Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Свердловской области
от 27 июля 2016 г. N 517-ПП
Доклад
"Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" по итогам 2015 года
Введение
Ежегодный доклад "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" (далее - доклад) по итогам 2015 года подготовлен Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 13.05.2013 N 605-РП "Об утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного доклада "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".
В докладе представлен анализ состояния системы отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, который включает в себя анализ эффективности реализации нормативных правовых актов Правительства Свердловской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей; анализ результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и иных органов и организаций, деятельность которых направлена в том числе на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей в Свердловской области, отражены существующие проблемы и перспективы развития.
Доклад подготовлен в целях обеспечения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также организаций и граждан объективной систематизированной аналитической информацией об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области. Доклад не только представляет информацию, востребованную различными категориями населения, но и является средством привлечения внимания общественности, различных социальных групп к проблемам отдыха и оздоровления детей, к участию в управлении системой отдыха и оздоровления детей. Новое качество диалога общества и системы отдыха и оздоровления детей на всех ее уровнях возможно лишь при условии ежегодной подготовки, публикации и распространения информации о состоянии и результатах деятельности системы отдыха и оздоровления детей.
Подготовка доклада осуществлена на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представленных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством социальной политики Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Министерством транспорта и связи Свердловской области, Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), Главным
управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области), Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области, а также администрациями управленческих округов Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Подобный подход к отбору информационных источников обусловлен комплексным характером процессов, происходящих в системе отдыха и оздоровления детей, необходимостью решения ряда вопросов в рамках многостороннего сотрудничества.
В докладе представлены показатели демографического и социально-экономического контекста развития системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области; раскрыт спектр услуг, предоставляемых детям в организациях отдыха и оздоровления; освещены вопросы организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей, обеспечения безопасности детей во время их отдыха и оздоровления, социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сфере отдыха и оздоровления детей; систематизированы сведения о финансировании организаций отдыха и оздоровления детей. В документе дается характеристика финансовых, материально-технических, информационных, кадровых ресурсов системы отдыха и оздоровления детей. При подготовке доклада оценка состояния системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области и результатов ее функционирования осуществляется в контексте муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Основными задачами развития системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области в 2015 году являлись:
1) сохранение количества организаций отдыха и оздоровления детей Свердловской области и недопущение их перепрофилирования;
2) укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры детского отдыха;
3) обеспечение безопасности детей в период проведения детской оздоровительной кампании и при их перевозке до места отдыха и обратно;
4) увеличение количества детей, охваченных летним отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях;
5) активизация работы по развитию студенческих педагогических отрядов с целью привлечения компетентных и инициативных кадров;
6) обеспечение разносторонних досуговых мероприятий для раскрытия потенциала у детей и возможности для самореализации и роста.
Доклад адресован органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, образовательным и общественным
организациям, организациям отдыха и оздоровления детей, населению Свердловской области.
В приложениях к докладу приведен перечень основных нормативных правовых актов, принятых в Свердловской области, по вопросам организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Свердловской области (приложение N 1), отражена информация о достижении целевых показателей, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2012 N 1484-ПП "О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года" (приложение N 2), информация о достижении целевых показателей охвата отдыхом и оздоровлением детей и подростков по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, ежегодно устанавливаемых Правительством Свердловской области (приложения N 3 - 6), данные Министерства социальной политики Свердловской области об отдыхе и оздоровлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (приложения N 7 - 10), а также данные Министерства культуры Свердловской области по культурно-досуговой организации отдыха и оздоровления детей (приложение N 11).
Заключение
Организация отдыха и оздоровления детей в Свердловской области имеет высокую социальную значимость. В целях обеспечения единого государственного подхода к оздоровительной кампании функционирует отлаженный механизм межведомственного взаимодействия. Областная оздоровительная комиссия реализует комплекс мер, включающий в себя совершенствование нормативно-правового пространства, координацию деятельности, осуществление государственного контроля, укрепление и развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.
Детская оздоровительная кампания носит круглогодичный характер. Детская оздоровительная кампания традиционно имеет наибольший процент охвата детей организованным отдыхом. В период летних каникул 2015 года были распространены такие формы отдыха детей и подростков, как дневные и загородные лагеря, малозатратные формы отдыха.
Инфраструктура отдыха и оздоровления детей Свердловской области в 2015 году была представлена 1 197 детскими оздоровительными лагерями. В городском округе Верхняя Пышма открылся загородный лагерь "Надежда". В 2015 году произошло изменение количества детских оздоровительных лагерей. Уменьшение количества загородных лагерей связано с продажей открытым акционерным обществом "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" частному лицу базы отдыха, на территории которой в летний период осуществлял деятельность загородный лагерь "Романтика" (городской округ Ревда). Гостинично-оздоровительный комплекс "Лесная жемчужина" был переведен в реестр санаторно-оздоровительных лагерей.
Отмечается уменьшение количества дневных лагерей по сравнению с 2014 годом. Количество дневных лагерей из года в год не является постоянным и зависит от ряда факторов, в том числе от расположения площадок для проведения единого государственного экзамена, проведения ремонтных работ в общеобразовательных организациях, на базе которых они размещаются.
Уменьшение количества санаторных лагерей связано с исключением из реестра учреждений со сменами "Мать и дитя".
Одной из особенностей детской оздоровительной кампании 2015 года, обусловленной требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", стало увеличение продолжительности санаторных смен с 21 до 24 дней, повлекшее увеличение средней стоимости путевок на 20 процентов и соответственно существенное увеличение расходов (примерно на 80 млн. рублей к уровню 2014 года на санаторное оздоровление в пределах целевых показателей).
Остается актуальной потребность в загородном отдыхе и оздоровлении детей, проживающих на территории Свердловской области. Проведение заявочной кампании на приобретение путевок в 2015 году показывает, что количество желающих оздоровить детей значительно превышает количество мест в детских оздоровительных лагерях. По данным на 01 сентября 2015 года было обеспечено только 65 процентов заявок в загородные лагеря и 74 процента в санаторные лагеря. Процент обеспеченности заявок имеет тенденцию к снижению на фоне роста численности детей.
Общее количество детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления с января 2015 года, составило 389 827 детей. Планируемые целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей Свердловской области были перевыполнены, план реализован на 108 процентов.
Показатели эффективности оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях Свердловской области в 2015 году составили:
выраженный оздоровительный эффект отмечен у 91 процента детей (в 2014 году - 84,6 процента);
слабый оздоровительный эффект - у 7 процентов детей (в 2014 году - 12,8 процента);
отсутствовал оздоровительный эффект у 2 процентов детей (в 2014 году - 2,6 процента).
В 2015 году была проведена модернизация материально-технической базы в 44 муниципальных и 8 областных загородных лагерях.
Санитарно-эпидемиологическая ситуация в 2015 году в детских оздоровительных лагерях не была стабильной. По сравнению с 2014 годом несколько улучшились показатели качества готовой пищи по санитарно-химическим показателям и качеству витаминизации, воды бассейнов по микробиологическим показателям. В то же время отмечено ухудшение качества питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, готовой пищи по микробиологическим показателям, состояния объектов окружающей среды (смывов). Все показатели состояния среды оздоровительных лагерей и качества питания хуже среднероссийских.
В ходе проведения детской оздоровительной кампании 2015 года в местах организованного пребывания несовершеннолетних на территории Свердловской области чрезвычайных происшествий, повлекших гибель детей, не зарегистрировано. Нештатных ситуаций, чрезвычайных происшествий или случаев срывов перевозки детей не зафиксировано.
Основные задачи детской оздоровительной кампании Свердловской области 2015 года выполнены, а именно:
эффективно использованы финансовые средства, предусмотренные на проведение детской оздоровительной кампании;
обеспечено выполнение целевых показателей охвата отдыхом и оздоровлением детей в Свердловской области;
обеспечен межведомственный подход в ходе организации отдыха и оздоровления детей;
обеспечена комплексная безопасность детей в период пребывания в детских оздоровительных лагерях, в том числе во время купания в открытых водоемах и бассейнах;
обеспечено повышение оздоровительного эффекта от пребывания детей в детских оздоровительных лагерях;
сохранена многопрофильность детского отдыха, труда и занятости для разных категорий детей и подростков, в том числе нуждающихся в особой заботе государства;
созданы условия по предупреждению правонарушений среди детей и подростков;
укреплена материально-техническая база детских оздоровительных лагерей;
активизирована работа по развитию студенческих педагогических отрядов с целью привлечения компетентных и инициативных кадров.
В ходе проведения детской оздоровительной кампании Свердловской области в 2015 году было обеспечено проведение разносторонних досуговых мероприятий для раскрытия потенциала у детей и возможности для самореализации и роста. Стоит отметить, что качество работы дневных лагерей регулярно улучшается. Совершенствуются педагогические программы. Это повышает уровень удовлетворенности родителей и детей в организации отдыха в дневных лагерях Свердловской области. Активно развиваются малозатратные формы отдыха, расширяется география поездок, походов и экспедиций. На территории Свердловской области ежегодно реализуются межведомственные проекты и мероприятия.
В 2015 году было обеспечено достижение следующих показателей Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года:
сеть загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия увеличена до 14 (план на 2015 год - 14);
количество автономных учреждений отдыха и оздоровления детей увеличено до 10 (план на 2015 год - 6 учреждений);
доля педагогических работников и вожатых учреждений отдыха и оздоровления детей, прошедших специальную подготовку и повышение квалификации, составила 40 процентов (план на 2015 год - 40 процентов);
доля детей в Свердловской области, охваченных загородным оздоровительным отдыхом, составила 19,1 процента (план на 2015 год - 13,5 процента).
В связи с отсутствием заявок от организаций отдыха и оздоровления детей на присвоение категории (классности) запланированный показатель по увеличению доли организаций, которым присвоена категория (классность), не достигнут (план на 2015 год - 20 процентов).
По итогам проведения детской оздоровительной кампании 2015 года до органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, доведены рекомендации исполнительных органов государственной власти Свердловской области, надзорных органов, а
также Федерации профсоюзов Свердловской области. К таким рекомендациям прежде всего относятся:
планирование целевых показателей охвата детей отдыхом и оздоровлением на уровне не ниже 2015 года;
укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры муниципальных загородных оздоровительных лагерей;
разработка комплекса мер по обеспечению полного охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организованными формами отдыха и оздоровления;
увеличение целевых показателей охвата детей отдыхом и оздоровлением в условиях загородных и санаторных оздоровительных лагерей;
обеспечение безопасных условий нахождения детей в детских оздоровительных лагерях (соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, требований пожарной безопасности, организация охраны);
создание условий для образовательного отдыха: увеличение количества профильных смен, опора на интересы детей при составлении программ детских оздоровительных лагерей; подготовка педагогических и управленческих кадров.
Выполнение данных задач в рамках межведомственного взаимодействия будет способствовать повышению качества организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области.
Федерация профсоюзов Свердловской области предлагает главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при разработке и реализации муниципальных нормативных документов по оздоровлению детей и подростков учесть следующие рекомендации:
1) предусмотреть возможность:
подачи заявок и документов на получение бюджетных путевок как по личным обращениям родителей, так и через представителей профсоюзов и работодателей;
оздоровления в загородных условиях не менее 18 процентов детей школьного возраста;
2) не допускать снижения численности оздоровленных детей в загородных условиях (загородные и санаторные лагеря) по отношению к фактически достигнутым показателям предыдущего года;
3) установить заработную плату педагогическому персоналу детских оздоровительных лагерей на уровне не ниже средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования, предусмотреть повышение оплаты труда руководителям детских оздоровительных лагерей и хозяйственному персоналу.
На период летней оздоровительной кампании 2016 года Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области предлагает:
1) продолжить методическую и консультационную работу по вопросам технологии приготовления блюд и изделий в детских оздоровительных лагерях;
2) при закупе и поставке продуктов питания, продовольственного сырья, составлении договора учитывать сезонность продуктов для соблюдения объемов суточных норм питания и снижения уровня цен на блюда и изделия;
3) расширять ассортимент блюд и изделий, включаемых в меню, приготовленных с использованием современного продовольственного сырья, новых технологий приготовления продукции общественного питания и качественного энергоемкого оборудования;
4) укомплектовывать пищеблоки детских оздоровительных лагерей профессиональными кадрами, привлекая обучающихся профильных образовательных организаций для прохождения практики.
Приоритетными направлениями по организации отдыха и оздоровления детей на 2016 год обозначены:
1) сохранение количества детских оздоровительных лагерей Свердловской области и недопущение их перепрофилирования;
2) обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период;
3) укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры детского отдыха;
4) обеспечение комплексной безопасности детей в период проведения детской оздоровительной кампании и при перевозке их до места отдыха и обратно;
5) увеличение количества детей, охваченных летним отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях;
6) продолжение активизации работы по развитию студенческих педагогических отрядов с целью привлечения компетентных и инициативных кадров;
7) обеспечение разносторонних досуговых мероприятий для раскрытия потенциала у детей и возможности для самореализации и роста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.