Специалисты регионального Управления налоговой службы ответили на вопросы, которые налогоплательщики наиболее часто задавали в первом квартале 2016 г.
- Индивидуальный предприниматель по виду деятельности "розничная торговля" применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Нужно ли предпринимателю при денежных расчетах с населением использовать контрольно-кассовую технику. А в случае ее использования, как правильно вести журнал кассира - операциониста?
- В соответствии с п.2.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.2 ст.346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 данной статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование - для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма N КМ-4 "Журнал кассира - операциониста" применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Основанием для записи являются Z-отчеты, снятые с контрольно-кассовой техники.
Таким образом, осуществляя розничную торговлю, налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу), содержащего установленные сведения. При этом ведение журнала кассира - операциониста не предусмотрено.
- Физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем, имеет расчетный счет за пределами Российской Федерации. Есть ли у него обязанность по представлению отчетности в налоговый орган?
- Федеральным законом от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в ст. 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст.ст. 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 (далее Постановление) утверждены Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и форма отчета о движении средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно Правилам физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом. Словосочетание "Годовая отчетность" в листе N 2 утвержденной формы указывает на то, что она заполняется и представляется один раз в год за весь отчетный год. В связи с вышеизложенным, учитывая, что физическое лицо имеет открытый счет в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, ему необходимо в срок до 01.06.2016 представить в налоговый орган по месту учета (прописки) отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2015 год по форме, утвержденной Постановлением.
Вместе с тем, данная обязанность не распространяется на физических лиц, имеющих статус нерезидента. Согласно п.6 ч.1 ст.1 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты - это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Согласно позиции ФНС России, изложенной в Письме от 14.08.2015 N АС-17-2/112@, статус нерезидента для российских граждан начинает действовать:
а) для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, - после одного года, исчисляемого с момента, как он получил право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался;
б) для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы - после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.
Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь, при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" п.6 ст.1 Закона N 173-ФЗ. Данный закон, устанавливающий обязанность представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты), не связывает такую обязанность с периодом проведения операций по зарубежным счетам, то есть с момента приобретения физическим лицом статуса нерезидента обязанность, предусмотренная ч.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ, на него не должна распространяться. Соответственно, в случае приобретения физическим лицом - нерезидентом статуса резидента Российской Федерации на него должна распространяться обязанность представления указанных отчетов.
Обращаем внимание, что за несоблюдение порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов предусмотрена административная ответственность по ч.6, ч.ч. 6.1 - 6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Несовершеннолетнее физическое лицо получило в дар долю в квартире от отчима. Возникает ли в данной ситуации обязанность по представлению налоговой декларации, уплате налога, и какую стоимость объекта принимать в целях налогообложения?
- В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Согласно ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права.
Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Только в случаях, предусмотренных п.18.1 ст.217 НК РФ, доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения. Согласно п.18.1 ст.217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Если в качестве дарителя выступает физическое лицо, не являющееся членом семьи или близким родственником одаряемого физического лица в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, то, учитывая положения ст.ст. 228 и 229 НК РФ, одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно исчислить налог на доходы физического лица с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить налог в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогообложение указанных доходов производится по установленной п.1 ст.224 НК РФ ставке в размере 13% для налоговых резидентов Российской Федерации.
Поскольку в данной ситуации физическое лицо не является близким родственником отчиму (не поименован в п.18.1 ст.217 НК РФ), доход, полученный в порядке дарения доли квартиры, облагается налогом на доходы физических лиц в полном объеме. Величина полученной одаряемым физическим лицом экономической выгоды в случае дарения доли в праве собственности на квартиру определяется исходя из ее рыночной стоимости. Рыночная стоимость квартиры может быть установлена физическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность (оценщиком), в рамках Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", либо в судебном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с п.6 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015, налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества. Главой 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица. В силу закрепленных в ст.3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.п. 6 и 7 ст.3 НК РФ).
Поэтому, исходя из положений п.3 ст.54 НК РФ, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц (п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301).
Обращаем внимание, что отчетность за несовершеннолетнего гражданина обязаны представлять его законные представители.
- Организация приглашает для работы иногородних граждан, для проживания оплачивает им аренду жилья. Нужно ли с суммы арендной платы удерживать налог на доходы физических лиц с иногородних работников?
- Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Согласно пп.1 п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, оплата организацией за своих сотрудников стоимости проживания признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом п.1 ст.211 НК РФ суммы данной оплаты включаются в налоговую базу указанных лиц. Вышеуказанное соответствует позиции, изложенной в Письмах Министерства Финансов России от 26.08.2013 N 03-04-06/34883, от 30.09.2013 N 03-03-06/1/40369, от 13.08.2014 N 03-04-06/40543, от 17.07.2015 N 03-08-05/41253.
В то же время в п.3 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015 (далее - Обзор), рассмотрен вопрос налогообложения полученных иногородним работником организации доходов в виде размера оплаченных работодателем сумм по договорам аренды жилых помещений, предоставляемых работнику. Такие доходы согласно выводам Обзора не облагаются налогом. Так, согласно рассмотренной в Обзоре ситуации договоры аренды жилых помещений заключались по инициативе работодателя в целях осуществления хозяйственной деятельности организации, а именно, в связи с открытием филиала, расположенного в другом городе, необходимостью привлечения к труду в филиале иногородних работников, имеющих особый опыт и квалификацию, которые в отсутствие такой необходимости самостоятельно не изменили бы место жительства (пребывания).
Предоставленные работникам квартиры обеспечивали комфортное проживание, соответствовали статусу работников, но при этом не относились к категории элитного жилья с элементами роскоши, что могло бы свидетельствовать о том, что при выборе помещений организация преследовала цель удовлетворения индивидуальных потребностей граждан - работников, обусловленных преимущественно избранным ими образом жизни. Таким образом, затраты на аренду жилья для работников производились организацией прежде всего в своих интересах, что свидетельствует об отсутствии преобладающего интереса физических лиц и, соответственно, об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению на основании п.п. 1 - 2 п. 2 ст.211 НК РФ.
Следует отметить наличие ссылки о формировании позиции п.3 Обзора на основании материалов судебной практики Арбитражного суда Поволжского округа, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и Арбитражного суда Уральского округа. В ряде Постановлений, в том числе ФАС Уральского округа от 08.06.2012 N Ф09-3304/12 по делу N А07-9065/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2011 по делу N А70-10656/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 по делу N А45-26455/2009 рассмотрены подобные ситуации и сделаны аналогичные выводы. В п.3 Обзора, а также в вышеуказанных постановлениях рассматривались ситуации, имеющие сходные условия, и именно:
- трудовые договоры заключались с иногородними работниками;
- по условиям договоров работодатель обязался оплачивать проживание в специально арендуемых для них квартирах;
- договора аренды заключались непосредственно работодателем, оплату по которым осуществлял работодатель;
- договора аренды заключались по инициативе работодателя;
- предоставляемое жилье обеспечивает комфортное проживание, соответствующее статусу работника, но при этом не относится к категории элитного жилья с элементами роскоши.
При рассмотрении вопроса о включении в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц работника затрат организации на аренду жилья для данного работника, следует руководствоваться вышеизложенной позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, но только в том случае, если аренда жилья осуществляется в ситуации, аналогичной рассмотренной в п.3 Обзора (в том числе при соответствии всех пяти вышеуказанных условий). В случае наличия иных обстоятельств при оплате работодателем затрат на аренду жилья для своих работников, в том числе если работник не является иногородним, при заключении договора аренды непосредственно самим работником и т.д., полагаем необходимым включать сумму затрат на аренду жилья в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц работника, что соответствует позиции Министерства Финансов России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.