2018 года N 75-1 "Об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный", возложении обязанности зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, удовлетворено.
Признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 августа 2018 года N 75-1 "Об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.
Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-7 решение суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года в части возложения на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный отменено с принятием нового решения, которым на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указание в подписных листах, в графе "наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации", более подробной информации относительно Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (указание порядкового номера созыва) не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в них недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов - 9 сентября 2018 года) не искажает смыслового содержания содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
1.5. Решением суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (дело N 3а-15/2018) административное исковое заявление П. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года N 77-2 "Об отказе в регистрации П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Искательский" и возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности принять решение о его регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Искательский удовлетворено в части.
Признано незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года N 77-2 "Об отказе в регистрации П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Искательский".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 Искательский.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом установлено, что указание в подписных листах, представленных кандидатом П., номера созыва Собрания депутатов Ненецкого автономного округа не искажает смыслового содержания содержащихся в нем сведений и не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах.
Нарушение порядка изготовления и оплаты подписных листов, а также несоблюдение избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" порядка выдвижения кандидата П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва (в частности, отсутствие кворума при принятии решения о выдвижении) своего подтверждения представленными суду доказательствами не нашли.
Таким образом, изложенные в оспариваемом постановлении избирательной комиссии основания для отказа в регистрации кандидата П. не основаны на обстоятельствах дела и требованиях закона.
При этом доводы административного ответчика о наличии иных оснований для отказа в регистрации кандидата - отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Б. и Л., представлявших документы в соответствующие избирательные комиссии для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и заверявших копии личных документов кандидатов, не могут быть положены в обоснование законности оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа, поскольку данные обстоятельства предметом рассмотрения и оценки избирательной комиссии при принятии решения об отказе в регистрации кандидата не являлись.
1.6. Решением суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (дело N 3а-16/2018) административное исковое заявление В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года N 77-1 "Об отказе в регистрации В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский" и возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности принять решение о её регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский удовлетворено в части.
Признано незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года N 77-1 "Об отказе в регистрации В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Печорский.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
При принятии решения об отмене постановления территориальной избирательной комиссии и возложении на нее обязанности по повторному рассмотрению вопроса о регистрации В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении предыдущего дела N 3а-15/2018.
1.7. Решением суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (дело N 3а-17/2018) административное исковое заявление Л. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/247-4 "Об отказе в регистрации Л. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской" и возложении на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обязанности принять решение о его регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской удовлетворен в части.
Признано незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/247-4 "Об отказе в регистрации Л. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Л. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Заводской.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
При принятии решения об отмене постановления территориальной избирательной комиссии и возложении на нее обязанности по повторному рассмотрению вопроса о регистрации Л. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении дела N 3а-15/2018.
1.8. Решением суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (дело N 3а-18/2018) административное исковое заявление Е. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/246-4 "Об отказе в регистрации Е. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Портовый" и возложении на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обязанности принять решение о ее регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Портовый удовлетворено в части.
Признано незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/246-4 "Об отказе в регистрации Е. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Портовый".
Возложена на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Е. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Портовый.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
При принятии решения об отмене постановления территориальной избирательной комиссии и возложении на нее обязанности по повторному рассмотрению вопроса о регистрации Е. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении дела N 3а-15/2018.
1.9. Решением суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года (дело N 3а-19/2018) в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/314-7 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по единому избирательному округу", возложении на Избирательную комиссию Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по единому избирательному округу отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-9 решение суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" - без удовлетворения.
Судом установлено, что выводы территориальной избирательной комиссии о признании недействительными всех представленных избирательным объединением подписей избирателей по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не подтверждены представленными суду доказательствами и не основаны на законодательстве Российской Федерации и Ненецкого автономного округа о выборах.
Из представленных суду документов следует, что подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по единому избирательному округу, изготовлены ООО "Новация", оплачены за счет средств специального избирательного счета избирательного объединения, подписи собраны после оплаты подписных листов.
Указание в подписных листах, в графе "наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации" более подробной информации относительно Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (указан порядковый номера созыва) не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и недействительности всех подписей, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов - 9 сентября 2018 года) не искажает смыслового содержания содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Порядок выдвижения списка кандидатов, предусмотренный Федеральным законом "О политических партиях", избирательным объединением был соблюден.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что отсутствие сведений о члене коллегиального исполнительного органа политической партии В. в списке членов политической партии "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", включенных в список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, свидетельствует о несоблюдении избирательным объединением безусловных требований к выдвижению списка кандидатов, установленных пунктом 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Отсутствие данных сведений в силу подпункта "б.2" пункта 25 статьи 38 указанного Федерального закона является самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
При этом суд указал, что сведения о принадлежности В. к политической партии "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" не относятся к тем сведениям (или документам), перечисленным в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при отсутствии или неправильности (несоответствии требованиям закона) которых избирательная комиссия обязана известить об этом избирательное объединение не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором решается вопрос о регистрации списка кандидатов (неполнота сведений о кандидатах, отсутствие каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, несоблюдение требований закона к оформлению документов).
Кроме того, суд нашел заслуживающими внимания доводы представителей административного ответчика о том, что постановление Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/262-7, которым были зарегистрированы уполномоченные представители избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Б. и Л., представлявшие документы для выдвижения и регистрации списка кандидатов в депутаты данного избирательного объединения, заверявшие подписные листы избирательного объединения и совершавшие иные юридически значимые действия, принято с нарушением требований закона и отменено постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/313-7 по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора Ненецкого автономного округа.
1.10. Решением суда Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2018 года (дело N 3а-21/2018) административное исковое заявление Б. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 сентября 2018 года N 86-3 "Об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный", возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-11 решение суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Б. - без удовлетворения.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении предыдущего административного дела N 3а-19/2018.
Кроме того, суд указал, что обстоятельства, касающиеся изготовления и оплаты кандидатом Б. подписных листов, соответствия их требованиям закона ранее являлись предметом рассмотрения и оценки судом и решением суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года по делу N 3а-14/2018, вступившим в данной части в законную силу, признаны не соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Обстоятельства, касающиеся правомочности состава Высшего Совета политической партии "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" при принятии решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, принадлежности В. к указанной политической партии, ранее были предметом рассмотрения и оценки суда и решениями суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года по делу N 3а-9/2018, от 25 августа 2018 года по делу N 3а-19/2018, вступившими в законную силу (апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 63-АПГ18-6, от 7 сентября 2018 года N 63-АПГ18-9), признаны не соответствующими действительности и противоречащими законодательству о выборах и в силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ в новом доказывании не нуждаются.
При этом суд указал, что поскольку постановление Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/262-7, которым были зарегистрированы уполномоченные представители избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Р. и Л., принято с нарушением требований закона и отменено постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/313-7, законность которого проверена и подтверждена решением суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года по делу N 3а-20/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-8, совершенные указанными лицами юридически значимые действия по представлению документов для выдвижения списка кандидатов в депутаты данного избирательного объединения по одномандатным избирательным округам и заверению документов, представленных кандидатами в соответствующие избирательные комиссии, не могут быть признаны соответствующими закону.
Как следует из материалов дела, документы для заверения списка кандидатов избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", выдвинутых по одномандатным избирательным округам, в Избирательную комиссию Ненецкого автономного округа представил уполномоченный представитель Р.
Им же заверены копии паспорта, диплома и пенсионного удостоверения Б.
Представление в избирательную комиссию указанных документов, оформленных и заверенных надлежащим образом, то есть самим кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, предусмотрено подпунктами "а" и "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 части 5.1 статьи 34, частью 3 статьи 37 закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" и является обязательным для выдвижения и регистрации кандидатов.
Документы, представленные или заверенные неуполномоченным лицом, не могут быть признаны оформленными в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы представителя административного истца о том, что наличие у уполномоченных представителей избирательного объединения полномочий на совершение вышеуказанных действий не зависит от принятия Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа решения о регистрации уполномоченных представителей, суд признал несостоятельными, поскольку в силу части 4 статьи 31 закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" регистрация уполномоченных представителей является необходимой и обязательной процедурой подтверждения их полномочий, проверки соблюдения порядка их назначения и наделения такими полномочиями и не зависит от волеизъявления избирательного объединения или иных лиц.
Отсутствие такой регистрации препятствует выдаче уполномоченным представителям соответствующих удостоверений и, по сути, делает невозможным представление ими интересов избирательного объединения как перед избирательными комиссиями всех уровней, так и перед третьими лицами.
Доводы административного истца о нарушении избирательными комиссиями требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктов 4.6 и 4.12.2 Методических рекомендаций, утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, суд также признал необоснованными, поскольку данные нормы закона возлагают на избирательную комиссию обязанность известить избирательное объединение и кандидата о недостатках в представленных ими документах в случае выявления данных недостатков самой избирательной комиссией.
В данном случае с требованием об отмене правового акта о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, принятого Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа с нарушением законодательства, обратился заместитель прокурора Ненецкого автономного округа.
Данный протест прокурора, содержащий конкретные основания для отмены постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года, был внесен, подлежал рассмотрению и был рассмотрен 8 августа 2018 года на ближайшем заседании Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации".
Возможности представления кандидатом в избирательную комиссию каких-либо новых или исправленных документов по окончании предельных сроков, установленных законодательством для выдвижения и регистрации кандидатов, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и закон Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" не предусматривают.
2. Также судом округа рассматривались дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов (1), об отмене регистрации кандидата (1), об оспаривании решений избирательных комиссий о заверении списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением (2), а также иных решений избирательных комиссий (2) при следующих обстоятельствах:
2.1. Решением суда Ненецкого автономного округа от 13 августа 2018 года (дело N 3а-8/2018) административное исковое заявление избирательного объединения "Политическая партия Коммунистическая партия коммунисты России" об отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 1 августа 2018 года N 67/302-7 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ненецком автономном округе Всероссийской политической партии "Партия великое Отечество" по единому избирательному округу" удовлетворено с отменой указанного постановления.
Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией с нарушением требований ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку сведения о судимости включенного в список кандидата В. во всех подписных листах, представленных в комиссию, указаны не в полном объеме (отсутствует наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации), что в силу требований подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона свидетельствует о несоответствии представленных подписных листов утвержденной федеральным законодательством форме и недействительности всех содержащихся в них подписей избирателей.
2.2. Решением суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года (дело N 3а-9/2018) в удовлетворении административного искового заявления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный Н., выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-6 решение суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа, апелляционное представление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Судом установлено, что регистрация Н., выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный, произведена на законных основаниях.
При этом суд исходил из того, что представленными документами в достаточной степени подтверждается, что подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата Н. изготовлены и оплачены за счет средств специального избирательного счета кандидата, подписи собраны после оплаты подписных листов.
Кроме того, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, как основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и, соответственно, ко вновь открывшимся обстоятельствам, влекущим отмену регистрации кандидата по правилам пункта 7 статьи 76 указанного Федерального закона, не относится.
Порядок выдвижения кандидата Н., предусмотренный Федеральным законом "О политических партиях", избирательным объединением - политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" был соблюден.
2.3. Решением суда Ненецкого автономного округа от 15 августа 2018 года (дело N 3а-10/2018) в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения "Политическая партия Коммунистическая партия коммунисты России" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 6 июля 2018 года N 55/230-7 "О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ненецком автономном округе Всероссийской политической партии "Партия великое Отечество" по единому избирательному округу" отказано.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом установлено, что административным истцом пропущен десятидневный срок обжалования указанного постановления, при этом в силу прямого указания в части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный срок восстановлению не подлежит.
2.4. Решением суда Ненецкого автономного округа от 16 августа 2018 года (дело N 3а-11/2018) в удовлетворении административного искового заявления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/261-7 "О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по одномандатным избирательным округам", постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 11 июля 2018 года N 59/266-7 "О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по единому избирательному округу" отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-5 решение суда Ненецкого автономного округа от 16 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Судом установлено, что административным истцом пропущен десятидневный срок обжалования указанных постановлений, при этом в силу прямого указания в части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный срок восстановлению не подлежит.
2.5. Решением суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года (дело N 3а-20/2018) административное исковое заявление избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/313-7 "О рассмотрении протеста заместителя прокурора Ненецкого автономного округа от 07.08.2018 N 7-15/2-2018/3609" оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2018 года по делу N 63-АПГ18-8 решение суда Ненецкого автономного округа от 25 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" - без удовлетворения.
Судом установлено, что регистрация уполномоченных представителей избирательного объединения произведена с нарушением требований закона, поскольку в списке уполномоченных представителей избирательного объединения "Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", приложенном к решению Высшего Совета данного избирательного объединения о выдвижении уполномоченных представителей от 7 июля 2018 года, в отношении уполномоченных представителей избирательного объединения Р. и Л. не указаны их полномочия, что противоречит частям 2 и 3 статьи 31 закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа", пункту 1.17 Перечня, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 9 июня 2018 года N 47/176-7, а также Приложениям NN 6 и 6.1 к нему.
Доводы административного истца о нарушении избирательными комиссиями требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктов 4.6 и 4.12.2 Методических рекомендаций, утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, суд признал необоснованными, поскольку данные нормы закона возлагают на избирательную комиссию обязанность известить избирательное объединение и кандидата о недостатках в представленных ими документах в случае выявления данных недостатков самой избирательной комиссией.
В настоящем случае с требованием об отмене правового акта о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, принятого Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа с нарушением законодательства, обратился заместитель прокурора Ненецкого автономного округа.
Данный протест прокурора, содержащий конкретные основания для отмены постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года, был внесен, подлежал рассмотрению и был рассмотрен 8 августа 2018 года на ближайшем заседании Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации".
Доводы административного истца о том, что, поскольку Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривает процедуры регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения, не возлагает на избирательное объединение обязанности по указанию в представляемых документах телефонов уполномоченных представителей и объема их полномочий, закон Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" в части установления данных требований противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению, суд нашел не основанными на законе в силу следующего.
Согласно пункту "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит запрета в отношении регистрации уполномоченных представителей избирательных объединений избирательными комиссиями при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом в иных федеральных законах, устанавливающих правовые основы избрания высших должностных лиц Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, такая процедура присутствует.
Не предусмотрен указанным Федеральным законом (пункт 14 статьи 35) и исчерпывающий перечень документов и сведений, связанных с выдвижением списка кандидатов, подлежащий представлению в избирательные комиссии.
При таких обстоятельствах, устанавливая перечень и формы документов и сведений, подлежащих представлению избирательным объединением при выдвижении списка кандидатов, органы государственной власти Ненецкого автономного округа не вышли за пределы предписаний федерального законодательства и своих полномочий.
2.6. Решением суда Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2018 года (дело N 3а-22/2018) административное исковое заявление Я. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 сентября 2018 года N 86-2 "Об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 27 августа 2018 года N 82-1 "О регистрации Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный" оставлено без удовлетворения.
Данное решение суда обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (дело N 63-АПГ18-12), рассмотрение дела назначено на 9 октября 2018 года на 10.00.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято не в целях реализации избирательной комиссией ее полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а в связи с необходимостью устранения правовой коллизии, приведения сложившейся ситуации в соответствие с принятыми и вступившими в законную силу судебными актами.
Также судьями суда Ненецкого автономного округа рассмотрено 6 административных исковых заявлений, по которым вынесены определения об их возвращении заявителям или об отказе в принятии к производству суда при следующих обстоятельствах:
1. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 14 августа 2018 года (N 3ам-4/2018) отказано в принятии административного искового заявления избирательного объединения Политическая партия "Партия Социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 30 июля 2018 года N 66/297-7 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ненецкое региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" по единому избирательному округу", поскольку в соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право обжалования решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, предоставлено избирательному объединению, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
2. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 17 августа 2018 года (N 3ам-5/2018) административное исковое заявление Б. об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Н. возвращено административному истцу, поскольку заявителем не были выполнены указания судьи об устранении недостатков административного искового заявления, изложенные в определении судьи суда Ненецкого автономного округа от 16 августа 2018 года.
Апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 28 августа 2018 года (дела NN 33а-146/2018, 33а-147/2018) определения судьи суда Ненецкого автономного округа от 16 августа 2018 года об оставлении административного искового заявления без движения и от 17 августа 2018 года о возвращении административного искового заявления оставлены без изменения, частные жалобы Б. - без удовлетворения.
3. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (N 3ам-6/2018) административное исковое заявление Я. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 сентября 2018 года N 86-3 об отказе в регистрации Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный возвращено административному истцу, поскольку им не были выполнены указания судьи об устранении недостатков административного искового заявления, изложенные в определении судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года.
Апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2018 года (дела NN 33а-154/2018, 33а-155/2018) определения судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года об оставлении административного искового заявления без движения и возвращении административного искового заявления оставлены без изменения, частные жалобы Я. - без удовлетворения.
4. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года (N 3ам-7/2018) административное исковое заявление Я. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 7 сентября 2018 года, которым отменено постановление территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа от 27 августа 2018 года о регистрации Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный возвращено административному истцу, поскольку им не были выполнены указания судьи об устранении недостатков административного искового заявления, изложенные в определении судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года.
Апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2018 года (дела NN 33а-156/2018, 33а-157/2018) определения судьи суда Ненецкого автономного округа от 8 сентября 2018 года об оставлении административного искового заявления без движения и возвращении административного искового заявления оставлены без изменения, частные жалобы Я. - без удовлетворения.
5. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2018 года (N 3ам-8/2018) административное исковое заявление Я. о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа, связанного с невыдачей постановлений от 7 сентября 2018 года N 86-2 и 86-3, возложении обязанности выдать заявителю копии указанных постановлений, возвращено административному истцу, поскольку данные требования не подсудны суду Ненецкого автономного округа.
6. Определением судьи суда Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2018 года (N 3ам-9/2018) отказано в принятии административного искового заявления М. и К. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года N 82/357-7 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва" в части установления результатов выборов по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный недействительными, поскольку право обжалования решения избирательной комиссии Ненецкого автономного округа о результатах выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный предоставлено либо зарегистрированному кандидату по этому же одномандатному избирательному округу либо избирательному объединению, участвовавшему в выборах и выдвинувшему кандидата по данному одномандатному избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурору.
Как следует из представленных материалов, М. и К., оспаривая итоги выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, зарегистрированными кандидатами в депутаты по данному одномандатному избирательному округу не являлись.
В период избирательной кампании в производстве Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа находилось два административных дела данной категории, по одному из которых принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
1. А. обратился в Нарьян-Марский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 20 июля 2018 года N 53, которым отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу, и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов данного муниципального образования.
В обоснование своих требований указал, что, принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия неправомерно указала на допущенные им при составлении первого финансового отчета нарушения. Полагал, что представленные им подписные листы соответствовали требованиям закона, изготовлены за счет средств избирательного фонда кандидата, подписи избирателей исправлений не имеют. В избирательную комиссию им предоставлены все предусмотренные законом документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 31 июля 2018 года в удовлетворении требований А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года (дело N 33а-132/2018) данное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба А. - без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 5 сентября 2018 года в передаче кассационной жалобы А. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 31 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 9 августа 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиуме суда Ненецкого автономного округа, отказано (дело N 4ГА-75/2018).
2. Административное исковое заявление М. и К. о признании выборов депутатов Совета депутатов МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа несостоявшимися и недействительными, отмене решения избирательной комиссии МО "Канинский сельсовет" от 10 сентября 2018 года N 78 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа" 27 созыва" по существу не рассмотрено, рассмотрение дела назначено на 10 октября 2018 года.
Практика рассмотрения и разрешения судами дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан
В августе-октябре 2018 года мировыми судьями Ненецкого автономного округа рассмотрено одно дело об административном правонарушении данной категории (статья 5.10 КоАП РФ), по которому принято решение о привлечении лица к административной ответственности.
1. Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ненецкого автономного округа (исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Ненецкого автономного округа) от 28 сентября 2018 года С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 200 рублей.
Статьей 5.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Как следует из материалов дела, 9 сентября 2018 года в 08 часов 42 минут, находясь по адресу: __, С. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (социальная сеть "Вконтакте") разместил агитационные материалы в поддержку политической партии "Справедливая Россия" и выдвигаемых ею кандидатов, чем нарушил п.п. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (дело N 4-530/2018).
Нарьян-Марским городским судом дела об административных правонарушениях данной категории по существу не рассматривались.
Выводы и предложения:
Обобщение практики рассмотрения судами и мировыми судьями Ненецкого автономного округа административных дел о защите избирательных прав граждан, дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, показало, что их рассмотрение судами в целом осуществляется правильно, с учетом требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, а также положений главы 23 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений установленных сроков рассмотрения административных дел данной категории, а также дел об административных правонарушениях не установлено.
Судья суда |
А.А. Лисицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Суда Ненецкого автономного округа от 8 октября 2018 г. о рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав граждан, а также дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан
Текст справки официально опубликован не был