Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Калининградской области
от "26".09.2018 г. N 1116/1
Региональный учебный план
для образовательных организаций Калининградской области, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Региональный учебный план разработан на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, федерального базисного учебного.
Региональный учебный план является основой для формирования основных общеобразовательных программ в образовательных организациях, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Калининградской области и одним из оснований финансирования образовательной организации.
При разработке настоящего учебного плана учитывались:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
- Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (Постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583);
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N 292 "Об утверждении "Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089"
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года N ТС 194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 мая 2015 года N 524 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года N 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 459 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 года N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
В региональном учебном плане определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, даны рекомендации по использованию часов регионального компонента.
Часы компонента образовательной организации могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно 1.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в IX-XI классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30).
Региональный учебный план как средство реализации содержания образования направлен на обеспечение общекультурного развития обучающихся и на обеспечение потребностей инновационного развития региональной экономики.
Региональный учебный план для IX классов и X, XI (XII) классов рассчитан на 35 учебных недель в год (Вариант 1), а также допускается возможность с учетом принятия решения образовательными организациями рассчитать учебный план для IX, XI (XII) классов на 34 учебных недели (Вариант 2).
По решению образовательной организации продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.
В региональном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным организациям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах индивидуализации образовательных маршрутов, дифференциации и вариативности.
Продолжительность урока - 45 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья продолжительность уроков регулируется нормами СанПиН.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в X-XI (XII) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Региональный учебный план включает три обязательных компонента: федеральный, региональный и компонент образовательной организации.
Федеральный компонент базисного учебного плана призван, прежде всего, обеспечить достижение каждым учащимся государственного стандарта основного общего образования.
I. Региональный учебный план основного общего образования
Уровень основного общего образования обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
При формировании учебного плана на уровне общеобразовательной организации следует учитывать важные приоритетные направления развития государственной и региональной образовательной политики:
- развитие физико-математического образования;
- развитие лингвистического образования;
- развитие технического образования;
- создание условий для профильного и профессионального самоопределения;
формирование гражданской идентичности - развитие функциональной грамотности;
- подготовка к освоению и сдаче норм ГТО.
Учебные предметы в рамках федерального компонента базисного учебного плана представлены в соответствующей таблице N 1.
Учебный предмет "Математика" на уровне основного общего образования включает разделы: "Арифметика", "Алгебра" и "Геометрия". Допускается реализация учебного предмета "Математика" в IX классах учебными предметами "Алгебра" и "Геометрия". Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов на изучение каждого раздела, принимает решение о выделении страниц в журнале для предмета в целом или отдельно для каждого из разделов "Алгебра" и "Геометрия". Следует учитывать, что вне зависимости от ведения журнала итоговая отметка должна выставляться по предмету "Математика" (Основание: Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 года N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"),
Государственный стандарт выдвигает требование усилить роль иностранного языка как образовательного предмета, позволяющего формировать и воспитывать качества личности, обеспечивающие успешную социализацию и адаптацию в обществе. При изучении иностранных языков учащиеся приобретают и развивают необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство познания, общения и взаимодействия.
Исходя из вышеизложенного, при обучении детей иностранному языку необходимо создавать условия для их социализации, развивать личностные качества и формировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.
Кроме того, необходимо изыскать возможности и создать условия для изучения нескольких иностранных языков, поскольку иностранные языки как учебный предмет, имеет полифункциональное значение.
Целесообразно в образовательной организации развивать систему независимой оценки качества обучения иностранным языкам, в частности при формулировании требований к уровню владения иностранными языками соотносить планируемые результаты с международными шкалами компетенций владения иностранным языком. Например, по окончании IX класса учащиеся должны иметь уровень владения основным иностранным языком (английским) не ниже уровня А2, а по отдельным видам речевой деятельности возможно достижение уровня В1. При согласовании с родителями следует организовывать проведение сертификации.
В IX классе образовательных организаций на изучение учебного предмета "Иностранный язык" предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета "Иностранный язык" на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю. Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации.
В случае выбора учебного предмета "Второй иностранный язык" на его изучение в учебном плане IX класса образовательных организаций предусматривается не менее 2 часов в неделю.
В IX классе также рекомендован к изучению интегрированный курс "Искусство" (35 часов в год).
Допускается изучение отдельных учебных предметов "Изобразительное искусство" и "Музыка".
Не допускается замена учебного предмета "Искусство (Музыка и ИЗО)" учебным предметом "Мировая художественная культура". Изучение учебного предмета "Мировая художественная культура" возможно за счет часов компонента образовательной организации при наличии учебных пособий, выпущенных организациями, установленными Приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года N 699.
Изучение учебного предмета "Технология" построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета "Технология" изучается в рамках следующих направлений: "Индустриальные технологии" ("Технология. Технический труд"); "Технологии ведения дома" ("Технология. Обслуживающий труд"); "Технология. Сельскохозяйственный труд". Каждое направление включает базовые и инвариантные разделы. Выбор направления обучения не должен проводиться по гендерному признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В образовательной организации может осуществляться изучение учебного предмета "Технология" как по одному или двум направлениям, так и по модульному принципу в сочетании двух направлений. При изучении учебного предмета "Технология" по модульному принципу количество часов, отведенных на изучение модулей и (или) тем, определяется рабочей программой учителя.
Не допускается замена учебного предмета "Технология" учебным предметом "Информатика и ИКТ".
Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективными учебными предметами). Также на организацию предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе рекомендуется отводить часы регионального компонента и компонента образовательной организации.
Вариативная часть базисного учебного плана представлена региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий.
В IX классе образовательные организации имеют право использовать часы регионального компонента на реализацию приоритетных направлений модернизации системы общего образования Калининградской области (развитие физико-математического образования, в том числе технического творчества, развитие лингвистического образования), предпрофильную подготовку, профессиональные пробы, а также на изучение учебных предметов: "Основы православной культуры", "Живое слово (Литература)", "Истоки", "Русская художественная культура", а также преподавания курсов и модулей, посвященных изучению истории, культуры и искусства Калининградской области и РФ.
Следует учитывать, что региональная литературная акция "Я пишу сочинение", окружной конкурс сочинений "Я - гражданин России" должны быть составной частью мероприятий образовательной программы организации, направленных на воспитание и формирование гражданской идентичности обучающихся.
В связи с возрастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострением социально-экономических проблем, все более актуальными становятся вопросы, связанные с формированием у учащихся модели безопасного поведения и навыков реагирования на изменения и вызовы внешней среды в сфере безопасности жизнедеятельности. Образовательным организациям следует учитывать важность изучение предмета ОБЖ. Рекомендуется преподавание курса ОБЖ IX классе. При организации изучения курса ОБЖ занятия рекомендуется проводить с использованием практико-ориентированных подходов и активных форм работы с учащимися. Выездные учебные военные сборы являются практической частью курса ОБЖ, и их прохождение обязательным.
Компонент образовательной организации направлен на реализацию следующих целей:
развитие личности ребенка, его познавательных интересов;
выполнение социального образовательного заказа;
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
реализацию предпрофильной подготовки, подготовку обучающихся к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Также рекомендуется изучение в IX классе ОБЖ в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
За счет часов компонента образовательной организации базисного учебного плана рекомендуется выделить в учебных планах общеобразовательных организаций дополнительные часы для углубления и расширения содержания учебных предметов базового уровня, организации.
Предпрофильная подготовка обучающихся IX класса - комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории, а также важный этап подготовки к дальнейшему обучению в общеобразовательной организации, на уровне среднего общего образования (в X-XI классах) либо на уровне профессионального образования.
Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, об организациях профессионального образования, производстве, о потребностях рынка труда, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение.
Один из инструментов реализации предпрофильной подготовки - реализация сетевых программ совместно с организациями профессионального образования.
В IX классе может быть реализован модульный сетевой курс "Первая профессия" как самостоятельный элективный курс, по итогам которого обучающиеся получают свидетельство о квалификации рабочего, должности служащего.
Традиционный инструмент реализации предпрофильной подготовки - элективные учебные курсы - учебные предметы по выбору обучающихся из часов компонента общеобразовательной организации.
На уровне основного общего образования могут быть организованы элективные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.
Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы обучающийся утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеются два подвида пробных курсов:
1) Предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);
2) Профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстам, в лингвистике - с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций) - социальных партнеров общеобразовательной организации. В практике ряда общеобразовательных организаций разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые для различных типов предприятий и организаций.
Пробные и ориентационные элективные курсы должны согласовываться с основной общеобразовательной программой и могут являться продолжением или дополнением любого базового курса.
Важно, чтобы элективные курсы носили межпредметный, прикладной характер, имели связь с региональной экономикой и рынком труда, опирались на социальную среду места проживания обучающихся. Крайне нежелательным является реализация предпрофильных и профильных элективных курсов на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.
Элективные курсы могут иметь различный объем: от 8-16 до 68-70 и более часов.
Предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию обучающихся необходимо реализовывать преимущественно через сетевые формы реализации образовательных программ.
Согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 15, п. 1, 2), сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. При использовании сетевой формы реализации образовательных программ между организациями, осуществляющими обучение в рамках сетевой программы заключается Договор о сетевой реализации программ, на основании которого совместно разрабатывается и утверждается сетевая образовательная программа.
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные методы оценивания качества знаний.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной образовательной программы основного общего образования должен быть укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
Региональный учебный план основного общего образования для IX класса, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2018-2019 учебный год представлен в двух вариантах:
Вариант 1 рассчитан на 35 учебных недель для IX класса, Вариант 2 рассчитан 34 учебные недели для IX классов.
II. Региональный учебный план среднего общего образования
Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве одной из задач указан переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех.
Эффективное достижение указанных задач возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной организации, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации на четвертом уровне общего образования с организациями среднего и высшего профессионального образования" 2.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Профильное обучение позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Обращаем внимание, что профильное обучение должно преимущественно реализовываться через сетевые программы с высшими учебными заведениями. Необходимо создавать условия для обеспечения выбора профильных предметов для сдачи на ЕГЭ.
В тех общеобразовательных организациях, где невозможен набор 10-ых классов одного профиля, целесообразно открытие многопрофильных классов (групп). По запросу обучающихся и их родителей (законных представителей) формируются универсальные классы (группы). Такой подход обеспечит доступность к индивидуализации и дифференциации образования для всех категорий обучающихся.
Региональный учебный план на уровне среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей:
создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;
установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
расширение возможностей социализации обучающихся;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников общеобразовательных организаций к освоению программ профессионального высшего образования;
удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.
Принципы построения регионального учебного плана для X-XI (XII) классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательной организации и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Региональный учебный план образовательных организаций для X-XI (XII) классов реализует модели универсального (непрофильного) обучения, профильного обучения, а также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.
Региональный учебный план для X-XI (XII) классов составлен на основе ФБУП-2004 и устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждая образовательная организация, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательной организации широкие возможности организации профильных или многопрофильных классов, реализации профильных программ, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.
При организации профильного обучения образовательной организации для составления учебного плана следует: включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента); включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.
При организации профильного обучения рекомендуется использовать примерные учебные планы ФБУП-2004 для разных профилей обучения.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Математика", являются профильными в физико-математическом профиле, "Физика", "Химия", "Биология" - в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществознание", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающемуся необходимо выбрать не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, выбираются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не выбираются, поскольку профильный уровень для этих предметов содержит в себе базовый.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
В профилях гуманитарной направленности может вводиться интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:
дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;
ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);
- снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность ("Физика", "Химия", "Биология", "География") в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.
При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:
а) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения "Естествознания". Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета "Естествознание" или самостоятельных учебных предметов ("Физика", "Химия", "Биология" "География") на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы;
в) предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" не является суммой знаний по физике, химии, биологии, географии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях если:
- четыре учебных предмета естественнонаучного цикла ("Физика", "Химия" и "Биология", "География") изучаются на базовом уровне;
- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, три - на базовом уровне;
- три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
- все четыре учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.
Интегрированный учебный предмет "Обществознание" (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов.
В случае преподавания учебных предметов "Экономика" и "Право", как самостоятельных учебных предметов возможно перераспределение учебного времени между этими учебными предметами и интегрированным: учебным предметом "Обществознание" (предмет "Обществознание" без разделов "Экономика" и "Право" изучается по 1 часу в неделю).
На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Обязательные для изучения учебные курсы "Всеобщая история" и "История России" в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета "История", без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету "История".
Изучение естественнонаучных предметов в X-XI (XII) классах может быть обеспечено как интегрированным учебным предметом "Естествознание", так и отдельными учебными предметами "Физика", "Химия", "Биология": на базовом уровне учебные предметы "Химия" и "Биология" изучаются по I часу в неделю (всего 68/70 часов каждый), учебный предмет "Физика" - 2 часа в неделю (всего 138/140 часов).
В случае, если учащийся выбирает изучение предмета "Физика" на базовом уровне, то дополнительный час используется из компонента образовательной организации.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации N 506 от 07 июня 2017 года предмет "Астрономия" включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов в части II "Среднее (полное) общее образование".
Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, определяет модели изучения учебного предмета "Астрономия", принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета и применении дистанционных образовательных технологий.
Учебный предмет "Астрономия" на базовом уровне изучается не менее 35 часов за два года обучения в 10-11 классе в зависимости от учебного плана принятого образовательной организацией.
В 2018-2019 учебном году в 11 классе целесообразно изучение предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации, а также в профильных физико-математических классах. Следует учитывать, что не планируется включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе). С 2019 года задания по астрономии будут включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике, а также по астрономии будут проведены всероссийские проверочные работы.
При выборе модели универсального (непрофильного) обучения изучение учебных предметов "География" и "Искусство (МХК)" является обязательным. При выборе модели профильного обучения изучение учебных предметов "География" и "Искусство (МХК)" осуществляется в соответствии с профилем образовательной организации.
Учебный предмет "Технология" является обязательным для изучения при выборе модели универсального (непрофильного) обучения. Замена его другим учебным предметом не допускается. Изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в X-XI (XII) классах является обязательным.
В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае, если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантная части. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено.
Образовательная организация формирует учебный план, выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10.
Вариативная часть базисного учебного плана на завершающем уровне обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на региональный компонент и не менее 3-х часов в неделю на компонент образовательной организации на каждый год обучения (X - XI классы).
Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной части учебного плана среднего общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.
Элективные учебные курсы профильного обучения являются обязательными учебными предметами по выбору обучающихся. Они формируются из компонента образовательной организации.
Предметные элективные курсы выполняют три основные функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане.
На изучение элективных учебных предметов отводится не менее 4 часов в неделю в X-XI (XII) классах (276 /280 часа за два года обучения). Для реализации права выбора обучающимся трех-четырех элективных учебных предметов необходимо предложить не менее пяти-шести возможных вариантов.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные учебные предметы, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями из указанных в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации о федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, а также о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. На элективных учебных предметах возможна апробация электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции).
Часы компонента образовательной организации при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут также использоваться для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
Иностранные языки на данном уровне обучения приобретают особую роль: позволяют усвоить особенности культуры и истории стран и народов изучаемого языка; формировать важные учебные навыки и умения; развивать системное мышление и мыслительные операции; совершенствовать все виды памяти, тренировать произвольное внимание и решать многие другие задачи практического, образовательного, развивающего и воспитательного характера в рамках предмета и на межпредметном уровне.
Склонные к исследовательской деятельности учащиеся получают возможность работать с источниками на иностранных языках, что, безусловно, делает доступными для них достижения не только российских, но и зарубежных деятелей науки и культуры.
Спецкурсы по иностранному языку должны быть нацелены на расширение кругозора учащихся по изучаемому языку, усвоение социокультурных и исторических знаний, развитие практических навыков владения иностранным языком. Содержание курса иностранных языков должно строиться на принципах межпредметных связей. Изучение языка в широком образовательном контексте с опорой на другие предметы школьного цикла.
Внеклассная работа по иностранному языку должна быть тесно связана с урочной деятельностью учащихся и направлена на реализацию основных целей обучения иностранным языкам, создание дидактической многоязычной среды в рамках конкретной образовательной организации.
Целесообразно в образовательной организации развивать систему независимой оценки качества обучения иностранным языкам, в частности при формулировании требований к уровню владения иностранными языками соотносить планируемые результаты с международными шкалами компетенций владения иностранным языком. Например, по окончании 11 класса учащиеся должны иметь уровень владения основным иностранным языком (английским) не ниже уровня В1, а по отдельным видам речевой деятельности возможно достижение уровня В2 и С1. По второму иностранному языку (немецкому/литовскому/польскому) достигается уровень не ниже уровня В1.
Для реализации вариативной части базисного учебного плана среднего общего образования образовательные организации имеют право использовать часы регионального компонента и компонента образовательной организации на развитие приоритетных направлений модернизации системы общего образования Калининградской области (развитие физико-математического образования, в том числе технического творчества, развитие лингвистического образования), а также на изучение курсов и модулей, посвященных истории, культуре и искусстве Калининградской области и РФ.
При реализации регионального учебного плана необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 года N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253", от 26 января 2016 года N 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253", от 21 апреля 2016 года N 459 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253".
Также образовательная организация вправе использовать в течение 5 лет ранее приобретенные учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2015-2016 учебный год.
Региональный учебный план предназначен также для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
Региональный учебный план
основного общего образования для IX класса образовательных организаций Калининградской области, реализующих программы основного общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2018-2019 учебный год
Вариант 1 (VIII, IX классы - 35 учебных недель)
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
IX | ||
Федеральный компонент |
|
|
Русский язык |
2/70 |
2/70 |
Литература |
3/105 |
3/105 |
Иностранный язык |
3/105 |
3/105 |
Математика |
5/175 |
5/175 |
Информатика и ИКТ |
2/70 |
2/70 |
История |
2/70 |
2/70 |
Обществознание (включая экономику и право) |
1/35 |
1/35 |
География |
2/70 |
2/70 |
Физика |
2/70 |
2/70 |
Химия |
2/70 |
2/70 |
Биология |
2/70 |
2/70 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1/35 |
1/35 |
Технология 3 |
0 |
0 |
Основы безопасности жизнедеятельности 4 |
0 |
0 |
Физическая культура |
3/105 |
3/105 |
Итого: |
30/1050 |
30/1050 |
Региональный компонент (6-дневная неделя) |
3/105 |
3/105 |
в том числе: - преподавание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 4; |
1/35 |
1/35 |
в том числе: - предметы с учетом приоритетов развития региона на выбор образовательной организации; |
0/35 |
0/35 |
- предпрофильная подготовка, в том числе курсы по выбору (элективные курсы) |
2/70 |
2/70 |
Компонент образовательной организации (6-дневная неделя) |
3/105 |
3/105 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
36/1260 |
36/1260 |
Региональный компонент (5-дневная неделя) |
2/70 |
2/70 |
в том числе: - предмет с региональным содержанием на выбор образовательной организации; |
1/35 |
1/35 |
- предпрофильная подготовка, в том числе курсы по выбору (элективные курсы курсы) |
1/35 |
1/35 |
Компонент образовательной организации (5-дневная неделя) |
1/35 |
1/35 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной неделе |
33/1155 |
33/1155 |
Региональный учебный план
основного общего образования для IX класса образовательных организаций Калининградской области, реализующих программы основного общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2018-2019 учебный год
Вариант 2 (VTII класс - 35 учебных недель, IX класс - 34 учебных недели)
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|
IX |
|
Федеральный компонент |
|
|
Русский язык |
2/68 |
2/68 |
Литература |
3/102 |
3/102 |
Иностранный язык |
3/102 |
3/102 |
Математика |
5/170 |
5/170 |
Информатика и ИКТ |
2/68 |
2/68 |
История |
2/68 |
2/68 |
Обществознание (включая экономику и право) |
1/34 |
1/34 |
География |
2/68 |
2/68 |
Физика |
2/68 |
2/68 |
Химия |
2/68 |
2/68 |
Биология |
2/68 |
2/68 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1/34 |
1/34 |
Технология 5 |
0 |
0 |
Основы безопасности жизнедеятельности 6 |
0 6 |
0 6 |
Физическая культура |
3/102 |
3/102 |
Итого: |
30/1020 |
30/1020 |
Региональный компонент (6-дневная неделя) |
3/102 |
3/102 |
в том числе: - преподавание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"7 |
1/34 |
1/34 |
- предметы с учетом приоритетов развития региона на выбор образовательной организации; |
0/34 |
0/34 |
- предпрофильная подготовка, в том числе курсы по выбору (элективные курсы) |
2/68 |
2/68 |
Компонент образовательной организации (6-дневная неделя) |
3/102 |
3/102 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
36/1224 |
36/1224 |
Региональный компонент (5-дневная неделя) |
2/68 |
2/68 |
в том числе: - предметы с учетом приоритетов развития региона на выбор образовательной организации; |
1/34 |
1/34 |
- предпрофильная подготовка, в том числе курсы по выбору (элективные курсы курсы) |
1/34 |
1/34 |
Компонент образовательной организации (5-дневная неделя) |
1/34 |
1/34 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной неделе |
33/1122 |
33/1122 |
Региональный учебный план
среднего общего образования для X - XI (XII) классов образовательных организаций Калининградской области, реализующих программы основного общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2018-2019 учебный год
Вариант 1 (X-XI (XII) классы-35 учебных недель)
Федеральный компонент | ||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения* |
|
|
Базовый уровень* |
|
Русский язык |
70 (1/1) |
|
Литература |
210 (3/3) |
|
Иностранный язык |
210 (3/3) |
|
Математика |
280 (4/4) |
|
История |
140 (2/2) |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) |
|
Естествознание |
210 (3/3) |
|
Физическая культура |
210 (3/3) |
|
ОБЖ |
70 (1/1) |
|
Астрономия |
35 (1) |
|
Учебные предметы по выбору на базовом уровнях или профильном уровнях | ||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения 8 |
|
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|
Русский язык |
- |
210 (3/3) |
Литература |
- |
350 (5/5) |
Иностранный язык |
- |
420 (6/6) |
Математика |
- |
420 (6/6) |
История |
- |
280 (4/4) |
Физическая культура |
- |
280 (4/4) |
Обществознание |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
Экономика |
35 (0,5/ 0,5) |
140 (2/2) |
Право |
35 (0,5/ 0,5) |
140 (2/2) |
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) |
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
ОБЖ |
- |
140 (2/2) |
Всего: |
Не более 2170 (не более 31/не более 31) |
|
Региональный компонент | ||
Всего: |
140 (2/2) |
|
Компонент образовательной организации | ||
Всего: |
Не менее 210 (не менее 3/ не менее 3) |
|
Итого: |
До 2590 (37/37) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
2590 (37/37) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной неделе |
2380 (34/34) |
Региональный учебный план
среднего общего образования для X - XI (XII) классов образовательных организаций Калининградской области, реализующих программы основного общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2018-2019 учебный год
Вариант 2 (Х класс-35 учебных недель, XI (XII) класс - 34 учебные недели)
Федеральный компонент | ||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения* |
|
|
Базовый уровень |
|
Русский язык |
69 (1/1) |
|
Литература |
207 (3/3) |
|
Иностранный язык |
207 (3/3) |
|
Математика |
276 (4/4) |
|
История |
138 (2/2) |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
138 (2/2) |
|
Естествознание |
207 (3/3) |
|
Физическая культура |
207 (3/3) |
|
ОБЖ |
69 (1/1) |
|
Астрономия |
35(1) |
|
Учебные предметы по выбору на базовом уровнях или профильном уровнях | ||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения 9 |
|
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|
Русский язык |
- |
207 (3/3) |
Литература |
- |
345 (5/5) |
Иностранный язык |
- |
414 (6/6) |
Математика |
- |
414 (6/6) |
История |
- |
276 (4/4) |
Физическая культура |
- |
276 (4/4) |
Обществознание |
69 (1/1) |
207 (3/3) |
Экономика |
35 (1/0) или 34 (0/1) |
138 (2/2) |
Право |
34 (0/1) или 35 (1/0) |
138 (2/2) |
География |
69 (1/1) |
207 (3/3) |
Физика |
138 (2/2) |
345 (5/5) |
Химия |
69 (1/1) |
207 (3/3) |
Биология |
69 (1/1) |
207 (3/3) |
Информатика и ИКТ |
69 (1/1) |
276 (4/4) |
Искусство (МХК) |
69 (1/1) |
207 (3/3) |
Технология |
69 (1/1) |
276 (4/4) |
ОБЖ |
- |
138 (2/2) |
Всего: |
Не более 2139 (не более 31/не более 31) |
|
Региональный компонент | ||
Всего: |
138 (2/2) |
|
Компонент образовательной организации | ||
Всего: |
Не менее 207 (не менее 3/ не менее 3) |
|
Итого: |
До 2553 (37/37) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
2553 (37/37) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной неделе |
2346 (34/34) |
1 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015)
2 Концепция модернизации российского образования (Приказ Минобрнауки РФ от 11.02.2002, N 393)
3 деление на подгруппы; часы учебного предмета "Технология" в 9 классе переданы в компонент образовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
4 С целью организации непрерывного изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в девятом классе на преподавание предмета рекомендуется использовать 1 час за счет часов регионального компонента
5 деление на подгруппы; часы учебного предмета "Технология" в 9 классе переданы в компонент образовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
6 С целью организации непрерывного изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в девятом классе на преподавание предмета рекомендуется использовать 1 час за счет часов регионального компонента
7 С целью организации непрерывного изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в девятом классе на преподавание предмета рекомендуется использовать 1 час за счет часов регионального компонента
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 сентября 2018 г. N 1116/1 "Об утверждении регионального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.