Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Результаты правового мониторинга законодательства Алтайского края
3.1. Деятельность Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу
В целях выявления недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности в 2017 году продолжалась работа Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовому мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов в рамках работы Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу (далее - Комиссия).
Комиссия в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 мая 2014 года N 333:
1) осуществляет правовой мониторинг в Алтайском краевом Законодательном Собрании, включая обобщение, анализ и оценку информации о состоянии нормативных правовых актов и практики их применения;
2) проводит антикоррупционную экспертизу законов Алтайского края, постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания, их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
3) проводит работу по комплексному исследованию законодательства Алтайского края в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
4) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области правового обеспечения противодействия коррупции, а также в целях устранения выявленных в ходе правового мониторинга недостатков правотворческой и правоприменительной деятельности;
5) изучает проекты нормативных правовых актов Алтайского края при подготовке их к рассмотрению Алтайским краевым Законодательным Собранием в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции.
В 2017 году было организовано и проведено 4 заседания Комиссии (в 2015 году - 4 заседания, в 2016 году - 3 заседания).
С учетом результатов деятельности Комиссии был сформирован План правотворческой, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на очередное полугодие, вносились изменения в действующие нормативные правовые акты Алтайского края.
В 2017 году осуществлен правовой мониторинг 329 федеральных законов, 147 указов Президента Российской Федерации, 1110 постановлений Правительства Российской Федерации. По итогам подготовлены соответствующие обзоры и рекомендации по внесению изменений в правовые акты Алтайского края.
В соответствии с Планом-графиком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании в 2017 году утверждены результаты антикоррупционной экспертизы 7 законов Алтайского края. Выявлены коррупциогенные факторы в законе Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 87-ЗС "Об Общественной палате Алтайского края", обусловленные Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", о чем направлена информация в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы все проекты нормативных правовых актов за 5 дней до их рассмотрения размещались на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания.
3.2. Взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания с прокуратурой Алтайского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и судебными органами в сфере правотворческой деятельности
В 2017 году в рамках исполнения подписанного в 2016 году Соглашения о порядке взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю была продолжена совместная работа по следующим направлениям:
1) законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания;
2) мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;
3) проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов, вносимых в Алтайское краевое Законодательное Собрание.
На стадии подготовки проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания проводились совместные заседания рабочих групп, в соответствии со статьей 39 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания подготовленные проекты законов и постановлений направлялись на предварительную правовую и антикоррупционную экспертизу в органы юстиции и в прокуратуру.
В 2017 году прокуратурой Алтайского края было направлено в адрес Алтайского краевого Законодательного Собрания 12 заключений на проекты нормативных правовых актов (в 2015 году - 15 заключений, в 2016 году - 9), Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю - 4 экспертных заключения на проекты нормативных правовых актов (в 2015 году - 6 экспертных заключений, в 2016-4 заключения). При доработке законопроектов замечания прокуратуры и Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю были учтены субъектами законодательной инициативы.
Осуществлялась работа по мерам прокурорского реагирования на действующие нормативные правовые акты: за отчетный период поступило 3 протеста прокурора Алтайского края и 1 представление (в 2015 году - 3 протеста и 1 представление; в 2016 году - 4 протеста, 1 представление и 1 требование об устранении коррупциогенного фактора).
Поступившие акты прокурорского реагирования были рассмотрены экспертно-правовым управлением совместно с профильными постоянными комитетами, по результатам 2 протеста было удовлетворено, 1 - удовлетворен частично, были внесены соответствующие изменения в следующие законы Алтайского края:
от 28 апреля 2013 года N 26-ЗС "О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и о порядке включения указанных граждан в эти списки";
от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае";
от 27 ноября 2003 года N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края".
В 2017 году была продолжена работа по экспертным заключениям, поступившим из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на действующие нормативные правовые акты. Всего поступило 3 экспертных заключения (в 2015 году - 6, в 2016 году - 3) и 2 письма об устранении нарушений и замечаний технико-юридического характера. В результате замечания по 1 заключению были отклонены, по остальным - удовлетворены частично, внесены изменения в следующие законы Алтайского края:
от 11 февраля 2002 года N 3-ЗС "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае";
от 8 июля 2003 года N 35-ЗС "Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве";
от 28 декабря 1994 года "Об Архивном фонде Алтайского края и архивах";
от 15 декабря 2002 года N 86-ЗС "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае";
от 30 июня 2015 года N 59-ЗС "О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Алтайского края";
от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности".
Взаимодействие с прокуратурой Алтайского края.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 144 и от 2 октября 2007 года N 155 прокуратура Алтайского края, реализуя предоставленные ей законом правотворческие и надзорные функции, осуществляет мониторинг федерального и регионального законодательства в целях принятия мер к устранению пробелов и коллизий правового регулирования, выявления нормативных правовых актов, нуждающихся в модернизации в связи с динамикой законодательства.
По итогам проводимого мониторинга прокуратурой Алтайского края направляются предложения по совершенствованию регионального законодательства, в том числе для включения их в План правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания; в рамках реализации права правотворческой инициативы разрабатываются и вносятся на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания проекты законов края; применяются меры прокурорского реагирования в отношении нормативных актов, вошедших в противоречие с изменившимся законодательством.
В 2017 году в планы правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания включено 9 предложений прокуратуры Алтайского края о совершенствовании законодательства Алтайского края.
Представитель прокуратуры края участвует в заседаниях Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу, образованной в Законодательного Собрания, на которых обсуждаются вопросы о необходимости принятия законов края в связи с изменившимся федеральным законодательством. В 2017 году прокуратурой Алтайского края в адрес Комиссии направлены 3 информации с предложениями внесения изменений в 17 краевых законодательных актов, большая часть которых учтена при разработке соответствующих законопроектов.
Прокуратурой края дана оценка законности всем проектам правовых актов, выносимым на рассмотрение депутатов законодательного органа края. Так, в 2017 году изучено 166 проектов (2016 год - 133, 2015 год - 198), из них на 10 (2016 год - 9, 2015 год - 15) направлены заключения с замечаниями, содержащими выводы о несоответствии федеральному законодательству и предложения по юридической технике. Большинство заключений прокуратуры края учтено.
В 2017 году прокурором края в целях реализации предусмотренного п. 1 ст. 75 Устава (Основного Закона) Алтайского края права законодательной инициативы внесено 3 законопроекта (2016 год - 4). Так, по инициативным проектам прокуратуры края, подготовленным совместно с профильными комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания, внесены изменения в законы края "О противодействии коррупции в Алтайском крае", "О государственной гражданской службе Алтайского края", "О государственных должностях Алтайского края", "О муниципальной службе в Алтайском крае", "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания", "О Счетной палате Алтайского края", а также в закон края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" и Устав (Основной закон) Алтайского края. Все законопроекты поддержаны депутатами путем принятия.
Прокуратурой края принимаются меры к обеспечению единства правового пространства, законности всех издаваемых в крае региональных нормативных правовых актов. Всего в 2017 году оспорено 8 законов края.
Продолжена совместная работа Алтайского краевого Законодательного Собрания и прокуратуры края по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Алтайского края. В июне 2017 года представитель прокуратуры принял участие в заседании Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований с выступлением на тему "Об актуальных вопросах в сфере правотворческой деятельности органов местного самоуправления".
Взаимодействие с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю.
В рамках реализации поставленной Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" задачи по обеспечению единства правового пространства органами юстиции создан действенный механизм выявления несоответствий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Эффективным средством контроля за региональными правовыми актами является ведение органами юстиции федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе на стадии их разработки, а также системный и комплексный анализ действующего законодательства в определенных сферах правового регулирования на предмет выявления в региональных нормативных правовых актах пробелов правового регулирования и противоречий федеральному законодательству, то есть проведение правового мониторинга.
По состоянию на 31 декабря 2017 года в федеральном регистре насчитывается 19323 нормативных правовых акта Алтайского края, в том числе 9500 действующих.
За 2017 год в федеральный регистр включено 1708 нормативных правовых акта Алтайского края, из них 89 законов Алтайского края и 15 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 230 законов края и 29 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания, из них повторно, в связи с динамикой федерального законодательства, проведена правовая экспертиза 56 законов и 9 постановлений.
В законе Алтайского края от 11 февраля 2002 года N 3-ЗС "О народной законодательной инициативе" по результатам повторной правовой экспертизы выявлен коррупциогенный фактор - определение компетенции по формуле "вправе" (экспертное заключение от 10.04.2017 N 22/02-06/1589).
В 3 нормативных правовых актах законодательного (представительного) органа власти края по результатам повторной правовой экспертизы выявлены несоответствия федеральному законодательству, а именно:
в законе Алтайского края от 6 февраля 2012 года N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (экспертное заключение от 31.01.2017 N 22/02-06/440);
в законе Алтайского края от 11 февраля 2002 года N 3-ЗС "О народной законодательной инициативе" (экспертное заключение от 10.04.2017 N 22/02-06/1589);
в Кодексе Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 8 июля 2003 года N 35-ЗС (экспертное заключение от 30.10.2017 N 22/02-06/5482).
В названные законы внесены необходимые изменения, устраняющие как коррупциогенный фактор, так и несоответствия федеральному законодательству.
Кроме того, в адрес Алтайского краевого Законодательного Собрания Управлением Минюста России по Алтайскому краю направлены предложения о корректировке 10 законов края в связи с динамикой федерального законодательства:
от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности";
от 15 декабря 2002 года N 86-ЗС "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае";
от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края";
от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае";
от 29 декабря 2009 года N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края";
от 10 апреля 2007 года N 22-ЗС "О библиотечном деле в Алтайском крае";
от 6 февраля 1998 года N 7-ЗС "О благотворительной деятельности на территории Алтайского края";
от 27 ноября 2003 года N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края";
от 12 мая 2005 года N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае";
от 28 декабря 1994 года N 168 "Об Архивном фонде Алтайского края и архивах".
Алтайским краевым Законодательным Собранием в ряд перечисленных законов внесены изменения, в том числе устраняющие выявленные Управлением Минюста России по Алтайскому краю несоответствия. В законы края "О стратегическом планировании в Алтайском крае", "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края", "О библиотечном деле в Алтайском крае", "О благотворительной деятельности на территории Алтайского края" и "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" соответствующие изменения по состоянию на 1 марта 2018 года не внесены.
Важным в деятельности по обеспечению единства правового пространства является конструктивное сотрудничество органов юстиции с органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на стадии разработки законопроекта, так и после принятия соответствующего нормативного правового акта.
В результате совместной деятельности Управления Минюста России по Алтайскому краю и Алтайского краевого Законодательного Собрания практически все нормативные правовые акты, в которых Управлением Минюста России по Алтайскому краю выявляются нарушения, приводятся в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
При этом наибольшая эффективность правотворческого процесса достигается при участии Управления Минюста России по Алтайскому краю на стадии разработки проектов нормативных правовых актов путем проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанных проектов.
Правовой основой такой деятельности является трехстороннее Соглашение о взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры края и Управления Минюста России по Алтайскому краю, подписанное в новой редакции 26 апреля 2016 года.
Взаимодействие с органом законодательной власти осуществляется в формах участия руководства и специалистов Управления Минюста России по Алтайскому краю в рабочих группах, совещаниях.
В полном объеме обеспечено участие руководства Управления Минюста России по Алтайскому краю на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания, представителей Управления Минюста России по Алтайскому краю на заседаниях профильных комитетов и комиссий по разработке законопроектов.
В 2017 году Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 176 проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания.
По результатам правовой экспертизы высказаны замечания и предложения в отношении 12 проектов (6,8%), устраненные при доработке проектов.
Пробелы правового регулирования, противоречия вновь принятым федеральным законам выявляются Управлением Минюста России по Алтайскому краю и при проведении мониторинга действующего регионального законодательства в заданной сфере общественных отношений.
Во исполнение поручений Минюста России, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области и аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, в целях определения состояния и динамики законодательства Алтайского края, выявления пробелов, коллизий, проблем правоприменения в 2017 году Управлением Минюста России по Алтайскому краю проведено более 30 обзоров законодательства Алтайского края в некоторых сферах общественных отношений: противодействия коррупции, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), государственной гражданской службы, практики ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Алтайского края, федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, профилактики экстремизма и иных сферах.
В рамках осуществления мониторингов правоприменительной деятельности, в том числе на плановой основе, в 2017 году Управлением Минюста России по Алтайскому краю осуществлялся мониторинг правоприменения в сфере организации местного самоуправления в Алтайском крае; Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года: N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"; N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". О результатах мониторингов правоприменения Управление Минюста России по Алтайскому краю информирует Минюст России, Аппарат полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе.
Участие Алтайское краевое Законодательного Собрания в судебных процессах об оспаривании правовых актов.
В 2017 году Алтайское краевое Законодательное Собрание участвовало в 7 судебных процессах. Из них:
1) 3 судебных процесса в Алтайском краевом суде по заявлению граждан по оспариванию нормативных правовых актов Алтайского края:
об оспаривании статьи 71 закона Алтайского края от 10 июля 2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края";
об оспаривании в части закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и закона Алтайского края от 19 декабря 2016 года N 89-ЗС "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
об оспаривании в части закона Алтайского края от 11 февраля 2002 года N 3-ЗС "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае";
2) 3 судебных процесса в Алтайском краевом суде по заявлению прокурора Алтайского края:
об оспаривании в части закона Алтайского края от 12 мая 2015 года N 37-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности";
об оспаривании в части закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае";
об оспаривании в части закона Алтайского края от 6 февраля 2012 года N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края".
Информация об участии Алтайского краевого Законодательного Собрания в судебных процессах об оспаривании правовых актов за 3 года приведена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика
оспаривания нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции в 2015-2017 годах
|
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Всего за 3 года |
Всего судов, в том числе |
3 |
5 |
7 |
15 |
1) по заявлению прокурора, из них: |
- |
1 |
3 |
4 |
прокурору отказано |
- |
1 |
- |
1 |
требования прокурора удовлетворены, из них: |
- |
- |
3 |
3 |
полностью |
- |
- |
2 |
2 |
частично |
- |
- |
1 |
1 |
производство по делу прекращено |
|
|
|
- |
2) по заявлениям граждан и юридических лиц, из них: |
2 |
3 |
3 |
8 |
истцу отказано |
- |
2 |
2 |
4 |
требования истца удовлетворены |
- |
1 |
1 |
2 |
производство по делу прекращено |
2 |
- |
- |
2 |
3.3. Участие Алтайского краевого Законодательного Собрания в совершенствовании федерального законодательства
В 2017 году в порядке законодательной инициативы приняты и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты двух федеральных законов:
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 года N 122 "О законодательной инициативе по внесению изменений в статьи 1151 и 1175 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования выморочного имущества";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 мая 2017 года N 155 "О законодательной инициативе по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации".
Приняты ряд постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания и направленны в соответствующие федеральные органы.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 февраля 2017 года N 39 "Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Правительство Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации" принято с целью внесения в Правительство Российской Федерации предложений о внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части софинансирования из средств федерального бюджета программы "Сельский фельдшер"). Программа направлена на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи населению Алтайского края, проживающему в сельской местности, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров и социальную поддержку медицинских работников. В настоящее время единовременная компенсационная выплата в размере 500 тысяч рублей предоставляется медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему после окончания образовательной организации среднего профессионального образования для работы в медицинские организации, не укомплектованные фельдшерами, расположенные в сельском населенном пункте Алтайского края, или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим трудовой договор с государственной медицинской организацией по основному месту работы в должности фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте, фельдшера скорой медицинской помощи. Действие программы не распространяется на лиц, переехавших на работу в сельский населенный пункт из другого сельского населенного пункта Алтайского края, где медицинский работник ранее работал в должности фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшера-лаборанта, фельдшера скорой помощи. Принятие обращения позволит укомплектовать специалистами большее количество ФАПов и станций скорой медицинской помощи и обеспечить доступность медицинской помощи в сельской местности.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 года N 98 "Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому по вопросу введения запрета ведения охоты с применением летательных аппаратов" внесено предложение о рассмотрении возможности внесения изменений в Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 года N 512 "Об утверждении Правил охоты" (далее - Правила охоты) в целях сохранения охотничьих ресурсов и исключения неоднозначного толкования норм.
Как показывает практика, на сегодняшний день все чаще охотники активно используют в охоте беспилотные летательные аппараты. Применение квадрокоптеров и подобных технических средств с каждым годом приобретает все более массовый характер. Выслеживание зверя при помощи воздушной разведки создает реальную угрозу массового истребления животных.
В соответствии со статьей 22, частью 4 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности охотничьих ресурсов и их рационального использования утверждены Правила охоты, устанавливающие ограничения охоты.
Так, согласно п. 52.14.1 Правил охоты, при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается применение механических транспортных средств и любых летательных аппаратов, за исключением случаев, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а также отлова охотничьих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
При этом категория "беспилотные летательные аппараты" должна охватываться более широким понятием "любые летательные аппараты". Однако в контексте пункта 52.14.1 Правил охоты понятие "любые летательные аппараты" используется как разновидность механических пилотируемых транспортных средств. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Следовательно, запрет на применение беспилотных летательных аппаратов действующим законодательством не предусмотрен.
3.4. Взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с институтами гражданского общества
Взаимодействие регионального парламента с институтами гражданского общества - одна из важнейших форм, позволяющая найти эффективные решения задач по организации жизненного пространства жителей региона, а также проанализировать последствия уже принятых законов для разных социальных групп. Стоит отметить, что в выстраивании постоянного и качественного взаимодействия заинтересованы как представители власти, так и представители общественности. С одной стороны, для общественных институтов, организаций, высших учебных заведений создается, дополнительный канал трансляции своих интересов, а также организуется дискуссионная площадка для выражения своего мнения по актуальным вопросам. В свою очередь, для органов власти, в частности для регионального парламента, подобный механизм работы позволяет более детально прорабатывать влияние законопроектов на общественную жизнь, что позволит избежать многократного внесения поправок.
Алтайское краевое Законодательное Собрание, его должностные лица активно взаимодействуют с институтами гражданского общества на всех стадиях правотворческой деятельности: от принятия решения о подготовке нормативного правового акта до контроля за эффективностью его исполнения. В частности, представители высшей школы и общественных организаций входят в состав Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу. Данная комиссия создана в целях контроля за соблюдением законодательства, подготовки предложении по совершенствованию законодательства, осуществления правового мониторинга. Также представители общественности входят в состав двух советов при Алтайском краевом Законодательном Собрании: по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию и по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Представители институтов гражданского общества приглашаются на заседания сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, совещаний по разработке и доработке проектов нормативных правовых актов, для проведения "круглых столов", конференций и иных организационных мероприятий. Стоит отметить активное взаимодействие с общественными организациями, образованными в молодежной среде. Так, Парламентский центр зачастую становится площадкой для проведения мероприятий, организованных силами Молодежного парламента. Подобные мероприятия способствуют изучению актуальных среди молодежи вопросов и формированию соответствующей реакции в рамках правового пространства. Эффективность такого взаимодействия оценивается не только количеством совместных заседаний, но и количеством и качеством реализуемых инициатив.
Алтайским краевым Законодательным Собранием реализуется ряд мероприятий, способствующих качественному и эффективному взаимодействию с институтами гражданского общества. Среди них можно выделить следующие:
на стадии выдвижения проекта нормативного правового акта в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов не позднее пяти дней до даты их рассмотрения размещаются на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания;
проект правового акта принятый в первом чтении, принятый правовой акт направляются, в том числе Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, в Общественную палату Алтайского края, а также в иные органы, организации.
Ежегодно при подготовке Доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края и перспективах его совершенствования" в высшие учебные заведения Алтайского края направляются письма о направлении предложений о совершенствования законодательства Алтайского края и Российской Федерации на последующий период.
На системной основе организовано взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания, его постоянных профильных комитетов с Общественной палатой Алтайского края. Представители Общественной палаты Алтайского края участвуют в заседаниях комитетов и комиссий Алтайского краевого Законодательного Собрания. Кроме того, в целях реализации законодательства об общественном контроле, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд разработано и принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 16 июня 2016 года N 168 "О создании общественного совета в сфере закупок при Алтайском краевом Законодательном Собрании".Постановлением создан общественный совет в сфере закупок при Алтайском краевом Законодательном Собрании, в состав которого вошли представители Общественной палаты Алтайского края. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 октября 2017 года N 303 обновлен состав указанного совета, в него вошли члены Общественной палаты 6-го созыва, сформированной в 2017 году.
В настоящее время внедряются в практику подготовки законопроектов общественное обсуждение, проведение оценки регулирующего воздействия, проведение независимой экспертизы законопроектов.
3.5. Мониторинг правоприменения законодательства Алтайского края в рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" на федеральные и региональные органы государственной власти возложена обязанность осуществления мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно методике и на основании плана, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг правоприменения в пределах полномочий по собственной инициативе.
С целью регулирования отношений по осуществлению правового мониторинга с учетом требований к данной деятельности, установленных на федеральном уровне, а также с учетом сложившейся практики принят закон Алтайского края от 5 октября 2012 года N 68-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О правотворческой деятельности". Закон установил два направления деятельности по правовому мониторингу: мониторинг нормативных правовых актов и мониторинг практики их применения, а также закрепил порядок осуществления мониторинга правоприменения органами государственной власти Алтайского края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 октября 2012 года N 467 "О внесении изменений в приложение к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании" закреплено участие Алтайского краевого Законодательного Собрания в осуществлении мониторинга правоприменения, проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на основании соответствующих планов Правительства Российской Федерации, а также проведение мониторинга правоприменения по собственной инициативе в рамках осуществления контрольных полномочий за исполнением и соблюдением законов Алтайского края.
В 2017 году были расширены формы парламентского контроля Алтайского краевого Законодательного Собрания за соблюдением Устава (Основного Закона) Алтайского края, исполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием, установленные законом Алтайского края "О парламентском контроле в Алтайском крае".
Для заслушивания ответов членов Правительства Алтайского края, руководителей органов исполнительной власти Алтайского края, иных должностных лиц Алтайского края на обращения и вопросы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания предусмотрено проведение "правительственного часа".
В 2017 году проведен ряд мероприятий Алтайского краевого Законодательного Собрания, на которых были обсуждены результаты мониторинга правоприменения, в том числе:
депутатские (публичные) слушания - 4;
научно-практическая конференция - 1;
заседания "круглого стола"-9;
расширенные заседания комитетов (в т.ч. совместно с фракциями) - 10;
выездные заседания комитетов (в т.ч. совместно с фракциями) - 10;
заседание Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий при Алтайском краевом Законодательном Собрании - 2;
заседание Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании - 1;
заседание рабочих групп - 4;
"правительственный час" - 8.
Результаты мониторинга правоприменения по отдельным вопросам рассматривались и на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания (с принятием постановлений), и на заседаниях постоянных комитетов.
Следует отметить, что сфера мониторинга правоприменения постоянно увеличивается, к участию в мониторинге привлекается широкий круг правоприменителей, ученых, специалистов, представителей гражданского общества, тем самым создаются эффективные механизмы реализации принятых законов и контроля их исполнения.
Сфера правовой политики:
1) на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в марте 2017 года был заслушан отчет начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о деятельности органов и подразделений внутренних дел Алтайского края за 2016 год. По результатам рассмотрения отчета депутатами были сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию системы профилактики правонарушений в Алтайском крае в адрес Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Правительства Алтайского края, органов муниципальных образований Алтайского края;
2) в марте 2017 года на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания выступил Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Ларин Б.В. с докладом о своей деятельности в 2016 году. Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2016 году стали содействие обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края, контроль за реализацией прав граждан в учреждениях, оказывающих гражданам социальные услуги, и за условиями содержания в местах лишения свободы, работа по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание в прошедшем году уделялось защите прав жителей Алтайского края на социальное обеспечение. Контроль за соблюдением прав граждан осуществлялся с выездом в муниципальные образования Алтайского края, в ходе посещения учреждений социального обслуживания, исполнения наказаний, отделов полиции, при рассмотрении индивидуальных и коллективных обращений граждан. Деятельность по правовому просвещению граждан осуществлялась Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае во взаимодействии с органами и учреждениями культуры и образования, общественными объединениями. На основании доклада принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2017 года N 59 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2016 году". В постановлении дана краткая характеристика основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, общая оценка соблюдения прав человека в Алтайском крае, рекомендации уполномоченным органам и должностным лицам;
3) в июне 2017 года на заседании Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований был рассмотрен вопрос, подготовленный комитетом по правовой политике, - "Об обращениях граждан, поступивших в 2016 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, в разрезе муниципальных образований". По результатам рассмотрения вопроса было принято решение, в котором даны рекомендации органам местного самоуправления по соблюдению сроков и порядка рассмотрения, установленных Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и законом Алтайского края от 29 декабря 2006 года N 152-ЗС "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края";
4) 16 ноября 2017 года в Парламентском центре состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Защита прав человека в Алтайском крае: история, проблемы и перспективы решения", приуроченная к 80-летию Алтайского края и 15-летию института Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, а также заседание круглого стола "Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина в регионах Сибири";
5) в рамках подготовки изменений в законы Алтайского края был проведен мониторинг правоприменения законов Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", "О добровольной пожарной охране", "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае", "О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае";
6) комитет по правовой политике ежегодно обобщает правоприменительную практику реализации следующих законов: "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края"; "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края"; "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае"; "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Алтайского края"; "О добровольной пожарной охране", "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае", "О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае".
Сфера бюджета и налогов:
1) в рамках осуществления текущего финансового контроля комитет по бюджету и налогам ежемесячно на своих заседаниях рассматривает вопросы исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования по оперативным данным.
В соответствии с законом Алтайского края от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" приняты законы Алтайского края от 30 июня 2017 года N 45-ЗС "Об исполнении краевого бюджета за 2016 год" и от 30 июня 2017 года N 43-ЗС "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2016 год";
2) постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 года N 121 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2016 год" отмечается, что в отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
Сфера экономической политики, промышленности и предпринимательства:
1) в соответствии со ст. 87 Устава (Основного Закона) Алтайского края на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания был заслушан и принят к сведению отчет Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края за 2016 год, содержащий в том числе оценку правоприменительной практики в Алтайском крае. Представлению доклада Губернатора Алтайского края предшествовала подготовка вопросов каждым депутатским объединением - фракцией Алтайского краевого Законодательного Собрания, в которых в том числе давалась оценка практики правоприменения по ряду направлений правового регулирования;
2) заслушан Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2016 году, подготовленный на основании Федерального закона от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", закона Алтайского края от 4 сентября 2013 года N 48-ЗС "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае";
3)проведено совещание (слушание) по вопросу совершенствования законодательных механизмов защиты прав и интересов участников долевого строительства в Алтайском крае. В работе совещания приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Алтайского края и Алтайского краевого Законодательного Собрания;представитель Уполномоченного по защите прав человека в Алтайском крае;представители надзорных органов (прокуратуры Алтайского края, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае, ГУ МВД России по Алтайскому краю); представители муниципальных образований - городов Барнаула, Новоалтайска, Белокурихи; руководители строительных организаций-застройщиков; граждане-представители от участников долевого строительства проблемных домов;
4) проведена работа по подготовке и проведению II Форума молодых предпринимателей Алтая;
5) созданы рабочие группы при подготовке трех проектов законов Алтайского края.
Сфера аграрной политики и природопользования:
1) в 2017 году практика применения закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных отношений на территории Алтайского края" в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд показала, что краевой закон нуждается в доработке в части оптимизации механизма обеспечения граждан древесиной для собственных нужд;
2) в рамках контрольной функции комитетом проведены выездные заседания:
в апреле 2017 года в Тогульском районе по теме "Об исполнении в Тогульском районе закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд".
В результате выездного заседания комитета были решены следующие вопросы:
о реализации прав граждан на территории Тогульского района приобретать деловую древесину для собственных нужд качеством, длиной и диаметром соответствующей нормативам, установленным статьей 7 закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края";
о реализации в первоочередном порядке валежника, бурелома и ветровала населению Тогульского района;
об отпуске гражданам дровяной древесины до 31 августа текущего года осуществления рубки;
об организации администрацией Тогульского района ежегодных совещаний с участием органов местного самоуправления сельских поселений и арендаторов лесных участков на территории Тогульского района в целях своевременного решения проблем по обеспечению населения древесиной для собственных нужд;
о периодическом рассмотрении на сессиях районного Совета депутатов вопроса "Об исполнении главами администраций сельских поселений Тогульского района закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд";
в ноябре 2017 года в Алтайском районе по теме "Об исполнении в Алтайском районе закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд".
В результате выездного заседания комитета были решены следующие вопросы:
о поэтапном переходе к заключению договоров купли (продажи) лесных насаждений по новой, разработанной управлением лесами Алтайского края форме;
о реализации валежника, бурелома и ветровала населению Алтайского района;
об осуществлении контроля администрацией Алтайского района за отпуском лимитов древесины, выделяемых управлением лесами Алтайского края для собственных нужд граждан, и координации действий по перераспределению указанной древесины между сельсоветами;
об организации администрацией Алтайского района ежегодных совещаний с участием органов местного самоуправления сельских поселений и арендаторов лесных участков на территории Алтайского района в целях своевременного решения проблем по обеспечению населения древесиной для собственных нужд;
о периодическом рассмотрении на сессиях районного Совета депутатов вопроса "Об исполнении главами администраций сельских поселений Алтайского района закона Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в части обеспечения населения древесиной для собственных нужд;
в мае 2017 года в Тальменском районе ООО "Алтай-Форест" на тему "Рациональное природопользование и реализация стратегии безотходного производства с применением современных технологий глубокой переработки леса".
Участники заседания обсудили вопросы рационального природопользования, ознакомились с крупным комплексом по переработке древесины ООО "Алтай-Форест". Депутаты комитета приняли участие в эколого-патриотической акции "Лес Победы",приуроченной к Году экологии и 80-летию Алтайского края, заложили аллею деревьев;
3) в рамках работы "круглых столов", проведенных комитетом в течение 2017 года, рассмотрены следующие вопросы:
в июне 2017 года комитетом проведено заседание "круглого стола" "Законодательное обеспечение развития пантового оленеводства в Алтайском крае" (в селе Алтайское).
В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, Заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами, прокурор Алтайского района, главы администраций Алтайского и Красногорского районов, а также руководители мараловодческих хозяйств Алтайского, Красногорского, Краснощековского, Солонешенского и Чарышского районов.
Для нашего края пантовое оленеводство является особой подотраслью сельского хозяйства. Сегодня алтайские панты известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, в том числе в Южной Корее, Китае и других странах Юго-Восточной Азии. В последние годы развитие отрасли в крае вышло на новый уровень - практически на всех маральниках созданы оздоровительные комплексы. География присутствия туристов с каждым годом расширяется, сегодня в Алтайский край приезжают гости со всей России от Москвы до Сахалинской области.
Особенность развития пантового оленеводства заключается в необходимости содержания маралов на обширной территории, в том числе и на лесных землях, так как эти угодья являются естественной средой обитания маралов и создают идеальные условия для размножения и получения высококачественной пантовой продукции. Но дальнейшее существование отрасли ставится под угрозу из-за того, что в действующем законодательстве возник правовой пробел. Оно не позволяет осуществлять на лесных землях, покрытых лесной растительностью, ведение пантового оленеводства.
В целях решения вопроса в 2015 году Алтайское краевое Законодательное Собрание внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательную инициативу. К сожалению, Госдума отклонила в первом чтении документ. Сейчас с участием Алтайского краевого Законодательного Собрания инициировано изменение приказа Минприроды России от 5 декабря 2011 года N 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства". В мае 2017 года прошло совместное выездное заседание двух комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, вопрос обсуждался, его решение находится на контроле в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В ходе дискуссии все заинтересованные стороны рассмотрели проблемы и перспективы развития пантового оленеводства в Алтайском крае. Участники "круглого стола" приняли ряд рекомендаций, которые нашли отражение в итоговой резолюции;
в декабре 2017 года проведен "круглый стол" "Обеспечение населения Алтайского края экологически чистыми, натуральными и безопасными продуктами питания".
Участие в мероприятии приняли депутаты краевого парламента, руководители федеральных и краевых профильных ведомств, сельхозтоваропроизводители, переработчики, представители общественных объединений.
В рамках работы "круглого стола" участники обсудили вопрос качества питания детей, от которого напрямую зависит здоровье молодого поколения, а значит, и национальная безопасность страны. В ходе дискуссии было принято решение рассмотреть возможность повышения стоимости питания в дошкольных образовательных организациях для организации полноценного, сбалансированного питания детей с учетом сложившихся цен на пищевые продукты и продовольственное сырье.
Также участники встречи обсудили тему фальсификации продукции алтайских производителей. По информации представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Алтайскому краю за 9 месяцев текущего года поступило 70 обращений о производстве фальсифицированной продукции алтайских производителей. В ходе проверок было установлено, что в 60 процентах случаев продукция, позиционированная как "алтайская", на деле производилась в других регионах. В целях усиления мер противодействия обороту фальсифицированных продуктов предложено внести изменения в законодательство и предусмотреть введение уголовной и ужесточении административной ответственности за производство, ввоз и реализацию в России фальсифицированной пищевой продукции. Также озвучена инициатива разработать мероприятия, направленные на организацию прямых поставок производителями пищевой продукции в образовательные учреждения края.
Участники "круглого стола" обсудили вопросы создания новых производств и поставок продуктов питания местных производителей в торговые сети. Выработано предложение об организации альтернативной торговли, разработке государственной программы по развитию альтернативной торговли производителями продукции.
Сфера социальной политики:
1) в 2017 году комитетом по социальной политике в рамках осуществления контрольных функций был рассмотрен ход исполнения ряда законов Алтайского края, в том числе рассмотрено выполнение закона Алтайского края "О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае". По итогам рассмотрения принято решение продлить период предоставления регионального материнского (семейного) капитала гражданам в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до 31 декабря 2021 года включительно. Министерству труда и социальной защиты Алтайского края рекомендовано:
продолжить методическое сопровождение предоставления регионального материнского капитала и использования его средств;
продолжить разъяснительную работу в средствах массовой информации;
осуществлять контроль за правильностью принятия решений об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявлений граждан о предоставлении регионального материнского капитала и распоряжении его средствами;
проводить тестирование краевого регистра лиц, которым предоставлен материнский капитал, на предмет исключения случаев повторного определения права граждан на материнский капитал;
при наличии сведений, указывающих на мошенничество либо нарушение имущественных прав несовершеннолетних при проведении сделок с использованием средств материнского капитала, материалы направлять для проверки фактов в правоохранительные органы;
2) 19 сентября 2017 года состоялось выездное заседание постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике и постоянного депутатского объединения - фракции ЛДПР по вопросу "О ходе выполнения закона Алтайского края "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае" в части предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания". Участники заседания посетили КГБСУСО "Шипуновский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и КГБСУСО "Рубцовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов".
В ходе заседания была отмечена качественная работа учреждений по социально-бытовой и медицинской реабилитации проживающих. В осмотренных учреждениях созданы условия, достойные высокой оценки, пациенты окружены вниманием и заботой и это, прежде всего, заслуга персонала, который является проводником опеки государства над теми, кому требуется помощь.
По результатам рассмотрения принято решение о продолжении работы, направленной на повышение качества предоставляемых услуг и практики информирования граждан о порядке предоставления социальных услуг и о реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" на территории Алтайского края;
3) 29 ноября 2017 года на заседании комитета рассмотрен вопрос "О ходе выполнения закона Алтайского края "О присвоении званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Алтайского края". По итогам рассмотрения контрольного вопроса отмечено, что основным изменением является введение второго вида звания - "Ветеран труда", что соответствует статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании наград федерального уровня. Гражданину, которому присвоено звание "Ветеран труда", вручается соответствующее удостоверение, действующее на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, скорректирована система наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края". По аналогии с федеральным законодательством по присвоению звания "Ветеран труда" с 1 января 2017 года звание "Ветеран труда Алтайского края" присваивается на основании наград регионального уровня. Ранее присвоение звания осуществлялось также и на основании наград муниципального уровня. По аналогии с законодательством по предоставлению мер социальной поддержки при присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края" введено условие наличия статуса пенсионера. За присвоением данного звания могут обратиться граждане, которым назначена страховая пенсия по старости или которые достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, при получении другого вида пенсии.
Также отмечено, что в развитие закона Алтайского края подготовлено и принято постановление Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 года N 153 "Об утверждении Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Алтайского края", Порядка изменения звания, оформления и выдачи удостоверений "Ветеран труда", "Ветеран труда Алтайского края". Подготовлен Административный регламент предоставления государственной услуги по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Алтайского края", изменению звания "Ветеран труда" на звание "Ветеран труда Алтайского края". Ведется разъяснительная работа. По аналогии с федеральным законодательством упорядочена система региональных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда Алтайского края";
4) 1 декабря 2017 года состоялось выездное заседание комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике в г. Белокурихе по вопросу "О ходе выполнения законов Алтайского края в сфере социального обеспечения в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Алтайском крае".
В Алтайском крае во исполнение Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в соответствии с постановлением Администрации края от 21 декабря 2010 года N 566 создано краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края". В целях повышения качества государственных и муниципальных услуг и обеспечения их доступности для жителей Алтайского края проведены мероприятия по созданию сети МФЦ (клиентских залов) и развитию государственной информационно-телекоммуникационной сети Алтайского края. Сегодня в Алтайском крае полностью создана и успешно работает сеть многофункциональных центров: 70 центров "Мои документы" в каждом административном центре муниципального образования, 290 офисов "Мои документы" на одно-два рабочих места в небольших поселениях. Ежедневно в многофункциональные центры обращается около 5 тысяч человек за получением более 200 видов государственных и муниципальных услуг, представленных 75 органами власти, включая организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Алтайский край входит в число регионов с высокой эффективностью организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ.
В рамках рассмотрения вопроса депутаты посетили Белокурихинский филиал КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края". По итогам заседания приняты рекомендации;
5) 29-30 мая 2017 года в Парламентском центре состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "Развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений на примере Алтайского края. Теория и практика".
Были рассмотрены вопросы о социальном партнерстве в сфере труда как механизме реализации трудовых прав граждан в Алтайском крае;о роли бизнеса в решении социальных проблем муниципального образования;об опыте работы группы компаний "Союз" по решению социально-трудовых вопросов в организациях в режиме социального партнерства;о состоянии и перспективах развития социального партнерства на уровне муниципального образования;о практике решения социально-трудовых вопросов в Алтайском крае с участием профсоюзов; о социальном партнерстве власти и общественности в интересах семьи и детей (на примере деятельности Алтайского краевого отделения Союза женщин России);
6) 23 октября 2017 года в Парламентском центре состоялся "круглый стол" о патриотическом воспитании с участием Героя Российской Федерации, депутата Государственной Думы Шаманова В.А., на котором обсуждался закон "О патриотическом воспитании в Алтайском крае" и целесообразность разработки федерального закона "О патриотическом воспитании в Российской Федерации". В мероприятии приняли участие клубы поисковых отрядов, активисты ежегодной акции "Снежный десант", члены отрядов юнармейцев и других общественных и молодежных организаций.
Сфера здравоохранения и науки:
1) в 2017 году комитетом по здравоохранению и науке проведены депутатские слушания "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края", по итогам которых даны рекомендации Правительству Алтайского края, Алтайскому краевому Законодательному Собранию, органам государственной власти Алтайского края и местного самоуправления, общественным организациям, средствам массовой информации в сфере организации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории края и принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 года N 123 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "Обсуждение проекта закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края";
2)в рамках мониторинга правоприменения комитетом по здравоохранению и науке проводились заседания Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании, заседания "круглых столов", выездные и расширенные заседания комитетов, заседания рабочих групп, на которых рассматривался ход исполнения следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края:
Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части ограничения потребления табака в Алтайском крае);
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части реализации программы "Земский доктор" и софинансирования из средств федерального бюджета программы "Сельский фельдшер");
Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в части бесплатного льготного обеспечения населения лекарственными препаратами на территории Алтайского края);
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и закон Алтайского края от 8 марта 2013 года N 10-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края" (в части организации деятельности социально ориентированных организаций в сфере охраны здоровья граждан с акцентом на развитие первичной медико-санитарной помощи, а также доступности предоставления медицинских услуг сельскому населению края);
Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и закон Алтайского края от 10 декабря 2004 года N 63-ЗС "О предупреждении распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" (в части выявления и лечения больных вирусом иммунодефицита человека, а также проведения профилактических мероприятий на территории Алтайского края);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и закон Алтайского края от 4 сентября 2013 года N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае" (в части совершенствования целевого набора врачей и средних медицинских работников в медицинские организации Алтайского края и предоставление им целевых, муниципальных и иных льгот);
закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и закон Алтайского края от 10 февраля 2005 года N 6-ЗС "О психиатрической помощи в Алтайском крае" (в части межведомственного взаимодействия при оказании наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими общественно опасных деяний);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 года N 2 "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты" (в части запрета продаж безалкогольных энергетических напитков для детей подросткового возраста);
постановление Администрации Алтайского края от 26 июня 2013 года N 331 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года" (в части реализации подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; реализации подпрограммы "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям");
постановление Администрации Алтайского края от 13 октября 2014 года N 467 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы" (в части реализации мероприятий по организации здорового питания населения Алтайского края);
3) в качестве мероприятий в области осуществления контрольных функций комитетом были запланированы вопросы по реализации федерального и регионального законодательства в сфере профилактики табакокурения, предупреждения распространения туберкулеза и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), пропаганды и формирования здорового образа жизни, льготного лекарственного обеспечения населения, а также охраны здоровья граждан на территории Алтайского края.
Обсуждение запланированных вопросов осуществлялось в ходе проведения депутатских слушаний по теме "Обсуждение проекта закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края", в ходе которого было предложено признать в качестве основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края такие принципы, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака; ответственность органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации; приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций; взаимодействие органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями; открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака; информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма; возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Участники депутатских слушаний поддержали принятие закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края";
4) кроме того, на расширенных заседаниях комитета рассмотрены следующие вопросы:
о ходе исполнения подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае" до 2020 года;
об итогах реализации программ "Земский доктор" и "Сельский фельдшер" за период их действия;
о бесплатном лекарственном обеспечении населения края;
о здоровом питании населения Алтайского края;
о ходе выполнения закона Алтайского края "О предупреждении распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" (в части выявления и лечения больных вирусом иммунодефицита, а также проведения профилактических мероприятий на территории Алтайского края);
совершенствование целевого набора врачей и средних медицинских работников в медицинские организации Алтайского края и предоставление им целевых, муниципальных и иных льгот;
о межведомственном взаимодействии при организации наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими общественно опасных деяний.
Также в ходе проведения выездных расширенных заседаний комитета депутатами обсуждены следующие темы:
деятельность социально-ориентированных организаций в сфере охраны здоровья граждан с акцентом на развитие первичной медико-санитарной помощи с выездом в с. Бочкари;
оказание паллиативной помощи, в том числе детям - участникам государственной программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае" до 2020 года с выездом в г. Бийск;
о доступности предоставления медицинских услуг сельскому населению края с выездом в Бурлинский район.
Кроме того, в ходе заседания Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании рассматривались вопросы:
о вреде сильногазированных напитков для детей подросткового возраста;
о запрете продаж безалкогольных энергетических напитков для детей подросткового возраста.
В ходе заседаний комитета обсуждались вопросы выполнения указанных выше законов и программ, а также высказывались мнения о сохранении или об увеличении финансирования мероприятий, предусмотренных действующими программами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.