город Уфа |
"14" февраля 2019 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Ф.Р. Муратшина, В.М. Крылова, изучив вопрос о принятии ходатайства Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан к рассмотрению, установил:
1. Постановлением Конституционного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года N 37-П признано не соответствующим Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 14 (части третьей), 40 (части второй), Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 22 октября 2015 года N 859 (далее - Положение).
Администрация муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) в своем ходатайстве, а также поступившем дополнительно пояснении к нему, подписанными заместителем главы Администрации С.В. Парфеновой (доверенность N 19), просит разъяснить:
- входит ли в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" проверка внутренних локальных актов организации, не являющихся нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, к которым она относит Положение;
- действительно ли в рассмотренном случае имела место дискриминация в сфере труда (в чем она проявилась, по какому признаку дискриминировались работники) или же местная администрация муниципального района лишь превысила полномочия, утвердив Положение.
2. По смыслу Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года N ВС-13/7 "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" и с учетом сложившейся практики конституционного судопроизводства официальное разъяснение принятого Конституционным Судом Республики Башкортостан решения дается самим Конституционным Судом Республики Башкортостан в пределах содержания разъясняемого решения по ходатайству органов и лиц, чьи обращения послужили основанием для возбуждения производства в Конституционном Суде Республики Башкортостан, а также других органов и лиц, которым решение было направлено, и лишь по тем требующим дополнительного истолкования вопросам, которые были предметом рассмотрения в судебном заседании; ходатайство о даче разъяснения решения Конституционного Суда Республики Башкортостан не подлежит удовлетворению, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования этого решения по существу либо предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций, не нашедших в нем отражения (статья 86 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан"; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года N 572-О-Р, от 17 июля 2018 года N 1714-О-Р).
2.1. В соответствии с частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан и пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека и гражданина разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:
1) законов Республики Башкортостан;
2) нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;
3) нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан;
4) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;
5) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
6) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан.
Критерии нормативности правового акта сформулированы в законодательстве, правовых позициях органов конституционной юстиции и судебной практике. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) постоянного или временного характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (статья 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N 58-О, Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 4 апреля 2013 года N 71-О, Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2018 года N 38-П, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 и другие).
Администрация в соответствии с ее Уставом входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района и обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального района к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, в том числе полномочиями в области муниципального контроля.
Правовые акты Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления входят в систему муниципальных правовых актов; глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 года N 39, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления Администрации по вопросам местного значения.
Конституционный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что оспоренное заявителями Положение не является общим для всех муниципальных учреждений района, как того требует действующее правовое регулирование, а его нормы не относятся к рекомендательным и приняты без учета требований о том, что системы оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений устанавливаются с учетом положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных, казенных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых Правительством Республики Башкортостан, которые для государственных бюджетных и автономных учреждений носят рекомендательный характер.
Как установлено Конституционным Судом Республики Башкортостан в Постановлении от 31 октября 2018 года N 37-П, органы местного самоуправления Республики Башкортостан при принятии решений о порядке и условиях оплаты труда работников подведомственных им муниципальных учреждений вправе самостоятельно утверждать лишь общие, примерные для всех таких учреждений положения об оплате труда их работников, в том числе устанавливать коэффициенты для определения минимальных окладов работников муниципальных учреждений с учетом исполнения доходной части бюджета муниципальных образований.
Данные примерные положения о порядке и условиях оплаты труда в силу их ориентировочного характера обладают всеми вышеуказанными признаками нормативного правового акта, проверка конституционности которого в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан.
2.2. Согласно части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Конституционный Суд Республики Башкортостан в своем Постановлении от 31 октября 2018 года N 37-П сделал вывод, что Администрация, утверждая своим постановлением Положение, превысило установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан полномочия по регулированию порядка оплаты труда работников муниципального автономного учреждения - Детской школы искусств, нарушив принцип самостоятельности автономного учреждения и ущемив этим конституционное право его работников на вознаграждение за труд.
Какого-либо упоминания об установлении Конституционным Судом Республики Башкортостан факта дискриминации в действиях Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан по отношению к работникам муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств в тексте Постановления Суда от 31 октября 2018 года N 37-П не содержится.
Таким образом, выводы, к которым пришел Конституционный Суд Республики Башкортостан, в дополнительном истолковании не нуждаются. Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года N 37-П не содержит каких-либо неясностей, а ответы на поставленные в ходатайстве вопросы о разъяснении решения имеются в самом Постановлении Суда и не требуют официального разъяснения.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 82, статьей 86 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан о разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года N 37-П.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
N 117-О |
Конституционный Суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 г. N 117-О "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан о разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года N 37-П"
Текст определения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 26 февраля 2019 г.