Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Красноярского края
от 23.05.2018 N 301-п
Государственная региональная программа
"Улучшение условий и охраны труда в Красноярском крае на 2018-2020 годы"
1. Паспорт программы
Наименование программы |
государственная региональная программа "Улучшение условий и охраны труда в Красноярском крае на 2018-2020 годы" (далее - Программа) |
Утверждающий нормативный правовой акт |
постановление Правительства Красноярского края |
Ответственный исполнитель |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
Участники |
органы исполнительной власти Красноярского края, краевые государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти Красноярского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, муниципальные учреждения, подведомственные органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, Государственная инспекция труда в Красноярском крае, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - КРО ФСС РФ), Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Красноярского края", организации, осуществляющие обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет", федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный аграрный университет", федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, работодатели, действующие на территории Красноярского края (далее - работодатели) |
Цель |
снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Задачи |
1. Улучшение условий и охраны труда: 1.1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 1.2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения. 1.3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 1.4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда. 1.5. Совершенствование нормативных правовых актов Красноярского края в области охраны труда. 1.6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 1.7. Переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта". 1.8. Разработка и внедрение в организациях Красноярского края программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдение всех обязательных требований охраны труда. Вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда. 2. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Целевые индикаторы (показатели) |
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; 1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; 1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием. 2. Динамика оценки условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест; 2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. 3. Условия труда: 3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
Сроки реализации |
2018-2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
общий объем бюджетных ассигнований - 318724,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 119481,9 тыс. рублей; местных бюджетов - 199242,7 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам: 2018 год - 116421,9 тыс. рублей; 2019 год - 96598,8 тыс. рублей; 2020 год - 105703,9 тыс. рублей; в том числе на финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы - 39309,0 тыс. рублей на весь срок ее реализации |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц |
общий объем финансирования из внебюджетных источников - 866244,7 тыс. рублей, в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - 628 405,0 тыс. рублей; государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, средств от приносящей доход деятельности краевых государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей - 237839,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 260165,7 тыс. рублей; 2019 год - 260602,4 тыс. рублей; 2020 год - 345476,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
1. Социальный эффект: снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом к 2020 году до 63 человек; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более к 2020 году до 1180 человек; уменьшение численности работников с установленным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров на 2,7% по сравнению с 2016 годом; увеличение к 2020 году количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, до 240 тыс.; уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, к 2020 году до 241 тыс. человек. 2. Экономический эффект: сокращение расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм на производстве и профессиональных заболеваний; увеличение размера прибыли, полученной в результате увеличения производительности, связанной с улучшением условий и охраны труда; снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний; снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда; снижение показателей по инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания; повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; сокращение затрат на ремонт и замену оборудования после его поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации. Кроме того, организации, осуществляющие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушения законодательства в области охраны труда |
2. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Красноярском крае имеют следующую динамику (таблицы 1-4).
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2012-2016 годах (по данным Государственной инспекции труда в Красноярском крае)
Таблица 1
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
76 |
92 |
68 |
75 |
60 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2012-2016 годах (по данным ГУ - КРО ФСС РФ)
Таблица 2
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
1507 |
1492 |
1338 |
1279 |
1161 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2012-2016 годах (по данным ГУ - КРО ФСС РФ)
Таблица 3
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
67 |
67 |
70 |
71 |
69 |
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2012-2016 годах (по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю)
Таблица 4
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
235 |
229 |
250 |
312 |
260 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Красноярском крае показывает, что в общей структуре причин несчастных случаев на производстве более 65% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; неприменение работниками средств индивидуальной защиты; эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования; нарушение трудовой и производственной дисциплины, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.
Несмотря на то, что в Красноярском крае в последние годы наметилась тенденция снижения производственного травматизма, состояние условий труда продолжает оставаться достаточно сложным. Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда работников, а также созданию безопасных рабочих мест является оценка условий труда.
В целом, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 51,9%. По состоянию на 01.11.2016 специальную оценку условий труда провели более 4 тыс. работодателей Красноярского края. По итогам проведения специальной оценки условий труда во вредных условиях труда занято около 36% работников от общего числа работающих в Красноярском крае, среди них до 25% женщины.
Учитывая, что ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются добыча полезных ископаемых, топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, лесное и сельское хозяйство, в которых преобладают рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, сложно прогнозировать в краткосрочной перспективе значительное снижение доли работающих на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
По состоянию на 01.01.2017 численность работников с вредными условиями труда, занятых на работах в обрабатывающих производствах, - 62,8%, топливно-энергетическом комплексе - 37,4%, добыче полезных ископаемых составляет 51,2%, лесной промышленности - 38,8%, сельском хозяйстве - 29%.
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест/специальная оценка условий труда в 2012-2016 годах (по данным Государственной инспекции труда в Красноярском крае, с 2016 года согласно сведениям Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда)
Таблица 5
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
20291 |
31399 |
12904 |
43214 |
81061 |
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест/специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест в 2012-2016 годах (рассчитывается на основе данных таблицы 5)
Таблица 6
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
1,6 |
2,6 |
1,0 |
4,0 |
8,7 |
Анализ сведений (таблицы 7 и 9) позволяет сделать вывод о том, что за последние два года наметилась стабилизация к снижению численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Наиболее неблагоприятная ситуация остается в организациях обрабатывающих производств, по добыче полезных ископаемых, металлургического производства, строительства.
Общая численность работников (по данным ГУ - КРО ФСС РФ)
Таблица 7
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
1236336 |
1218229 |
1177850 |
1152202 |
1075247 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2012-2016 годах (по данным ГУ - КРО ФСС РФ)
Таблица 8
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
211145 |
209437 |
286421 |
280361 |
256911 |
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников в 2012-2016 годах (по данным ГУ - КРО ФСС РФ)
Таблица 9
Территория |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Красноярский край |
17,1 |
17,2 |
24,3 |
24,3 |
23,9 |
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2015 году составили:
фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 1050622,2 тыс. рублей;
экономические издержки вследствие потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников по причине травматизма - 9797406,0 тыс. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с:
непроведением или нарушением порядка проведения обучения и инструктажа работников по вопросам охраны труда (непрохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда, допуск работников к самостоятельной работе без инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда, стажировки безопасным приемам выполнения работ);
отсутствием обеспечения или нарушением порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;
нарушением установленного порядка проведения специальной оценки условий труда;
непроведением или нарушением порядка проведения медицинских осмотров работников;
несоблюдением требований по обеспечению санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;
несоблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве.
В Красноярском крае в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативных правовых актов в области охраны труда.
В Красноярском крае приняты:
Закон Красноярского края от 23.06.1999 N 7-419 "Об охране труда в Красноярском крае";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 23.06.1999" следует читать как "от 29.06.1999"
Закон Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5724 "О социальном партнерстве";
Закон Красноярского края от 11.12.2012 N 3-874 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в Красноярском крае";
Закон Красноярского края от 30.01.2014 N 6-2056 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края государственными полномочиями по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений и контроля за их выполнением";
постановление Совета администрации Красноярского края от 09.03.2005 N 73-п "О краевом межведомственном координационном Совете по охране труда";
постановление Правительства Красноярского края от 01.04.2011 N 161-п "Об утверждении Порядка проведения краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда";
постановление Правительства Красноярского края от 22.05.2015 N 253-п "Об утверждении Порядка организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края";
приказ агентства труда и занятости населения Красноярского края от 06.06.2017 N 93-117 "Об утверждении Административного регламента предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда";
приказ агентства труда и занятости населения Красноярского края от 02.02.2018 N 93-51 "Об утверждении Административного регламента предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края государственной услуги по согласованию рабочих учебных планов и программ обучения по охране труда".
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), не позволяет ожидать существенных изменений в указанной сфере. Прогнозируемая положительная динамика индекса валового регионального продукта в 2018-2020 годах будет обеспечиваться в основном ростом промышленности. Ожидается развитие промышленного производства в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, строительство, энергетика, металлургия, лесной комплекс. С учетом увеличения количества рабочих мест, на которых проводится оценка условий труда, возможность значительного уменьшения количества работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, не высока. Неблагоприятные условия труда являются основной причиной профессиональных заболеваний, а также способствуют развитию и прогрессированию общих заболеваний. Состояние условий труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому стоит задача принять меры по дальнейшей стабилизации этих показателей.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и мероприятий реализации Программы
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, и Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 1028-р, является социальная значимость повышения качества и сохранения здоровья трудоспособного населения Красноярского края.
В соответствии с вышеназванными Стратегией социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года и Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы), приоритетным направлением деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, а также содействие органам государственного контроля и надзора в повышении эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Красноярского края, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Индикаторами достижения указанной цели являются:
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием.
2. Динамика оценки условий труда:
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
3. Условия труда:
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы необходимо решение задач по улучшению условий и охраны труда и повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
обеспечение оценки условий труда работников и получение работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы Красноярского края в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;
переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
разработка и внедрение в организациях Красноярского края программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.
3.2. Ожидаемые результаты от реализации Программы и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации Программы ожидается:
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом к 2020 году до 63 человек;
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более к 2020 году до 1180 человек;
уменьшение численности работников с установленным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров на 2,7% по сравнению с 2016 годом;
увеличение к 2020 году количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, до 240 тыс.;
уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, к 2020 году до 241 тыс. человек.
Последующий за социальным экономический эффект проявится в:
сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм на производстве и профессиональных заболеваний;
увеличении размера прибыли, полученной в результате увеличения производительности, связанной с улучшением условий и охраны труда;
снижении материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний;
снижении затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
снижении показателей по инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания;
повышении производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
сокращении затрат на ремонт и замену оборудования после его поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации. Кроме того, организации, осуществляющие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушения законодательства в области охраны труда.
Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями) реализации Программы.
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы |
Годы |
|||
базовое значение показателей |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Уровень производственного травматизма |
|
|
|
|
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел. |
74 |
70 |
68 |
63 |
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел. |
1382 |
1330 |
1250 |
1180 |
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дней |
70 |
70 |
69 |
69 |
1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием, чел. |
257 |
255 |
253 |
250 |
2. Динамика оценки труда |
|
|
|
|
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда |
100373 |
203900 |
236000 |
240000 |
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест |
42% |
86% |
98% |
100% |
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда |
52500 |
52800 |
53000 |
53200 |
3. Условия труда |
|
|||
3.1. Общая численность работников, из них: |
1171972,8 |
1171972,8 |
1171972,8 |
1171972,8 |
3.2. Численность работников, занятых во вредных и(или) опасных условиях труда, тыс. чел. |
248,8 |
245 |
243 |
241 |
3.3. Удельный вес работников, занятых во вредных и(или) опасных условиях труда, от общей численности работников, % |
21,4 |
21,0 |
20,7 |
20,7 |
Данные целевые индикаторы (показатели) Программы представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти Красноярского края - участниками Программы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами Фонда социального страхования ответственному исполнителю Программы.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.
3.3. Контрольные этапы реализации Программы и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, с указанием сроков реализации, объемов финансирования, исполнителей и показателей их реализации
Программой предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах;
реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
совершенствование нормативных правовых актов Красноярского края в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Программы, с указанием объемов финансирования представлен в приложении N 1 к Программе.
Срок реализации мероприятий Программы - 2018-2020 годы.
Ответственным исполнителем Программы является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Реализация программных мероприятий осуществляется исполнителями в рамках отраслевых программ.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом Красноярского края о краевом бюджете и муниципальными правовыми актами об утверждении местных бюджетов на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт государственных внебюджетных фондов и юридических лиц (средств Фонда социального страхования Российской Федерации, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций; работодателей).
Общий объем бюджетных ассигнований - 318724,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 119481,9 тыс. рублей;
местных бюджетов - 199242,7 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:
2018 год - 116421,9 тыс. рублей;
2019 год - 96598,8 тыс. рублей;
2020 год - 105703,9 тыс. рублей;
в том числе на финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы - 39309,0 тыс. рублей на весь срок ее реализации.
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на весь срок реализации Программы составляет 866244,7 тыс. рублей, в том числе:
Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - 628 405,0 тыс. рублей;
государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, работодателей, от приносящей доход деятельности - 237839,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 год - 260165,7 тыс. рублей;
2019 год - 260602,4 тыс. рублей;
2020 год - 345476,6 тыс. рублей.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, определяется на основании смет расходов на выполнение мероприятий Программы с учетом финансирования проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками
При реализации Программы существуют следующие риски:
недостижение ожидаемых результатов по показателям: снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, работников с установленным диагнозом профессионального заболевания, а также удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, ввиду несоблюдения отдельными работодателями требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, невыполнения (или выполнения в неполном объеме) мероприятий по приведению состояния условий и охраны труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда вследствие ухудшения экономической ситуации в регионе или других форс-мажорных обстоятельств, а также в связи с планируемым развитием производства региона, связанного с занятостью во вредных и (или) опасных условиях труда;
недостижение запланированного количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, по причине недостаточного финансирования мероприятий по проведению специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы, а также вследствие ухудшения экономической ситуации в регионе или других форс-мажорных обстоятельств;
недостижение ожидаемых результатов, связанных с динамикой оценки условий труда, по целевому индикатору (показателю) "Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам оценки условий труда";
недостижение ожидаемых результатов, связанных с повышением качества проведения медицинских осмотров для выявления профессиональных заболеваний, как следствие большим количеством работников с впервые выявленным заболеванием, с учетом роста интенсивности развития и увеличения объёмов выполняемых работ в таких травмоопасных отраслях, как добыча полезных ископаемых, энергетика, строительство, обрабатывающее, металлургическое производство и др.;
недостаточное информационное обеспечение работодателей и населения Красноярского края по вопросам охраны труда.
реализация мероприятия по проведению государственной экспертизы условий труда может осуществляться не в значительных объемах ввиду того, что данная процедура является необязательной и носит заявительный характер. Кроме того, проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий заявителей осуществляется на платной основе, что может негативно отразиться на количестве обращений;
законодательные риски связаны с изменениями в законодательстве Российской Федерации, ограничивающими возможность реализации предусмотренных Программой мероприятий, а также с недостаточностью нормативной правовой базы в области охраны труда.
Для снижения возможных рисков реализации Программы планируется проведение ежегодного мониторинга хода реализации Программы и корректировки управленческих решений в случае необходимости.
Ход реализации Программы оценивается агентством труда и занятости населения Красноярского края по целевым индикаторам и показателям реализации программных мероприятий ежегодно либо по завершении этапа Программы (приложение N 2).
Ответственность за реализацию Программы и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несут ответственный исполнитель, участники Программы.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края ежегодно в срок до 10 июня направляет информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период) в соответствии с пунктом 7 Положения о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2014 N 1197.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.