В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Свердловской области от 17.05.2013 N 619-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 09.09.2015 N 164 "Об утверждении административного регламента Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области (прилагается).
2. Отделу реализации государственной и инвестиционных программ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Е.А. Васильева) разместить настоящий приказ и руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (http://energy.midural.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области А.Н. Кислицына.
Министр |
Н.Б. Смирнов |
Утверждено
приказом
Министерства энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области
от 08 мая 2018 г. N 201
"Об утверждении руководства
по соблюдению обязательных требований
законодательства об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности
на территории Свердловской области"
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области
Глава 1. Общие положения
Настоящее руководство разработано в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области.
Целью настоящего руководства является оказание юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на территории Свердловской области.
Законодательство в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Свердловской области состоит из Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Глава 2. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) от 17.11.2017 N 408 "Об утверждении перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области".
Глава 3. Описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Обязательные требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области установлены в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - юридические лица):
1) органы государственной власти Свердловской области;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенные правами юридических лиц;
3) организации с участием государства или муниципального образования;
4) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
5) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
6) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
7) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Глава 4. Обязательные требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
3) обязанности юридического лица по учету используемых энергетических ресурсов:
заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, моторное топливо);
вести учет потребляемых энергетических ресурсов:
устанавливать и вводить в эксплуатацию приборы учета энергетических ресурсов (наличие документов),
вести документы о потреблении топливно-энергетических ресурсов, о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетных периодах;
4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования;
6) требований к проведению энергетического обследования и его результатам.
Юридическое лицо должно разработать энергетический паспорт с приложениями. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ предусматривает возможность выбора - проведение обязательного энергетического обследования сроком один раз в пять лет либо ежегодное представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - энергетическая декларация) в Министерство в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 401 "Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
В составе государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС "Энергоэффективность") разработан и введен в эксплуатацию модуль "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Информация в форме электронного документа размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gisee.ru). Для подписания энергетической декларации требуется усиленная цифровая подпись руководителя организации либо ответственного лица за энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации. Энергетическая декларация заполняется ежегодно после окончания календарного года до 1 апреля каждого отчетного периода, ответственным лицом за энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации, отдельно по каждому зданию, строению и сооружению;
7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) требований к региональным, муниципальным программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программа);
10) требований к программам организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Юридическое лицо обязано утвердить и реализовать программу, содержащую:
целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этой программы, и их значения;
мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Юридическое лицо обязано сформировать отчетность с начала действия программы. В дальнейшем отчетность формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом.
Отчетность должна состоять из отчета о достижении значений целевых показателей программы по форме согласно приложению N 4 к Требованиям к форме программы организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации" (далее - Требования), отчета о реализации мероприятий программы по форме согласно приложению N 5 к Требованиям;
11) основ функционирования ГИС "Энергоэффективность";
12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Юридическое лицо обязано издавать приказы, распоряжения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
Юридическое лицо обязано назначить приказом лицо, ответственное за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, разработать должностную инструкцию на лицо, ответственное за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, направить специалиста, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на обучение в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
Глава 5. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Отсутствие программы, не разработанные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности влекут нарушение статей 14, 22 и 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, статей 5 и 7 Закона Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", раздела 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.08.2010 N 100-ПК "Об утверждении Требований к программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Свердловской области".
Отсутствие отчетности о достижении значений целевых показателей программы по форме согласно приложению N 4 к Требованиям и отчета о реализации мероприятий программы по форме согласно приложению N 5 к Требованиям, в том числе нарушение сроков направления отчетов в Министерство о реализации программ, несоответствие направляемых отчетов формам приложений N 4 и N 5 к Требованиям, влечет нарушение пунктов 1 и 2 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации".
Отсутствие документов о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетный период влечет нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р.
Отсутствие приборов учета энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии, неосуществление учета тепловой энергии и водоснабжения по приборам учета влечет нарушение статьи 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р.
Отсутствие лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в штате квалифицированных специалистов, ответственных за энергосбережение, имеющих соответствующий квалификационный сертификат, влечет нарушение пунктов 2 и 3 Указа Губернатора Свердловской области от 09.02.1999 N 53 "О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области".
Отсутствие договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, моторное топливо) влечет нарушение статьи 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, подпункта 1 пункта 5 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования".
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут:
1) дисциплинарную ответственность (за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей). Работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение) по следующим основаниям:
отсутствие отчетности о достижении значений целевых показателей программы и отчета о реализации мероприятий программы;
отсутствие документов о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетный период;
отсутствие документов о назначении лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
отсутствие документов, подтверждающие прохождение обучения специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) гражданскую ответственность (убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего Федеральному закону от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, расположенным на территории Свердловской области);
3) административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по следующим основаниям:
отсутствие программы и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей;
отсутствие действующего энергетического паспорта с приложениями (несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Министерство) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей;
отсутствие документов об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии, учет тепловой энергии и водоснабжения по приборам учета не осуществляется (несоблюдение требований оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей);
несоблюдение сроков и порядка сдачи энергетических деклараций влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные статьей 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 8 мая 2018 г. N 201 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (http://energy.midural.ru)