Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2017 год в соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края, статьей 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края", Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2017 год принять к сведению (прилагается).
2. Предложить Счетной палате Алтайского края продолжить работу по дальнейшему совершенствованию форм и методов внешнего государственного финансового контроля, укреплению и развитию системы контроля за использованием государственного имущества Алтайского края, выявлению резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов.
3. Комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету и налогам в целях повышения эффективности использования бюджетных средств организовать рассмотрение на заседаниях комитета результатов проводимых Счетной палатой Алтайского края наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету и налогам.
Председатель |
А.А. Романенко |
Отчет
о работе Счетной палаты Алтайского края за 2017 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края".
1. Общие сведения
Счетная палата Алтайского края (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и подотчетным ему. Счетная палата обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.
Полномочия и формы осуществления деятельности Счетной палаты определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", законами Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" (далее - закон Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края"), от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты основана на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и информационной открытости.
2. Основные результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2017 году, составлял единую систему контроля за формированием и исполнением краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, а также бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. Основными задачами проводимых контрольных мероприятий являлись оценка обоснованности и эффективности произведенных расходов, выявление резервов для увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, контроль за соблюдением требований действующего бюджетного законодательства.
План работы на 2017 год, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края, исполнен в полном объеме.
В 2017 году сотрудниками Счетной палаты проведено 56 контрольных мероприятии (в том числе 28 - с выходом на объекты), три мониторинга, два аналитических исследования, экспертно-аналитические мероприятия в части формирования краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, 40 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края, подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года. Кроме того, в четырех муниципальных районах края камерально проведены проверки исполнения местных бюджетов 54 сельских поселений.
В отчетном периоде проведено три аудита эффективности использования бюджетных средств, аудит эффективности управления долями (вкладами) Алтайского края в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, четыре аудита в сфере государственных закупок, проверки исполнения местных бюджетов пяти муниципальных районов и трех городских округов и другие мероприятия. Кроме того, в 2017 году начаты проверка и два аудита эффективности использования бюджетных средств, аудит в сфере государственных закупок и экспертно-аналитическое мероприятие, завершение которых запланировано в 2018 году.
В отчетном периоде Счетной палатой проводились контрольные действия в отношении 182 органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Среди них: 26 органов исполнительной власти Алтайского края, 107 органов местного самоуправления, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края, 26 краевых и 12 муниципальных учреждений, три муниципальных унитарных предприятия, семь организаций различных форм собственности. Помимо этого, в отношении 322 объектов контроля Счетной палатой проведены экспертно-аналитические мероприятия.
Общий объем проверенных средств (без учета внешних проверок бюджетной отчетности за 2016 год) составил 31309,6 млн. рублей, из которых 28435,0 млн. рублей или 90,8% - средства бюджетов всех уровней.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2017 году, выявлено финансовых нарушений на общую сумму 1768,8 млн. рублей, кроме того, по результатам тематического экспертно-аналитического мероприятия установлено нарушений на сумму 317,7 млн. рублей. Общая сумма неэффективного использования средств составила 29,8 млн. рублей.
Из общей суммы нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятии, нарушения при формировании и исполнении бюджетов составили 717,2 млн. рублей (40,6%), бухгалтерского учета - 556,6 млн. рублей (31,5%), в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью - 250,5 млн. рублей (14,1%), при осуществлении закупочной деятельности -180,8 млн. рублей (10,2%), прочие нарушения - 63,7 млн. рублей (3,6%).
В ходе пяти контрольных мероприятий установлено нецелевое использование средств краевого бюджета на общую сумму 0,9 млн. рублей.
Количественный анализ нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий показывает, что на долю нарушений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, приходится 46,6% (196 единиц), нарушений, допущенных при осуществлении закупочной деятельности - 35,4% (149), нарушении в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью - 10,5% (44), нарушении порядка ведения бухгалтерского учета - 6,6% (28), прочих нарушений - 0,9% (4).
В целях принятия мер по устранению выявленных Счетной палатой нарушений и недостатков по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес органов исполнительной власти Алтайского края, муниципальных образований, руководителей проверенных организаций были направлены представления, за исполнением которых Счетной палатой организован систематический контроль. Информация о принятых мерах в ходе реализации представлений Счетной палаты и сроках их исполнения рассматривается на коллегиях Счетной палаты.
В 2017 году на контроле Счетной палаты находилось 269 представлений, из которых 208 - по проверкам 2017 года, 61 - по проверкам прошлых лет, снято с контроля 157 представлений, в том числе 102 - отчетного периода, 55 - прошлых лет.
Губернатору Алтайского края направлены отчеты и информационные письма о результатах 10 контрольных мероприятий (в том числе 3 - по проверкам в муниципальных образованиях).
Отчеты аудиторов Счетной палаты по итогам всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были направлены в Алтайское краевое Законодательное Собрание.
Результаты мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, и материалы проверки, проведенной совместно со Счетной палатой Российской Федерации, по вопросу "Использование субсидий, предоставленных из федерального бюджета, бюджетам Новгородской, Орловской областей и Алтайского края в 2015-2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", направлены в адрес Счетной палаты Российской Федерации.
По материалам проведенных Счетной палатой проверок было предложено устранить финансовые нарушения на общую сумму 887,8 млн. рублей. Помимо этого, в адрес проверенных объектов были направлены предложения, касающиеся совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения учета и сохранности объектов государственной и муниципальной собственности.
В 2017 году проверенными объектами было устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на общую сумму 832,6 млн. рублей.
В прокуратуру Алтайского края в рамках заключенного соглашения о взаимодействии в 2017 году направлены материалы 27 контрольных мероприятий, дополнительно в первом квартале 2018 года направлены материалы пяти контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2017 году. По итогам рассмотрения актов проверок Счетной палаты прокурорами городов Алейска, Заринска, Заринского и Родинского районов внесено пять представлений, которые находятся на контроле. Кроме того, прокурором Родинского района в отношении главы Родинского сельсовета возбуждено административное производство по статье 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривается вопрос о возбуждении аналогичного производства в отношении бывшего главы Мирненского сельсовета. По 25 материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты, по трем - находятся на рассмотрении.
Помимо этого, по запросам правоохранительных органов Алтайского края в их адрес переданы материалы четырех контрольных мероприятий. В прокуратуру Алтайского края направлена информация об организации взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными и контролирующими органами.
3. Совершенствование нормативной правовой базы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятии
Счетной палатой ежегодно при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятии проводится анализ состояния действующего законодательства Российской Федерации и Алтайского края. На основании предложений Счетной палаты по итогам проведенных в 2017 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления внесены изменения в действующие нормативные и иные правовые акты, а также принят ряд новых актов.
Так, например, по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограмм "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" на 2014-2020 годы за 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года" постановлением Правительства Алтайского края от 12 декабря 2017 года N 447 государственная программа дополнена Правилами предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
По результатам контрольного мероприятия "Проверка правомерности и эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами, полноты и своевременности поступления в краевой бюджет доходов от распоряжения ими за 2015-2016 годы" приказом Министерства имущественных отношений Алтайского края от 16 июня 2017 года N 71 утверждена Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Алтайского края, главным администратором которых является Министерство имущественных отношений Алтайского края, в том числе доходов в виде арендной платы по соглашениям об установлении сервитутов.
По результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности выполнения органами государственной власти Алтайского края функций главных администраторов (администраторов) доходов краевого бюджета за 2015-2016 годы" приказами Государственной инспекции Алтайского края от 13 июня 2017 года N 75, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 21 июня 2017 года N 331, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 июня 2017 года N 924 утверждены Методики прогнозирования поступлений доходов в краевой бюджет на очередной финансовый год и на плановый период, администрируемых соответствующими органами исполнительной власти Алтайского края.
С учетом предложений Счетной палаты по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности реализации мероприятий ведомственных целевых программ "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2015-2017 годы за 2015 год и "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016-2018 годы" за 2016 год" постановлением Правительства Алтайского края от 28 июня 2017 года N 232 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат периодических печатных изданий, приказом управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края от 25 октября 2017 года N 134 внесены изменения в ведомственную целевую программу "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016-2018 годы в части приведения наименования мероприятий в соответствие с фактическими целями предоставления средств краевого бюджета.
Проверками, проведенными в муниципальных образованиях края, установлено отсутствие отдельных правовых актов, необходимых для осуществления бюджетного процесса в соответствии с требованиями бюджетного законодательства (в части методики планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, составления и ведения кассового плана, реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи, порядков формирования и финансового обеспечения муниципального задания, ведения муниципальной долговой книги, разработки прогноза социально-экономического развития, среднесрочного финансового плана и т.д.). В рамках выполнения представлений Счетной палаты в городе Алейске утверждено три муниципальных правовых акта, в Петропавловском районе - три, Советском - один, Заринском - 70 (в том числе 69 - сельсоветами), Кытмановском - 12 (все - сельсоветами).
По итогам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований Алтайского края за 2015-2016 годы" Счетной палатой предложено органам местного самоуправления формировать расходы местных бюджетов на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения на основании нормативов финансовых затрат, в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В целях устранения нарушений по представлениям Счетной палаты только в 2017 году органами местного самоуправления принято 35 муниципальных правовых актов (12 - представительными и 23 - исполнительными органами муниципальных образований).
Кроме того, в 2017 году принимались нормативные и иные правовые акты в соответствии с предложениями Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий, проведенных в предыдущие годы.
Так, по результатам контрольного мероприятия "Аудит использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы за 2014, 2015 годы и девять месяцев 2016 года" Счетной палатой было предложено рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты, позволяющих исключить риски включения сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность с признаками теневой экономики, в перечень претендентов на получение государственной поддержки. Постановлениями Правительства Алтайского края от 2 февраля 2017 года N 22, от 9 февраля 2017 года N 31, 32, 34, 35 утверждены порядки предоставления из краевого бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание поддержки в области растениеводства, животноводства, молочного скотоводства, учитывающие предложения Счетной палаты.
По результатам контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на среднее медицинское профессиональное образование и распоряжения государственным имуществом на праве оперативного ведения" постановлением Правительства Алтайского края от 18 мая 2017 года N 171 утверждено Отраслевое положение об оплате труда работников краевых государственных образовательных организации, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края.
Отдельными краевыми государственными бюджетными учреждениями во исполнение представлений Счетной палаты приняты локальные акты.
Всего в отчетном периоде замечания и предложения Счетной палаты учтены в 141 нормативном и ином правовом акте органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, касающемся организации бюджетного процесса, формирования местных бюджетов, использования бюджетных средств, муниципальной собственности.
4. Контрольная деятельность
Контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется с учетом необходимости обеспечения системного контроля за исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, контроля за эффективностью управления государственной собственностью, а также соблюдением требований бюджетного законодательства в процессе формирования и исполнения бюджетов муниципальных образовании края.
4.1. Результаты проверки соблюдения органами местного самоуправления Алтайского края законодательства при осуществлении бюджетного процесса, в том числе по контролю за целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, выделенных местным бюджетам из краевого бюджета
В соответствии со статьей 10 закона Алтайского края от 19 декабря 2016 года N 89-ЗС "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 года N 121 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2016 год", в отчетном периоде Счетной палатой продолжена работа по проверке соблюдения муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных из краевого бюджета в форме межбюджетных трансфертов, достоверности годовых отчетов об исполнении местных бюджетов.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных в трех городских округах (Алейск, Заринск и Новоалтайск) и пяти муниципальных районах (Благовещенском, Заринском, Кытмановском, Петропавловском и Родинском), установлено 262 нарушения, в том числе 116 финансовых на общую сумму 511693,9 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 2301,1 тыс. рублей.
Кроме того, в городах Алейске и Новоалтайске проверено выполнение представлений Счетной палаты, направленных в адрес глав муниципальных образований по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий.
Из общего количества финансовых нарушений, допущенных муниципальными образованиями, основное количество нарушений было выявлено в процессе контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства (136 нарушений, в том числе 59 финансовых на общую сумму 147987,2 тыс. руб.). Также установлены нарушения при осуществлении закупочной деятельности (77 нарушений, в том числе 16 финансовых на общую сумму 37638,0 тыс. руб.), в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (41 нарушение, в том числе 34 финансовых на общую сумму 244826,5 тыс. руб.), в области бухгалтерского учета и отчетности (8 нарушений, в том числе 7 финансовых на общую сумму 81242,2 тыс. руб.).
В ходе трех контрольных мероприятий установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 400,7 тыс. рублей.
Основными видами резервов в области увеличения собственных доходов для большинства проверенных муниципальных образований являются:
улучшение процессов администрирования, связанных с предоставлением муниципального имущества и земельных участков в пользование и аренду юридическим и физическим лицам;
пересмотр и актуализация ставок арендной платы и корректирующих коэффициентов, используемых для ее начисления;
использование конкурентных механизмов при продаже и сдаче в аренду муниципального имущества и земельных участков;
ведение учета объектов муниципальной казны, отслеживание их поступления и выбытия, контроль за сохранностью и использованием объектов муниципальной собственности.
Проверками установлено, что зачастую неиспользуемое муниципальное имущество не содержится должным образом, органами местного самоуправления не принимается исчерпывающих мер по его целевому использованию, консервации, либо продаже или передаче в аренду.
Существенные резервы экономии имеются и в области расходования денежных средств.
Так, отдельными муниципальными образованиями допускается превышение предельной численности работников, замещающих муниципальные должности, а также содержание излишних должностей (ставок) работников обслуживающего персонала.
Ряд проверенных муниципальных образований имеет в своем составе муниципальные учреждения, не обеспеченные выполнением надлежащего объема услуг в связи с их не востребованностью у граждан, и сельские поселения с невысокой численностью населения и низкой доходной базой.
Существенные нарушения установлены и проверками формирования и использования средств муниципальных дорожных фондов.
По-прежнему актуальной остается проблема контроля за принятием денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей за счет средств местных бюджетов. Зачастую такие обязательства принимаются (путем заключения муниципальных контрактов и договоров) в размерах, превышающих доведенные лимиты (утвержденные ассигнования), сохранение данной практики оказывает негативное влияние на состояние просроченной кредиторской задолженности.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой исполнительным органам муниципальных образований и муниципальным учреждениям направлено 81 представление, содержащее предложения и рекомендации по совершенствованию правовой базы, устранению нарушений на сумму 349803,6 тыс. рублей. По проверкам 2017 года с контроля снято 55 представлений Счетной палаты. В отчетном периоде устранены нарушения на сумму 343413,7 тыс. рублей.
4.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края
В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2016 год, включая проверку бюджетной отчетности 26 главных администраторов бюджетных средств. Заключения Счетной палаты, оформленные по результатам внешних проверок, доведены до сведения каждого главного администратора бюджетных средств.
Доходная часть краевого бюджета в 2016 году составила 121,8% первоначально утвержденных прогнозных показателей и 104,2% уточненных плановых назначении.
По налоговым и неналоговым доходам уточненный план исполнен на 108,2%, к достигнутому уровню предыдущего года рост составил 21,2%, в структуре доходов краевого бюджета указанные доходы занимали 60,3%.
Поступления налоговых платежей в краевой бюджет составили 108,3% к уточненным прогнозным показателям, неналоговых - 103,6%, их доля в структуре налоговых и неналоговых доходов - 97,9% и 2,1% соответственно.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация расходной части краевого бюджета осуществлялась в программном формате. Кассовое исполнение расходов составило в 2016 году 94,9% к уточненному плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимали расходы на социальную политику - 24,1%, здравоохранение - 22,5%, национальную экономику - 21,2%, образование - 21,1%. *
Краевой бюджет исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 5179909,8 тыс. рублей при первоначально запланированном дефиците в сумме 4104459,8 тыс. рублей.
На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края.
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края исполнен по доходам на 101,1%, план по расходам выполнен на 99,7%. По сравнению с предыдущим периодом в 2016 году доходы и расходы увеличились на 1,0% и 1,5% соответственно. На содержание аппарата управления расходы составили 85,6% от суммы уточненных бюджетных назначений.
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края исполнен с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 7983,7 тыс. рублей.
Итоги внешних проверок годовой бюджетной отчетности, проведенных Счетной палатой в 2017 году, свидетельствуют о соответствии процессов, связанных с исполнением краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, требованиям бюджетного законодательства. Меры, принятые Правительством Алтайского края по развитию экономики региона, способствовали увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет, что позволило в полном объеме исполнить публичные нормативные обязательства, произвести социальные и иные выплаты.
Заключения Счетной палаты на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2016 год были направлены в Алтайское краевое Законодательное Собрание и размещены на официальном сайте Счетной палаты в сети "Интернет".
4.3. Результаты аудита в сфере государственных закупок
Статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрена обязанность по осуществлению контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок.
Счетной палатой аудит в сфере закупок проводился в отношении 139 заказчиков (29 - краевого уровня и 110 - муниципального уровня) в рамках 21 контрольного мероприятия, четыре из которых тематические:
"Аудит в сфере государственных закупок работ, услуг, осуществленных в Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в 2016 году";
"Аудит в сфере государственных закупок работ, услуг, осуществленных в Главном управлении Алтайского края по труду и социальной защите в 2016 году";
"Аудит в сфере государственных закупок, осуществленных управлением спорта и молодежной политики Алтайского края и подведомственными ему учреждениями за 2016 год и текущий период 2017 года";
"Аудит в сфере государственных закупок, осуществленных управлением ветеринарии Алтайского края за 2016 год и первое полугодие 2017 года".
В ходе аудита закупок установлено 149 нарушений законодательства о контрактной системе, из них 37 - финансовых на общую сумму 180,8 млн. рублей.
Основными видами нарушений в сфере законодательства о контрактной системе являлись:
несоблюдение порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе (24,8%);
нарушения требований, в соответствии с которыми отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должен быть размещен в единой информационной системе (23,5%);
нарушения существенных условий заключенных контрактов (договоров), в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по ним (11,4%);
нарушения, связанные с включением в документацию (извещение) о закупке требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции (10,1%);
нарушения, связанные с представлением информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, направлением недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (8,7%):
нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (5,4%);
неприменение мер ответственности по контракту (договору) (3,4%) (не реализовано право на взыскание пени, штрафов, неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по контракту);
другие виды нарушений (12,7%), такие, как: нарушения в обосновании начальной максимальной цены контракта, выражающиеся в предоставлении коммерческих предложений от взаимозависимых и (или) аффилированных организаций, что во взаимосвязи с предъявлением к закупаемым товарам избыточных или излишне детализированных технических требований приводит к ограничению конкуренции и приобретению товаров по ценам, существенно превышающим среднерыночные;
приемка фактически невыполненных работ (скрытое авансирование), либо приемка товаров, не соответствующих условиям технической и конкурсной документации.
Помимо этого, Счетной палатой в рамках межведомственной рабочей группы по оценке обоснованности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края в течение года осуществлялось рассмотрение заявок заказчиков на этапе подготовки проведения конкурсных процедур, в том числе, на предмет их соответствия сумме доведенных лимитов бюджетных ассигнований, правильности расчета начальной (максимальной) цены контракта.
В 2017 году в рамках работы межведомственной рабочей группы Счетной палатой было рассмотрено 436 заявок на общую сумму 23624,3 млн. рублей, из них по 65 заявкам (15% от рассмотренных) были высказаны замечания и предложения.
По результатам рассмотрения замечаний заказчиками было произведено снижение начальной (максимальной) стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) на общую сумму 50702,1 тыс. рублей.
Кроме того, заказчиками учтены предложения Счетной палаты о выделении из состава лотов на выполнение строительных работ затрат на поставку основных средств и оборудования, технологически не связанных с процессом производства строительных работ.
Осуществление Счетной палатой контроля на стадии планирования закупки до ее размещения в единой информационной системе позволяет предотвратить возникновение нарушения в использовании бюджетных средств, в целом повысить прозрачность и экономическую обоснованность принимаемых решении.
Проверка соблюдения требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проводилась Счетной палатой в рамках контрольного мероприятия "Аудит эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Развитие культуры в Алтайском крае" на 2015-2020 годы в части создания условий сохранения и развития исполнительских искусств и поддержки театрального дела за период 2015-2016 годов" в отношении трех краевых автономных учреждений.
По фактам нарушений законодательства в сфере закупок объектам контроля направлено 52 представления Счетной палаты.
Счетной палатой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в 2017 году направлено семь обращений по фактам установленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По результатам рассмотрения обращений Счетной палаты Управлением Федеральной антимонопольной службой по Алтайскому краю пять должностных лиц были привлечены к административной ответственности.
4.4. Эффективность реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) Алтайского края и ведомственных целевых программ
На протяжении ряда последних лет в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации краевой бюджет формируется в "программном" формате на основе действующих государственных программ.
В 2017 году в крае реализовывалось 35 государственных программ с общим объемом ассигнований в краевом бюджете 78552120,3 тыс. рублей, пять ведомственных целевых программ с объемом ассигнований 254296,9 тыс. рублей.
Доля расходов на реализацию государственных и ведомственных программ в общем объеме расходов краевого бюджета составила 89,3%.
В 2017 году Счетной палатой было проведено семь контрольных мероприятий в отношении государственных программ (подпрограмм) Алтайского края:
"Аудит эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Развитие культуры в Алтайском крае" на 2015-2020 годы" в части создания условий сохранения и развития исполнительских искусств и поддержки театрального дела за период 2015-2016 годов";
"Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014-2020 годы" за 2014-2016 годы и первый квартал 2017 года";
"Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мероприятии подпрограммы "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года" за 2014-2016 годы и истекший период 2017 года";
"Проверка реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на 2015-2020 годы" за 2015-2016 годы";
"Проверка эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограмм "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" на 2014-2020 годы за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года";
"Проверка эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы за 2015-2016 годы";
"Проверка эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Реализация комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера "АлтайБио" на 2014-2018 годы за 2014-2016 годы"
и одно контрольное мероприятие по проверке эффективности реализации мероприятий ведомственных целевых программ "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2015-2017 годы за 2015 год и "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016-2018 годы за 2016 год.
Объем проверенных в рамках мероприятий средств составил 17407923,4 тыс. рублей. В ходе данных контрольных мероприятий было установлено 51 нарушение, в том числе 31 финансовое, на общую сумму 643766,7 тыс. рублей.
Наибольшую часть из общего количества допущенных нарушений составляют нарушения при формировании и исполнении госпрограмм (28 нарушений, в том числе 13 финансовых на общую сумму 561317,0 тыс. рублей), при осуществлении закупочной деятельности (17 нарушении, в том числе 12 финансовых на общую сумму 77793,6 тыс. рублей), нарушения при осуществлении бухгалтерского учета и составлении отчетности (6 финансовых нарушений на общую сумму 4656,1 тыс. рублей).
Основными проблемными вопросами, установленными при проведении проверок по формированию и исполнению государственных программ, являются:
множественность программ, сложность процедур их разработки, рассмотрения и утверждения, зачастую не способствующие повышению прозрачности бюджетного процесса и обеспечению оперативности в принятии управленческих решений;
отсутствие взаимосвязи программ с приоритетами и целями государственной политики;
корректировка установленных плановых значений индикаторов (показателей) государственных программ ответственными ведомствами под фактическое их исполнение в конце года.
При этом зачастую сами показатели (индикаторы) не позволяют в полной мере охарактеризовать соотношение между объемом бюджетных ассигнований и достигнутым результатом.
Так, показатели, предусмотренные в государственных заданиях, зачастую не корреспондируются с показателями, установленными в качестве ориентиров в госпрограммах.
В ряде проверенных учреждений и муниципальных образований зафиксировано отсутствие четкой взаимосвязи между выполнением установленных показателей (индикаторов) и премированием (депремированием) руководителей.
В целом вопросы, связанные с формированием и финансовым обеспечением государственных заданий для учреждений в рамках госпрограмм, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что отдельными уполномоченными органами исполнительной власти не утверждаются стандарты оказания государственных услуг, не рассчитываются нормативные затраты на их оказание. В соглашениях о предоставлении субсидий отсутствуют методики расчета отдельных показателей объемов государственных услуг, что не позволяет проконтролировать их выполнение.
Механизм расчета средств субсидий, подлежащих возврату в случае невыполнения учреждениями количественных и качественных показателей государственного задания, установленный главными администраторами бюджетных средств, не всегда позволяет определить сумму средств, подлежащих к возврату, или позволяет при достаточно существенном невыполнении показателей расчетно получить подлежащую возврату сумму, близкую к минимальным значениям.
Главными администраторами бюджетных средств не всегда осуществляется должный контроль за достоверностью предоставляемых учреждениями отчетов о выполнении доведенных государственных заданий, что влияет на объемы выделяемых бюджетных средств.
Кроме того, в рамках совместного со Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия Счетной палатой была проведена проверка использования субсидий федерального бюджета, предоставленных бюджету Алтайского края в 2015-2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в краевом государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края". Проверкой установлено, что в нарушение условий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования в отдельных сельских населенных пунктах осуществлялись не только до ближайшего общественно значимого объекта (магазин, почта, сельсовет, дом досуга, школа или детский сад), но и до следующих объектов, расположенных в непосредственной близости от первого от въезда в село социального объекта.
Общая стоимость выполненных работ по строительству дорог до объектов, расположенных чуть далее ближайших общественно значимых объектов, составила 12392,6 тыс. рублей (в т.ч. средства федерального бюджета 5088,6 тыс. рублей).
Результат данного совместного контрольного мероприятия рассмотрен на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 25 декабря 2017 года с участием представителей Правительства Алтайского края и Счетной палаты Алтайского края. По итогам Коллегии принято решение рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации подготовить поправки в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования.
По результатам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий в адрес уполномоченных органов было направлено 28 представлений с предложениями по устранению выявленных нарушений на сумму 60910,5 тыс. рублей.
Снято с контроля 13 представлений Счетной палаты, устранено нарушений на сумму 52747,5 тыс. рублей. 15 представлений Счетной палаты на сумму 8163,0 тыс. рублей находятся на контроле.
4.5. Результаты контрольных мероприятий по проверке использования государственной собственности Алтайского края
Счетной палатой в 2017 году проводились контрольные мероприятия по вопросам соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности края, а также распоряжения земельными ресурсами.
В ходе контрольных мероприятии:
"Аудит эффективности управления и распоряжения долями (вкладами) Алтайского края в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности Алтайского края, за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года";
"Проверка правомерности и эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами, полноты и своевременности поступления в краевой бюджет доходов от распоряжения ими за 2015-2016 годы"
были установлены нарушения, связанные с порядком распоряжения акциями (долями) Алтайского края в хозяйственных обществах, учетом земельных участков и другие на общую сумму 540082,3 тыс. рублей.
Так, удельный вес в неналоговых доходах краевого бюджета средств, поступающих в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Алтайскому краю, за 2014-2016 годы остается низким и имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Если в 2014 году такие доходы составляли 33621,9 тыс. рублей или 2,8% от общей суммы неналоговых доходов, то в 2016 году их доля составила только 1,4% или 15172,2 тыс. рублей (снижение поступлений более чем в два раза).
Существующая практика принятия решений о распределении прибыли хозяйственных обществ требует совершенствования в части разработки эффективной дивидендной политики, усиления ответственности руководителей обществ за невыполнение утвержденных экономических показателей.
Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности участия Алтайского края в хозяйственных обществах, где доля края составляет менее 50% уставного капитала (учитывая ограниченную возможность влияния на принятие органами управления обществ решений).
В дальнейшем нормативном регулировании нуждается и практика по принятию решений о целесообразности приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, а также критериев определения результативности использования объектов краевой собственности и вложений средств в уставные капиталы.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой объектам контроля направлено 7 представлений с предложениями по устранению выявленных нарушений на сумму 476503,2 тыс. рублей. В результате в 2017 году снято с контроля 5 представлений Счетной палаты, устранено нарушений на сумму 476474,6 тыс. рублей.
Министерством имущественных отношений Алтайского края во исполнение представления Счетной палаты разработаны и направлены для согласования в заинтересованные органы исполнительной власти края проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения интересов Алтайского края при распределении прибыли акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю края, а также приватизации и корпоративного управления для повышения эффективности использования краевого имущества.
4.6. Результаты контрольных мероприятий иной тематики
Счетной палатой в отчетном периоде проведены следующие контрольные мероприятия:
"Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании в 2016 году";
"Проверка эффективности выполнения органами государственной власти Алтайского края функций администраторов доходов краевого бюджета за 2015-2016 годы";
"Проверка полноты выполнения представления Счетной палаты Алтайского края от 21.10.2016 N 01-283, направленного в адрес директора краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский бизнес-инкубатор" по результатам контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Алтайского края "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы".
В ходе данных контрольных мероприятий установлено 30 нарушений, в том числе 23 финансовых на общую сумму 75,4 тыс. рублей.
5. Экспертно-аналитическая деятельность
В соответствии с законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата осуществляет полномочия по проведению финансово-экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края (включая проекты законов о краевом бюджете, бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, иных актов, регулирующих вопросы бюджетной политики, совершенствования бюджетного процесса в Алтайском крае), государственных программ Алтайского края.
Счетной палатой проведено 40 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края, в том числе 11 - по вопросам формирования и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и внесения изменений в указанные бюджеты. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой направлены заключения, по 14 проектам - внесены предложения по их корректировке.
5.1. Контроль формирования и исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края
В рамках предварительного финансового контроля были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания "О внесении изменений в постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 октября 2017 года N 308 "О проекте закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". При проведении экспертизы проектов законов Алтайского края и постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания проанализированы, в том числе, обоснованность показателей (параметров и характеристик) бюджетов, текстовые части указанных проектов нормативных правовых актов, соответствие их положении требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровня.
Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" проводился на основании ежемесячных оперативных отчетов Министерства финансов Алтайского края об исполнении краевого бюджета, ежеквартальных отчетов об исполнении краевого бюджета, утвержденных распоряжениями Правительства Алтайского края, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и иной информации.
В 2017 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на пять проектов закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке законопроекта по внесению изменений в бюджет фонда.
Счетной палатой подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года.
Основными мероприятиями последующего контроля в 2017 году стали экспертизы проектов законов "Об исполнении краевого бюджета за 2016 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2016 год".
Заключения Счетной палаты на проекты нормативных правовых актов Алтайского края, касающихся утверждения, внесения изменений и исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, были представлены депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания и размещены на официальном сайте Счетной палаты в сети "Интернет".
5.2. Экспертиза проектов государственных программ Алтайского края и проектов изменений, вносимых в государственные программы Алтайского края
В 2017 году Счетной палатой проведена экспертиза проекта государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" на 2017-2021 годы, по результатам которой ее разработчику указано:
на отсутствие данных о согласовании с муниципальными образованиями объемов расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий с участием муниципалитетов, что создает риски недостижения целей и решения задач государственной программы;
на необходимость приведения объема финансового обеспечения государственной программы в соответствие с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отчетном периоде Счетной палатой проведено 28 экспертиз проектов изменении, вносимых в государственные программы Алтайского края. Итоги экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии недостатков, на которые указано в 10 заключениях Счетной палаты.
Так, по результатам экспертизы предлагаемых изменений в государственные программы Алтайского края "Реализация комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера "АлтайБио" на 2014-2018 годы", "Кадры для экономики" на 2015-2020 годы" и "Развитие малых городов Алтайского края на период до 2020 года" разработчикам указано на необходимость их доработки в части приведения финансовых ресурсов на реализацию государственных программ в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на эти цели в краевом бюджете и в других государственных программах Алтайского края.
По результатам экспертизы измерений в государственную программу Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2015-2020 годы" отмечено, что уменьшение объемов финансирования за счет внебюджетных источников и снижение значений целевых показателей (индикаторов) увеличивают риски недостижения целей государственной программы.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" на 2015-2020 годы" отмечено, что уменьшение значений отдельных целевых показателей за истекший год под их фактическое выполнение свидетельствуют о снижении эффективности реализации программных мероприятий.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Обеспечение прав граждан и их безопасности" на 2015-2020 годы" отмечено, что увеличение отдельных целевых показателей, характеризующих уровень преступности, при увеличении объема финансирования за счет средств краевого бюджета свидетельствует о снижении эффективности реализации мероприятий государственной программы в 2017 году.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2014-2020 годы" отмечено, что при значительном сокращении объема финансового обеспечения государственной программы (на 34,2%) без соответствующей корректировки запланированных целевых показателей (индикаторов) создаются риски их недостижения.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения" на 2014-2020 годы" отмечено, что предлагаемое уменьшение значений отдельных целевых показателей за 2016 год может свидетельствовать о корректировке индикаторов в связи с недостижением установленных значений.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы" отмечено, что одно мероприятие, предлагаемое к включению в подпрограмму на 2018 год, ее целям не соответствует.
По результатам экспертизы изменений в государственную программу Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016-2020 годы" Счетной палатой указано, что при увеличении объема финансирования из внебюджетных источников на мероприятие "Адаптация объектов транспортной инфраструктуры для предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности", отсутствуют предложения по мерам управления финансовыми рисками, связанными с возможным неполучением указанных средств от юридических лиц.
Заключения Счетной палаты по результатам экспертиз проектов изменений в государственные программы направлены в Правительство Алтайского края.
Замечания Счетной палаты, отраженные в заключениях, учтены разработчиками соответствующих изменений, предлагаемых к внесению в государственные программы Алтайского края.
5.3. Экспертно-аналитические мероприятия
В отчетном периоде Счетной палатой проведено пять экспертно-аналитических мероприятий, в том числе три мониторинга и два аналитических исследования.
Так, экспертно-аналитическим мероприятием "Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований Алтайского края за 2015-2016 годы" установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности и финансовое обеспечение расходных обязательств по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения 66 муниципальными образованиями осуществлялось при отсутствии утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, а также правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При формировании муниципальных дорожных фондов на 2015 год в 33 районах не были учтены остатки средств, не использованные в 2014 году, на общую сумму 66962,8 тыс. рублей, на 2016 год 36 районами не учтены остатки на общую сумму 168633,1 тыс. рублей (нарастающим итогом). Рядом районов края в дорожных фондах не учтены поступившие доходы от акцизов на нефтепродукты на сумму 20311,5 тыс. рублей.
В целом объем неиспользованных средств муниципальных дорожных фондов в крае увеличился и по состоянию на 1 января 2017 года составил 476007,7 тыс. рублей. При этом в 21 муниципальном образовании края остатки средств дорожных фондов сложились на 125753,9 тыс. рублей выше остатков налоговых и неналоговых доходов, находящихся на счетах по учету средств местных бюджетов.
Произошло увеличение кредиторской задолженности по дорожной деятельности, которая в целом за два года по городам выросла в 2,4 раза, по районам снизилась в 1,5 раза, при этом 21 муниципальным образованием кредиторская задолженность на сумму 22780,9 тыс. рублей допущена при наличии остатков средств дорожных фондов, превышающих задолженность, что свидетельствует о неэффективном управлении средствами, предназначенными на дорожную деятельность.
Итоги экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены коллегией Счетной палаты с приглашением представителей Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, краевого государственного казенного учреждения "Алтайавтодор", Совета муниципальных образований Алтайского края, комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению, департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики, муниципальных районов.
На основании решения коллегии Счетной палаты в адрес муниципальных образований края направлены представления с предложениями об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства при формировании и использовании бюджетных ассигнований дорожных фондов.
В 2017 году Счетной палатой проведен мониторинг исполнения местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Алтайского края за 2016 год, по результатам которого установлено, что к уровню предыдущего периода увеличение консолидированных бюджетов муниципальных образований по доходам сложилось в 44 муниципальных районах и городских округах (в 2015 году - в 23), рост налоговых и неналоговых доходов составил 6,0% (по районам - 13,3%, городским округам - 1,6%). Прогнозные показатели поступления налоговых и неналоговых доходов выполнены в 51 муниципальном районе и шести городских округах.
По результатам итогов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в городах и районах края, выявлены резервы для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований, к которым относятся: повышение качества и эффективности работы с муниципальной собственностью и земельными участками в части их использования, реализации и сдачи в аренду; повышение качества администрирования неналоговых доходов в части полноты учета объектов налогооблагаемой базы, правильности учета и начисления; ведение претензионной работы по взысканию задолженности, пени и штрафов.
Общая сумма расходов местных бюджетов в 2016 году к уровню 2015 года увеличилась на 1,6%, в их объеме доля социальных расходов составила порядка 68,8%. В среднем расходы местных бюджетов были обеспечены собственными налоговыми и неналоговыми доходами на 70,4%, в том числе по городским округам - на 69,7%, муниципальным районам - на 71,2%. За 2016 год кредиторская задолженность муниципальных образований увеличилась на 7,2%, дебиторская - на 15,3%.
Консолидированные бюджеты 37 муниципальных районов и городских округов за 2016 год исполнены с превышением расходов над доходами (дефицитом).
В анализируемом периоде прослеживался рост долговых обязательств муниципальных образований в целом на 9,8%, при этом удельный вес муниципального долга по бюджетным кредитам увеличился, по кредитам кредитных организаций и по муниципальным гарантиям снизился. В 11 муниципальных районах и городских округах муниципальный долг отсутствовал.
Результаты мониторинга показали, что в 2016 году доля муниципальных районов и городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами выросла и составила 40%.
Счетной палатой в отчетном периоде ежеквартально проводился мониторинг хода реализации приоритетных проектов в Алтайском крае в соответствии с протокольным поручением по итогам совместного заседания Президиума Совета и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации от 20 декабря 2016 года. Кроме того, для проведения анализа специфики реализации приоритетных проектов в субъектах Российской Федерации в информационно-аналитическую комиссию Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации были направлены показатели реализации в Алтайском крае приоритетных проектов "Безопасные и качественные дороги" и "Формирование комфортной городской среды" по состоянию на 1 октября 2017 года.
Счетной палатой в 2017 году проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти Алтайского края".
Анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств (ГАБС) внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА) за 2016 год и девять месяцев 2017 года показал, что ряд ГАБС, имеющих сеть подведомственных учреждений, относятся к системе ВФК как к модификации системы ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений. При этом согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации контроль за деятельностью государственных учреждений относится к полномочиям органов государственного финансового контроля (Министерства финансов Алтайского края и Счетной палаты).
Отдельными ГАБС полномочиями по ВФК не были наделены должностные лица, которые, исходя из занимаемых должностей, выполняют контрольные функции и фактически осуществляют ВФК методами самоконтроля и контроля по уровню подчиненности. Также должностные лица, уполномоченные на осуществление ВФА, не определены четырьмя ГАБС.
Не разработаны и не приняты порядки планирования, организации и осуществления ВФК семью ГАБС, а ВФА не осуществлялся четырнадцатью ГАБС.
Информирование руководителей ГАБС о результатах ВФК не осуществлялось одиннадцатью ГАБС, в том числе двумя - при выявлении специалистами недостатков и нарушений бюджетного законодательства. При проведении восьмью ГАБС 116 мероприятий ВФА в 100% случаев финансовых нарушений и недостатков установлено не было, что свидетельствует о формальном подходе к проведению проверок в рамках ВФА.
Большинство ГАБС не разделяют ВФК и ВФА на отдельные самостоятельные контрольные полномочия, в результате на проведение проверок ВФК и ВФА составлены и утверждены единые (общие) планы, предметы контрольных мероприятий идентичны, полномочиями на осуществление ВФК и ВФА наделены одни и те же должностные лица ГАБС.
В целом данное экспертно-аналитическое мероприятие показало, что система ВФК и ВФА в органах исполнительной власти края нуждается в нормативном регулировании и выстраивании. На момент проверки у отдельных 1АБС имелось лишь отдаленное представление о целях, формах и методах работы системы ВФК и ВФА.
В 2017 году в рамках экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации" в Счетную палату Российской Федерации направлена информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2016 году в сфере закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе и законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
6. Деятельность Счетной палаты по противодействию коррупции
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 8 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата принимала участие в пределах своих полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в Алтайском крае.
Работа по реализации указанных мероприятий осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы", постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 января 2016 года N 10 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании на 2016-2017 годы", постановлением Правительства Алтайского края от 11 октября 2017 года N 364 "О некоторых вопросах обеспечения противодействия коррупции в Алтайском крае" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в сфере противодействия коррупции.
Счетная палата осуществляет деятельность в рамках работы комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Алтайском крае, созданной Губернатором Алтайского края, а также комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу.
На заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Алтайском крае в декабре 2017 года были рассмотрены итоги контрольной деятельности Счетной палаты за 2016-2017 годы. В решении комиссии отмечено, что межведомственное взаимодействие контрольно-надзорных и правоохранительных органов позволило повысить эффективность деятельности по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности. В 2018 году в рамках работы комиссии планируется рассмотрение вопроса о состоянии работы по защите бюджетных средств, выделяемых из регионального бюджета на реализацию региональных целевых программ и инвестиционных проектов.
В целях координации и повышения эффективности работы по противодействию коррупции Счетной палатой в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства разрабатываются проекты правовых актов, направленных на противодействие коррупции.
В отчетном периоде Счетной палатой:
обновлен состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Счетной палаты и урегулированию конфликта интересов;
утверждено положение о названной комиссии;
утвержден порядок уведомления гражданскими служащими Счетной палаты о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к возникновению конфликта интересов;
принято три приказа, которые вносят изменения в действующие правовые акты Счетной палаты в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, в 2017 году в Счетной палате проводилась работа по осуществлению мероприятий по реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закона Алтайского края от 3 июня 2010 года N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края, направленных на принятие эффективных мер по профилактике коррупции, соблюдение государственными гражданскими служащими Счетной палаты ограничений и запретов, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, соблюдение норм профессиональной этики, установленных на государственной службе, на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В Счетной палате ведется правовое и методическое сопровождение представления гражданскими служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Актуализирован перечень должностей с коррупционно-опасными функциями, при замещении который гражданские служащие обязаны представлять указанные сведения. Удельный вес должностей гражданских служащих с высоким риском коррупционных проявлений в общей штатной численности составляет 100%.
В 2017 году в Счетную палату поступило одно уведомление о трудоустройстве бывшего гражданского служащего, нарушений не выявлено. В отношении еще одного бывшего гражданского служащего, в связи с отсутствием в Счетной палате сведений о его трудоустройстве, направлена информация в прокуратуру Алтайского края.
С государственными гражданскими служащими Счетной палаты проводятся мероприятия по разъяснению соблюдения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, по профилактике коррупционных правонарушений.
С целью обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Счетной палаты в сфере противодействия коррупции, на официальном сайте Счетной палаты в сети "Интернет" ведется и поддерживается в актуальном состоянии раздел "Противодействие коррупции". Также на сайте Счетной палаты работает раздел "Общественная приемная", посредством которого в Счетную палату могут направляться вопросы, сообщения и обращения граждан.
7. Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами, иными государственными органами и организациями
Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия Счетной палаты с иными контрольно-счетными органами. В условиях развития единой системы внешнего финансового контроля большое значение имеет сотрудничество Счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края.
В рамках двустороннего взаимодействия в 2017 году Счетная палата принимала участие в проводимых Счетной палатой Российской Федерации контрольном мероприятии "Проверка использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам Новгородской, Орловской областей и Алтайского края в 2015-2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и экспертно-аналитическом мероприятии "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации".
Счетная палата принимала участие в заседаниях Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, проведенных по результатам вышеназванного контрольного мероприятия и экспертно-аналитических мероприятий "Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов" и "Анализ реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году".
Являясь полноправным членом Совета КСО и отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе, Счетная палата участвует в совещаниях, обучающих семинарах, мониторингах, аналитических исследованиях и других мероприятиях, ведет обмен опытом практической работы с контрольно-счетными органами других регионов России.
В отчетном периоде в рамках взаимодействия Счетной палатой направлены в комиссии Совета КСО предложения по актуализации общероссийского Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), и информация о фактах и объемах неэффективного использования государственных ресурсов, установленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятии, порядок их расчета и возможная классификация для использования при разработке проекта классификатора фактов неэффективного использования ресурсов, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). Также Счетной палатой в Совет КСО были представлены предложения, касающиеся внесения изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Также Счетная палата приняла участие в обсуждении предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов всех уровней, на совещании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в городе Москве.
В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата осуществляет взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2018 года в крае создано девять контрольно-счетных органов (из которых два свою деятельность не осуществляют), в том числе пять - со статусом юридического лица (в городах Барнауле, Белокурихе, Бийске, Рубцовске и Калманском районе).
Контрольно-счетным органам, созданным в муниципальных образованиях края. Счетной палатой оказывается методическая, правовая, информационная поддержка, на основе представленных данных проводится ежегодный мониторинг состояния внешнего муниципального финансового контроля. Контрольно-счетные органы муниципальных образований приняли участие в семи мониторингах, проводимых постоянными комиссиями, образованными Советом КСО.
В отчетном периоде Счетная палата продолжила активное взаимодействие с органами государственной власти в формате участия в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, в заседаниях Правительства Алтайского края, постоянных депутатских объединений и комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, в расширенных заседаниях коллегий Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Министерства финансов Алтайского края, в совещаниях органов исполнительной власти края, координационных советах, заседаниях рабочих групп, "круглых столов", депутатских слушаниях и других мероприятиях.
Счетная палата осуществляла тесное взаимодействие с Министерством финансов Алтайского края, в том числе координацию проведения контрольных мероприятий при планировании ежегодной деятельности.
В целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности в области внешнего государственного финансового контроля в ноябре 2017 года между Министерством экономического развития Алтайского края и Счетной палатой заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере обеспечения статистической информацией.
Кроме того, при рассмотрении результатов отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на заседания коллегии Счетной палаты приглашались председатели постоянных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, представители Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, иных органов исполнительной власти Алтайского края, председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края", руководитель регионального исполкома Общественного народного фронта в Алтайском крае, главы муниципальных образовании, должностные лица иных органов и организаций.
8. Информационная деятельность Счетной палаты
Принцип информационной открытости Счетной палаты предполагает обеспечение в установленном законодательством порядке доступа к информации о ее деятельности.
Указанный принцип был реализован Счетной палатой, прежде всего, путем направления в течение года в Алтайское краевое Законодательное Собрание и Губернатору Алтайского края информации и отчетов о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятии, а также размещения указанной информации на официальном сайте Счетной палаты в сети "Интернет".
Наполнение официального сайта Счетной палаты проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к официальным сайтам государственных органов.
В 2017 году было зарегистрировано более 8,8 тысяч посещений официального сайта Счетной палаты, что на 23,9% больше, чем в 2016 году.
Согласно итоговой оценке текущего уровня открытости и доступности информации о деятельности Счетной палаты по результатам мониторинга содержания сайтов контрольно-счетных органов, проведенного комиссией Совета КСО по этике, и рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости, составленном федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт", содержание сайта Счетной палаты относится к группе с высоким уровнем открытости и доступности информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
В течение отчетного периода Счетной палатой на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации осуществлялось информационное обеспечение раздела "События" и наполнение раздела "Библиотека". Посредством использования ресурсов указанного Портала должностные лица Счетной палаты участвовали в заседаниях Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, видеоконференциях, обучающих семинарах, анкетировании, а также в вебинаре, организованном федеральным бюджетным учреждением "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", законом Алтайского края от 29 декабря 2006 года N 152-ЗС "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края" Счетная палата в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, поступающих от граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц. В 2017 году в Счетную палату поступило 36 коллективных и индивидуальных обращений, что в два раза больше, чем в предыдущем периоде, все они были рассмотрены, о результатах их рассмотрения проинформированы заявители. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Счетной палаты, были переадресованы в соответствующие уполномоченные органы с обязательным уведомлением заявителя. Информация о работе с обращениями граждан также размещена на официальном сайте Счетной палаты.
9. Организационное и кадровое обеспечение деятельности Счетной палаты
В соответствии с законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" и Регламентом коллегии Счетной палаты в 2017 году проведено 10 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 94 вопроса.
Коллегией Счетной палаты в отчетном периоде рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2016 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2016 год, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.
В отчетном году продолжена работа по совершенствованию нормативно-методологической базы, в связи с чем внесены изменения в стандарт организации деятельности Счетной палаты, касающийся контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятии, проведенных Счетной палатой.
Одним из способов повышения эффективности деятельности Счетной палаты является работа по ее кадровому обеспечению, учитывающая тенденции развития Счетной палаты и направленная на внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
В отчетном периоде Счетной палатой проведены три конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленных в Счетной палате. По результатам указанных конкурсов в кадровый резерв Счетной палаты включено семь человек, один из которых был назначен на должность гражданской службы.
В 2017 году два аудитора Счетной палаты были награждены медалями; медалью "За заслуги в труде" за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм и юбилейной медалью Алтайского края за заслуги в области экономики, инвестиций, статистики, финансово-бюджетных отношений и банковской деятельности.
В области информационных технологий работа в отчетном периоде была сосредоточена на дальнейшем развитии официального сайта Счетной палаты в сети "Интернет", обслуживании IТ-инфраструктуры и компьютерных систем.
Счетная палата является участником Единой системы электронного документооборота Алтайского края, работает в прикладном программном обеспечении "Система удаленного финансового документооборота" автоматизированной системы Федерального казначейства.
В соответствии с техническими требованиями в Счетной палате оборудованы автоматизированные рабочие места, созданы условия для эффективного проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятии, проведения аудита эффективности использования бюджетных средств.
10. Заключительные положения
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля, утвержденный план работы на 2017 год выполнен в полном объеме.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, свидетельствуют о наличии резервов оптимизации бюджетных расходов, укрепления финансовой дисциплины участников бюджетного процесса.
В текущем году Счетная палата видит свою задачу в дальнейшем развитии единой системы контроля формирования и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края. План работы Счетной палаты предусматривает мероприятия, обеспечивающие контроль в наиболее важных сферах жизнедеятельности региона. При утверждении плана работы Счетной палаты были учтены предложения Алтайского краевого Законодательного Собрания и Губернатора Алтайского края.
В 2018 году в свете решения Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам работа Счетной палаты будет направлена на проведение мониторинга хода реализации приоритетных проектов в Алтайском крае. По данному направлению планируется проведение совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований края проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
По-прежнему сохраняют свою актуальность проведение аудитов эффективности бюджетных расходов и реализации мероприятий государственных программ Алтайского края, аудитов в сфере государственных закупок, проверок соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в муниципальных образованиях края.
Продолжится работа, направленная на обеспечение публичности представления информации о деятельности Счетной палаты, повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности посредством повышения квалификации сотрудников Счетной палаты, внедрения в работу современных информационных технологий, совершенствования стандартов внешнего государственного финансового контроля.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество с органами внешнего финансового контроля Российской Федерации, с правоохранительными органами и органами государственной власти Алтайского края. Будет продолжена практика участия Счетной палаты в совместных контрольных мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в Алтайском крае.
Председатель |
В.В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2018 г. N 125 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2017 год"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 8 мая 2018 г. N 81