Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 7 февраля 2018 г. N 923
Лесохозяйственный регламент городских лесов
17 января, 16 сентября 2019 г.
Введение
Лесохозяйственный регламент является основой освоения лесов при выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также и по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов на основе комплексного подхода при организации использования лесов, расположенных в границах городских лесов муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - город Сургут).
Городские леса: охрана и использование. Правовое обеспечение
Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что большая часть населения Российской Федерации проживает в городских населенных пунктах, то в первую очередь, задача по реализации этого конституционного права возлагается на городские леса.
В этой связи городские леса приобретают особую экологическую ценность в качестве рекреационной территории, обеспечивающей отдых населения. В то же время правовое обеспечение их охраны и использования нельзя признать соответствующим их значению.
Среди основных проблем в правовом обеспечении использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов можно отметить следующие.
1. Определение городских лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) упоминается о городских лесах (ст. 7, 8, 23, 102), но при этом определение данного понятия в нем не раскрывается.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) также не содержат определения городских лесов.
Только в ранее действующей Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 31, было установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (п. 21).
В тоже время указанное определение не вносит полной ясности в суть рассматриваемого понятия.
2. Формы собственности на городские леса.
Проблема городских лесов стала актуальной с принятием в 1997 году ЛК РФ. До этого городские леса входили в состав государственного лесного фонда и являлись государственной собственностью.
Действующий ЛК РФ не решает указанной проблемы, так как значительная часть городских лесов расположена на земельных участках, право собственности, на которые не разграничено.
В части 2 статьи 8 ЛК РФ регулируются вопросы, касающиеся форм собственности на лесные участки в составе земель иных категорий.
К таким лесным участкам, как следует из статей 7, 23, 67 ЛК РФ, относятся в том числе земельные участки в составе земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Лесные участки, указанные в статье 8 ЛК РФ, как правило, находятся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со статьями 17 - 19 ЗК РФ они признаются таковыми федеральными законами.
В ЗК РФ федеральная собственность непосредственно устанавливается на земли обороны и безопасности (пункт 4 статьи 87), а также на земли государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95).
При решении вопросов об использовании городских лесов следует иметь в виду, что городские леса, исходя из сопоставления норм действующего законодательства, следует относить к территориям (земельным участкам) общего пользования (статья 85 ЗК РФ, статья 1 ГрК РФ, статья 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), которые не подлежат приватизации и отчуждению и на которые не распространяется действие градостроительного регламента.
Пункт 3 изменен с 29 сентября 2019 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 16 сентября 2019 г. N 6772
3. Использование городских лесов.
Согласно статье 102 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам, а именно к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В целях определения правового режима использования городских лесов следует руководствоваться общими требованиями ЛК РФ, устанавливающими особенности освоения указанной категории защитных лесов (часть 1 статьи 102), ограничения по осуществлению в ней сплошных (часть 1 статьи 105) и выборочных (часть 2 статьи 105) рубок.
В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 статьи 105 ЛК РФ, запрет на осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов (части 5 статьи 102).
В то же время отнесение в ЛК РФ городских лесов к защитным лесам не обеспечивает надлежащий режим их правовой охраны, поскольку ЛК РФ не содержит правовых норм, устанавливающих особенности использования городских лесов, как самостоятельной подкатегории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Лесохозяйственный регламент разработан в соответствии со статьей 87 ЛК РФ. При разработке лесохозяйственного регламента учтены требования, установленные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2017 N 46210).
Лесохозяйственный регламент является сводом требований лесного законодательства Российской Федерации, нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к целевому назначению лесов в соответствии с правовым режимом лесных участков, а также лесорастительными условиями.
Реализация лесохозяйственного регламента осуществляется лицами, использующими леса, а также исполнительными органами местного самоуправления при организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (статья 87 ЛК РФ).
Невыполнение лесохозяйственного регламента является основанием для расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования лесными участками (статьи 24, 51, 61 ЛК РФ).
Выполнение положений лесохозяйственного регламента при организации использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса в интересах здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесами для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, их охрану и защиту;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности освоения лесов на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" определен порядок внесения изменений в лесохозяйственные регламенты.
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:
- изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях, поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований;
- принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений;
- осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления);
- выявления технических ошибок.
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях, поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Минприроды России от 27.02.2017 N 72.
Лесохозяйственный регламент составлен на основе действующих нормативных правовых актов, перечень которых приведен далее по тексту регламента.
Термины и определения приводятся по Стандарту отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", утвержденному приказом Рослесхоза от 03.12.1998 N 203.
Состав лесохозяйственного регламента городских лесов города Сургута:
Лесохозяйственным регламентом в отношении городских лесов, в соответствии со статьей 25 и частью 5 статьи 87 ЛК РФ установлены:
- виды разрешенного использования лесов;
- возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
- ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
- требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Сведения о разработчике.
Разработчик лесохозяйственного регламента - общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Экологическая безопасность".
Юридический адрес: 630559, Российская Федерация, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий поселок Кольцово, улица Технопарковая, 1.
Почтовый адрес: 630559, Российская Федерация, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий поселок Кольцово, улица Технопарковая, 1.
Телефон: 7-913-916-83-09, е-mail: ekobezopas@mail.ru.
Лесохозяйственный регламент разработан в 2017 году на основании Гражданско-правового договора от 24.10.2016 N 37 на выполнение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов и зеленых насаждений. Срок действия лесохозяйственного регламента с 2018 года по 2027 год.
Заказчик работ - муниципальное бюджетное учреждение "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности" города Сургута.
Основания для разработки лесохозяйственного регламента:
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687 "Об утверждении Правил контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах"
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признания утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах".
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р "О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.09.2015 N 400 "Об утверждении Порядка использования районирования семян лесных растений основных древесных пород";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 21.06.2017 N 314 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства"
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 513 "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 511 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 512 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 N 548 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 510 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19.07.2011 N 308 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.01.2012 N 23 "Об утверждении Правил заготовки живицы";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки";
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок";
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2006 N 148-оз "О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
<< Назад |
Раздел I. >> Общие сведения |
|
Содержание Постановление Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 февраля 2018 г. N 923 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.