В целях реализации государственной культурной политики и развития библиотечного дела в Новосибирской области, приказываю:
1. Утвердить Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Новосибирской области (далее - Модельный стандарт).
2. Отделу культурно-досуговой деятельности и народного творчества управления государственной культурной политики министерства культуры Новосибирской области (И.В. Кузаева):
2.1. Руководствоваться основными положениями Модельного стандарта при определении стратегии развития муниципальных библиотек и нормативов их ресурсного обеспечения.
2.2. Довести текст Модельного стандарта до органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
2.3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на основе Модельного стандарта разработать и принять соответствующий правовой акт.
3. Государственному автономному учреждению культуры Новосибирской области "Новосибирская государственная областная научная библиотека" (С.А. Тарасова) (далее - Учреждение):
3.1. Довести текст Модельного стандарта до муниципальных библиотек Новосибирской области.
3.2. Разработать план мероприятий по внедрению Модельного стандарта в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.
3.3. Подготовить методические рекомендации по внедрению Модельного стандарта в муниципальных библиотеках Новосибирской области.
3.4. Провести изучение Модельного стандарта в рамках системы повышения квалификации библиотечных работников.
3.5. Осуществлять ежегодный мониторинг выполнения основных положений Модельного стандарта.
4. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя министра культуры Новосибирской области Ю.В. Зимнякова.
Министр |
И.Н. Решетников |
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Новосибирской области
(утв. приказом Министерства культуры Новосибирской области от 19 декабря 2018 г. N 493)
Введение
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Новосибирской области (далее - Модельный стандарт) разработан профессиональным библиотечным сообществом в контексте изменившихся условий и новых целей библиотечной деятельности. Актуальность его разработки обусловлена необходимостью сохранения и дальнейшего развития региональной сети общедоступных библиотек, т.к. библиотеки являются единственными доступными населению бесплатными информационно-просветительскими и культурными центрами.
Данный Модельный стандарт служит достижению следующих целей:
- содействию в реализации государственной и региональной культурной политики;
- успешной организации библиотечной деятельности в современных экономических, политических, социокультурных и организационно-правовых условиях;
- обеспечению доступности библиотек, гарантирующих гражданам предоставление равных возможностей на доступ к информации и получение библиотечных услуг;
- повышению роли библиотек города Новосибирска и Новосибирской области как ключевого социального института в реализации общественной миссии культуры;
- рациональному использованию и распределению библиотечных ресурсов для более качественного удовлетворения потребностей населения в информации, знаниях, культурных благах и ценностях.
Модельный стандарт рассматривает общедоступную библиотеку в качестве многофункционального учреждения, выполняющего информационные, просветительские, культурно-досуговые, мемориальные функции.
Стандарт содержит общие требования к целям, содержанию и условиям организации библиотечно-информационного обслуживания населения Новосибирской области, основные направления и виды библиотечной деятельности, требования к ресурсному обеспечению, включает минимальные нормы и нормативы деятельности общедоступной библиотеки.
Модельный стандарт разработан для общедоступных библиотек Новосибирской области, а также для руководителей органов власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся библиотеки. Документ является основой для принятия эффективных управленческих решений со стороны учредителей с целью финансового и организационного обеспечения библиотек. Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения модельного уровня ресурсного обеспечения библиотек.
Данный стандарт учитывает специфику региональной библиотечной сети, где доля библиотек, расположенных в сельской местности, составляет 82,6% от общего числа библиотек. При этом значительная часть библиотек находится в малочисленных населенных пунктах, удаленных от административного центра поселения.
Документ разработан на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти (МК РФ, 2014 г.), Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки, Новая редакция (РБА, 2008 г.) и Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры. (Распоряжение МК РФ от 02.08.2017 г. N Р-965), а также некоторых региональных стандартов деятельности библиотек 1.
1. Термины и определения
Библиотека 2 - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.
Библиотечная сеть - библиотечная система, объединенная общностью задач, организационных решений и рядом единых признаков (принадлежность к определенной территории, отрасли, учредителю, учреждению и т.д.).
Библиотечная система - совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определенных договорных условиях в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов.
Библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.
Библиотечное обслуживание - совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Качество услуги 3 - степень полноты, оперативности, точности и удобства предоставления услуги пользователю.
Модельный стандарт - документ, носящий рекомендательный характер, определяющий основные положения, цели, виды, принципы, минимальные необходимые параметры, обеспечивающие эффективное выполнение какой-либо общественно-значимой деятельности.
Примечание: Может использоваться для определения дальнейшего развития отрасли, территории, учреждения.
Национальная электронная библиотека (НЭБ) 4 - публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.
Общедоступная библиотека 5 - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.
Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) - разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом.
Сетевая единица - организация культуры независимо от формы собственности, оказывающая услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
Услуга в библиотеке 6 - результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.
Центральная библиотека 7 - головное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами и обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое информационное обслуживание на основе единого справочно-библиографического аппарата.
2. Основные функции общедоступной библиотеки
2.1. В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
2.2. Деятельность общедоступных библиотек базируется на признании гарантированного Конституцией РФ права каждого гражданина на свободный равный доступ к информации, на соблюдении норм федерального и регионального законодательства.
2.3. Формирование в регионе единого информационно-коммуникационного и культурного пространства, сохранение и развитие единой сети общедоступных библиотек, повышение качества предоставляемых библиотеками услуг являются приоритетными направлениями культурной политики Новосибирской области.
2.4. Общедоступная библиотека поддерживает информационную и культурную среду жизнедеятельности местных сообществ, содействует интересам органов местной власти и местного самоуправления, сохраняет местные традиции, содействует сохранению памяти и изучению истории малой родины, создает краеведческие ресурсы и мемориальные коллекции историко-культурного наследия.
2.5. Общедоступная библиотека как важнейший гарант реализации прав граждан на свободный доступ к информации, знаниям и культуре выполняет функции:
2.5.1. информационного центра, предоставляющего услуги на основе использования библиотечных фондов и современных информационно-коммуникационных технологий;
2.5.2. культурно-просветительного центра, способствующего формированию гражданской ответственности и патриотизма, воспитанию нравственной, образованной и творчески мыслящей личности;
2.5.3. площадки для получения новых знаний, обучения, самообразования и самореализации человека;
2.5.4. коммуникационной площадки местного сообщества и центра социальных инициатив, площадки для получения социально значимой информации и услуг;
2.5.5. интеллектуально-досугового центра, места общения и проведения свободного досуга, повышающего уровень культуры и вовлеченности граждан в культурную и общественную жизнь региона.
2.6. Библиотечные услуги предоставляются всем гражданам вне зависимости от места проживания, пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.
2.7. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, а также путем предоставления доступа к электронным ресурсам, в том числе к федеральной государственной информационной системе - Национальная электронная библиотека (НЭБ).
2.8. Гарантированное библиотечно-информационное обслуживание населения определяется: территориальной доступностью библиотек, а также доступностью библиотечно-информационных ресурсов, в том числе: объем документного фонда; объем новых поступлений; средства технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации; размеры площадей помещений библиотек; штатная численность персонала.
2.9. Общедоступным библиотекам необходимо оказывать поддержку со стороны государственной и региональной власти в области информатизации, технологического развития, внедрения информационных систем в работу с пользователями/населением.
2.10. Органы региональной власти и местного самоуправления не имеют права принимать решения и осуществлять действия, которые могут повлечь ухудшение материально-технического обеспечения общедоступных библиотек, не имеют права переводить их в помещения, не соответствующие требованиям организации информационно-библиотечного обслуживания, хранения библиотечных фондов и охраны труда. Решения указанных органов, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.
2.11. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга). Федеральным законом от 03.07.2016 N 342-ФЗ "О библиотечном деле" регламентируется право пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. Для информационной безопасности детей Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.
2.12. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. Консолидация и координация деятельности профессиональной общественности в Новосибирской области осуществляется в рамках деятельности областной общественной организации "Новосибирское библиотечное общество".
3. Организация библиотечного обслуживания
3.1. Сеть общедоступных библиотек
3.1.1. Общедоступные библиотеки в соответствии с порядком учреждения и формами собственности подразделяются на:
- государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти;
- муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления.
3.1.2. На территориях муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, городское поселение, сельское поселение) действуют общедоступные библиотеки, которые независимо от организационно-правового статуса являются составной частью единой библиотечной сети Новосибирской области.
3.1.3. Общедоступные библиотеки по административно-территориальному делению подразделяются на: областные библиотеки, районные библиотеки, библиотеки городского поселения, библиотеки административного района города, библиотеки сельского поселения, библиотеки сельского населенного пункта.
3.1.4. Организация библиотечного обслуживания населения в условиях действия N 131-ФЗ Федерального закона о местном самоуправлении предусматривает два уровня общедоступных библиотек:
- Межпоселенческая библиотека - учреждение, имеющее статус юридического лица, учрежденное органом местного самоуправления муниципального района, финансируемое из бюджета муниципального района и выступающее в качестве центральной районной библиотеки, осуществляющей библиотечное обслуживание населения и выполняющей функции центрального библиотечного фонда, централизованного комплектования, центра книгообмена и межбиблиотечного абонемента, ведущего методическую работу в помощь другим библиотекам поселений. Межпоселенческая библиотека может быть самостоятельной либо стоять во главе ЦБС муниципального района.
- Поселенческая библиотека - библиотека или объединение библиотек, объединенных в структурно-целостное образование, организованное органами местного самоуправления для обслуживания населения поселения (городские, сельские), осуществляющее просветительскую, информационную и краеведческую деятельность на территории поселения;
3.1.5. По функциям сеть муниципальных библиотек Новосибирской области может быть представлена следующими типами библиотек:
- Межпоселенческая (центральная) библиотека - общедоступная библиотека, выполняющая функции головного подразделения объединения библиотек на своей территории, которая формирует, хранит, предоставляет пользователям наиболее полное универсальное собрание документов; организует взаимодействие библиотек и взаимоиспользование библиотечных ресурсов; обеспечивает ведение сводного электронного каталога; осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности библиотек, повышение квалификации библиотечных работников;
- Центральная (районная, городская) детская библиотека - организационно-методический центр по библиотечно-информационной работе с детьми на территории муниципального образования, обслуживает детское население до 14 лет и руководителей детского чтения;
- Детские библиотеки - это специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы 8
- 3.1.6. Библиотеки по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными (и получать статус юридического лица) или являться структурными подразделениями централизованной библиотечной системы, межпоселенческой (центральной) библиотеки.
3.1.7. Принцип централизации гарантирует библиотекам единую стратегию развития, взаимодействие и взаимопомощь, рациональное использование материально-технических и финансовых средств. Библиотеки, объединенные в централизованные библиотечные системы (ЦБС) функционируют на основе единого руководства и управления, организационно-методологического единства, общего распределенного фонда, бюджета, штата.
3.1.8. Централизованная библиотечная система имеет статус юридического лица, что позволяет ей осуществлять имущественные и личные неимущественные права, иметь в оперативном управлении имущество: фонды, технику, мебель, оборудование, здания.
3.1.9. В централизованной библиотечной системе как единой структуре каждая отдельно взятая общедоступная библиотека получает дополнительные преимущества за счет координации сил и средств, направленных на эффективное решение наиболее общих библиотечных задач, к их числу относятся:
- формирование, организация и использование информационно-библиотечных фондов (централизованная закупка, учет и обработка новых изданий, проверка, списание, передача, МБА, ЭДД);
- создание и ведение сводных электронных каталогов, формирование электронных ресурсов и баз данных;
- приобретение (поддержка и обслуживание) современной техники и оборудования, компьютерного парка и сетей;
- информационное, методическое и техническое сопровождение библиотечной деятельности;
- налаживание связей с общественностью;
- эксплуатация зданий и помещений, инженерия, улучшение материально-технической базы и хозяйственного снабжения библиотек;
- бухгалтерский и кадровый учет.
3.1.10. Головным подразделением централизованной библиотечной системы является центральная библиотека, которая выполняет следующие основные функции:
- осуществляет планирование, отчетность, мониторинг состояния и анализ эффективности деятельности библиотек;
- координирует разработку целевых программ и инновационных проектов, предполагающих внедрение новых форматов в организацию библиотечной деятельности с учетом современных тенденций;
- решает вопросы правового обеспечения деятельности библиотек;
- формирует единую систему методической поддержки деятельности библиотек, систему повышения профессионального уровня и квалификации специалистов.
3.1.11. Общедоступная библиотека может быть создана, реорганизована, ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Решение о создании, реорганизации и ликвидации общедоступной библиотеки принимается учредителем в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципального образования.
3.1.12. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общедоступной библиотеки, а также ее структурного подразделения, расположенных в сельском поселении, может быть принято только с учетом мнения жителей данного поселения, выявленного в результате опроса. В состав ликвидационной комиссии должны быть обязательно включены представители местной общественности.
Общедоступная библиотека, существующая на селе в форме структурного подразделения (отдела) другого учреждения культуры (КДУ, КДЦ, СКО, СКЦ и др.), может быть реорганизована или ликвидирована также с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
3.2. Обеспечение доступности библиотек
3.2.1. Обеспечение доступности учреждений культуры является базовой основой государственной и региональной культурной политики. Право на участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений культуры гарантировано каждому гражданину Конституцией РФ. Исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики" , утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 и обращения Президента РФ к Федеральному собранию от 01.03.2018 г. необходимо обеспечить: территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; развитие инфраструктуры культурной деятельности; создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях.
Для создания условий доступности информации и культурных ценностей, обеспечения прав граждан Новосибирской области на библиотечно-информационное обслуживание необходимо соблюдение оптимального расположения общедоступных библиотек на территории муниципальных образований.
3.2.2. Нормативная потребность на размещение библиотек определена в федеральном документе Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры. (Распоряжение МК РФ от 02.08.2017 г. N Р-965) 9.
Рекомендованные социальные нормативы и нормы являются минимальным перечнем организаций культуры, обязательных для каждого субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Региональные нормативы по оптимальному размещению библиотек на территории Новосибирской области разработаны с учетом существующей обеспеченности библиотеками и специфики территории - численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортная инфраструктура и социально-экономические особенности региона.
3.2.3. Нормы размещения государственных библиотек.
В Новосибирской области создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов (в том числе на основе обязательного экземпляра документов): универсальная библиотека, юношеская библиотека, детская библиотека, библиотека для слепых и слабовидящих.
3.2.4. Нормы размещения библиотек в городских округах
В городском округе независимо от количества населения создается межпоселенческая (центральная) библиотека, осуществляющая функции координационного и методического центра по обеспечению библиотечного обслуживания населения района. В городских округах с населением более 20 тыс. жителей - 1 общедоступная библиотека на 20 тыс. человек и 1 детская библиотека на 5 тыс. детей. Для городского округа менее 20 тыс. жителей к расчету принимается 1 общедоступная библиотека на 10 тыс. человек.
Для входящих в городской округ сельских населенных пунктов к расчету принимается 1 библиотека на 300 жителей.
3.2.5. Нормы размещения библиотек в муниципальных районах
В муниципальных районах создаются 1 межпоселенческая (центральная) общедоступная библиотека, 1 межпоселенческая (центральная) детская библиотека.
3.2.6. Нормы размещения библиотек в городских поселениях.
В городском поселении с численностью более 10 тыс. жителей создается 1 общедоступная библиотека на 10 тыс. человек,1 детская библиотека на 3 тыс. детей, в городском поселении с населением менее 10 тыс. жителей к расчету принимается 1 общедоступная библиотека на 5 тыс. человек. В городских поселениях с населением менее 5 тыс. жителей создается библиотека на 1-3 тыс. человек.
3.2.7. Если у населения городского округа, городского поселения есть объективная потребность в создании юношеской библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных организаций), то учредитель имеет право создать такую библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную библиотеку.
3.2.8. Нормы размещения общедоступных библиотек в сельских поселениях.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения независимо от количества населения 1 общедоступную библиотеку. Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения. Для обслуживания жителей сельских поселений создается 1 филиал (обособленное структурное подразделение) общедоступной библиотеки на 300 жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.
3.2.9. Нормы количества точек доступа (подключения) к полнотекстовым информационным ресурсам в формате виртуального читального зала
Точка доступа - это характеристика (условие) доступности библиотечных услуг, которая обеспечивается с помощью информационно-коммуникационных технологий. На всех административно-территориальных уровнях точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам должна быть частью сетевых библиотечных единиц независимо от количества жителей в каждой сетевой единице.
Для организации точки доступа должно быть оборудовано автоматизированное рабочее место с выходом в Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право использования ресурсов библиотека заключает договоры (соглашения) с их собственниками. Бесплатный доступ библиотека имеет к информационным ресурсам НЭБ, объединяющим фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
3.2.10. Доступность информационно-библиотечного обслуживания, безбарьерный и беспрепятственный доступ в здания библиотек для людей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается федеральным законодательством: "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, а так же Модельным стандартом деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (утвержден РБА, 2010). Люди с различными видами физических, ментальных ограничений, в том числе слепые и слабовидящие, имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в доступных форматах на различных носителях информации как в специальных государственных библиотеках, так и во всех общедоступных библиотеках. Основные требования к библиотекам, обслуживающим данную категорию пользователей, заключаются в безопасном и комфортном доступе к библиотечному и информационному пространству, с учетом имеющихся форм инвалидности.
3.2.11. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) для обеспечения доступности библиотеки устанавливается с учетом потребностей жителей и интенсивности ее посещения, при этом 30% времени работы библиотек (кроме детских) должны приходиться на нерабочие часы либо выходные дни основной части населения. Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы не реже 1 раза в две недели.
3.3. Направления и виды деятельности
3.3.1. Общедоступные библиотеки представляют собой важную часть регионального информационного и культурного ресурса. Перспективные и текущие планы, программы и проекты, разрабатываемые и реализуемые общедоступными библиотеками, охватывают различные направления информационно-библиотечной деятельности по обслуживанию жителей территории, учитывающие потребности и ожидания реальных и потенциальных пользователей.
3.3.2. В современных условия общедоступные библиотеки развивают следующие направления деятельности:
Библиотека как информационный центр - предоставляет пользователям широкий спектр информационных и справочных услуг, обеспечивающих бесплатный доступ ко всем видам информации и информационных ресурсов, а также к собственным электронным ресурсам (сайты, порталы, коллекции оцифрованных документов).
Библиотека как хранитель традиционного культурного наследия - формирует, хранит, предоставляет в общественное пользование документные фонды и электронные ресурсы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и культурно-исторической тематики.
Библиотека как культурно-просветительский центр - осуществляет функции открытой коммуникационной площадки интеллектуального, духовного и творческого развития, организации культурного досуга пользователей, их социализации, играет роль "третьего места" для деловых встреч и общения.
3.3.3. Основные виды деятельности общедоступной библиотеки:
Библиотечно-информационное обслуживание - деятельность библиотеки по предоставлению пользователям документов, библиографической, ориентирующей, фактографической и другой информации в соответствии с их запросами и потребностями, а также оказанию других библиотечно-информационных услуг.
Культурно-просветительская деятельность - организация и проведение социально значимых, культурных, образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня культуры и образования пользователей библиотеки.
3.3.4. Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности.
Библиотечно-информационное обслуживание:
- площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи документов), в случае наличия помещений возможно обеспечение приобретения книжных изданий путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам;
- площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, государственные информационные системы);
- площадка (место) сохранения культурного наследия;
- канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).
Культурно-просветительская деятельность:
- площадка для обсуждения информации (место общения, просвещения, организации интеллектуального и культурного досуга и др.);
- площадка для получения и расширения знаний, творческой работы, образования и самообразования (курсы, тренинги, семинары, лекции);
- площадка для проведения социокультурных и просветительских мероприятий (акции, конкурсы, фестивали, праздники, встречи с писателями и др.);
- площадка (место) и канал получения государственных и других социально значимых услуг, информации по получению государственных и иных услуг, социально значимой и правовой информации (центры и пункты правой информации, ресурсные центры и др.).
3.3.5. Для развития общедоступной библиотеки необходимо создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:
получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом), межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки, доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других форм библиотечно-информационного обслуживания;
устойчивого/постоянного доступа к мировым электронным ресурсам, в том числе к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ;
получения необходимой консультационной помощи посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной деятельности, для осуществления которых в структуре библиотеки могут быть созданы соответствующие подразделения или предоставлено место (помещение) по согласованию с заинтересованными организациями для предоставления консультативных или иных социально-значимых услуг: Публичные центры правовой и иной социально-значимой информации (ПЦПИ), приглашение специалистов - юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти, избирательных комиссий, военкоматов и пр.;
пользования государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного правительства, другим социальным сервисам через терминалы, расположенные в помещениях библиотек;
получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через онлайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий - лекций, семинаров, научных дискуссий, организации курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с образовательными и другими учреждениями и организациями.
3.3.6. Основные формы библиотечного обслуживания:
стационарная форма обслуживания - деятельность библиотеки, которая обеспечивает предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг в помещении библиотеки, а также посредством МБА;
дистанционное обслуживание пользователей - деятельность библиотеки, которая осуществляется посредством современных информационно-коммуникационных технологий и не предполагает присутствие пользователей в библиотеке или ее внестационарном подразделении. Включает электронную доставку документов, виртуальную справку, заказ документов из фондов, обслуживание через социальные сети, блоги.;
внестационарная форма обслуживания - оказание услуг через пункты выдачи, межбиблиотечный абонемент (МБА), электронную доставку документов (ЭДД), сервисная доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы;
комплексы информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) и мобильные средства - предоставление услуг на основе использования транспортных средств, оснащенных современным оборудованием и программно-техническими средствами, обеспечивающими доступ к любым видам информации жителям малочисленных и удаленных от административных центров территорий от административных центров территорий.
3.4. Услуги и работы: основные показатели и критерии качества
Перечень услуг библиотеки, условия их предоставления (на платной или бесплатной основе) устанавливаются в соответствии с организационными, распорядительными и регламентирующими документами(или локальными нормативными актами организации, структурным подразделением которой является библиотека).
3.4.1. Основные услуги, оказываемые общедоступной библиотекой:
Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - документов, выданных библиотекой, в т. ч., удаленным пользователям библиотеки; - выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки; - выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки. |
Критерии качества: |
Динамика количества: - удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов; - пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки, от общего числа зарегистрированных пользователей (от общего числа опрошенных пользователей) Соответствие времени ожидания выполнения: - заявки/запроса при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке; - заданным параметрам/контрольным значениям ожидания выполнения заявки/запроса в данной библиотеке; - заявки/запроса на получение документов или их копий по межбиблиотечному обмену из других библиотек согласно утвержденному библиотекой регламенту выполнения работ. |
Создание централизованного доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - пользователей, имеющих доступ к единому электронному библиотечному ресурсу; - автоматизированных точек доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации. |
Критерии качества: |
Динамика количества - зарегистрированных пользователей; - обращений к единому электронному библиотечному ресурсу удаленных пользователей. Доля: - удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов. |
Предоставление библиотечных электронных ресурсов (в том числе путем доступа к Национальной электронной библиотеке): показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - выданных электронных документов; - электронных документов, выданных из фонда удаленным пользователям библиотеки (в виртуальном режиме); - выданных в виртуальном режиме справок и предоставленных консультаций пользователям библиотеки. |
Критерии качества: |
Динамика количества: - зарегистрированных пользователей; - обращений в библиотеку удаленных пользователей. Доля: - удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов. |
3.4.2. Перечень основных работ общедоступной библиотеки включает:
Формирование и учет фондов библиотеки: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Объем: - поступлений документов (электронных и на материальных носителях); - фонда; - копий документов на всех видах носителей |
Критерии качества: |
Динамика изменения - объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим периодом (годом); - оцифрованных документов по сравнению с предыдущим периодом (годом). Динамика изменения количества или выполнение плановых показателей: - оцифрованных (в т. ч. полнотекстовых) документов по сравнению с предыдущим периодом (годом). |
Библиографическая обработка документов и организация каталогов: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - внесенных в электронный каталог (ЭК) библиографических записей; - отредактированных библиографических записей в ЭК; - библиографических записей, переданных и/или заимствованных из сводных каталогов; - отредактированных библиографических записей в каталогах. |
Критерии качества: |
Динамика изменения - объема электронного каталога по сравнению с предыдущим периодом (годом); - объема документов из фондов библиотеки, библиографические описания которых отражены в электронном каталоге; - количества отредактированных библиографических записей в карточных и электронных каталогах. |
Обеспечение физического сохранения и безопасности фонда библиотеки: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - отреставрированных документов; - изготовленных микрокопий документов-оригиналов; - отобранных документов, нуждающихся в стабилизации. |
Критерии качества: |
Динамика: - количества документов, прошедших стабилизацию; - количества документов, прошедших реставрацию. Доля: - документов, прошедших реставрацию, от общего числа документов, нуждающихся в реставрации; - микроформ, прошедших периодический контроль; - утраченных документов на материальных носителях от общего числа в связи с несоблюдением правил хранения. |
Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа: показатели и критерии качества (для библиотек, выполняющих функции методических центров)
Основные показатели: |
Количество: - выполненных научно-методических работ, прикладных исследований, проведенных мониторингов, опросов и др.; - разработанных образовательных программ, в т. ч. программ по повышению квалификации, дистанционных курсов по переподготовке кадров для организаций отрасли культуры; - проведенных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и др.; - проведенных методических консультаций, методических выездов; - издание методических пособий и др. |
Критерии качества: |
- Внедрение в практику результатов проведенных исследований; - количество проведенных консультаций, методических выездов; - количество наименований методических изданий (тираж) |
Организация и проведение культурно-просветительских мероприятий: показатели и критерии качества
Основные показатели: |
Количество: - публичных лекций, презентаций, выставок, мастер-классов, творческих встреч и др.; - фестивалей, конкурсов, олимпиад и др.; - конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и др.; - участников в каждом мероприятии. |
Критерии качества: |
Динамика участия.
- с общеобразовательными организациями; - с детскими школами искусств; - с образовательными организациями профессионального образования, вузами; - с учреждениями культуры. Доля: - привлеченных детей и молодежи к участию в просветительских и творческих мероприятиях; - проведенных мероприятий на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, детских школ искусств в общем количестве мероприятий. |
3.4.3. Общедоступные библиотеки оказывают платные услуги в соответствии с потребностями пользователей за счет личных средств граждан, средств организаций и иных источников, предусмотренных действующим законодательством. Конкретный перечень платных услуг определяется Уставом библиотек. Цены (тарифы) на платные услуги библиотеки устанавливают самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
4. Ресурсы общедоступной библиотеки
4.1. Библиотечный фонд
4.1.1. Библиотечный (документный) фонд - совокупность документов в различных форматах и на различных носителях (печатные издания, аудиовизуальные и электронные документы), организационно и функционально связанных между собой, подлежащие учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения. Фонд каждой общедоступной библиотеки является частью библиотечно-информационного ресурса Новосибирской области и национального библиотечно-информационного ресурса Российской Федерации.
4.1.2. Основными характеристиками фонда общедоступных библиотек являются: соответствие потребностям и спросу у населения, объем, постоянная обновляемость.
4.1.3. Наполнение фонда документами и постоянное обновление осуществляется с помощью процесса комплектования, который включает изучение читательского спроса, отбор, заказ и приобретение документов, их систематизацию и каталогизацию, индивидуальный и суммарный учет, техническую обработку и распределение по отделам (библиотекам - структурным подразделениям), ведение финансового учета, отчетности и документации.
4.1.4. Предлагается 3 варианта расчета необходимого объема ежегодных новых поступлений:
с учетом численности населения, обслуживаемой библиотекой территории (на основе нормативов, рекомендованных ЮНЕСКО/ИФЛА)
Население |
Число книг, приобретаемых на 1000 человек населения в год |
Менее 25000 |
250 |
От 25000 до 50000 |
225 |
Более 50000 |
200 |
с учетом книговыдачи из фондов библиотеки (по нормативам, разработанным Российской национальной библиотекой): оптимальные размеры текущего комплектования на планируемый год рассчитываются как 3,8% к прогнозируемым размерам книговыдачи (например, при книговыдаче, равной 10 тыс. экз., оптимальный размер комплектования составляет 10000 х 3,8 / 100 = 380 экз.).
с учетом объема библиотечного фонда: ежегодное обновление фонда библиотеки должно осуществляться в объеме не менее 5% от общего объема фонда.
4.1.5. Объем фонда общедоступной библиотеки рассчитывается исходя из средней книгообеспеченности на одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5-7 книг (и других документов на различных носителях); в сельских поселениях с числом 500-1000 жителей 7-9 книг на 1 жителя. Средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от реальных потребностей жителей, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам.
Межпоселенческая (центральная) библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда для обслуживания жителей всей территории (района, городского округа, городского поселения) - дополнительно из расчета 1-2 тома на жителя муниципального образования.
4.1.6. Для обеспечения востребованности фонда общедоступной библиотеки в составе должно содержаться до 10%наименований новых изданий на различных носителях информации последних 2 лет и до 40% - изданий последних 5 лет.
4.1.7. В работе с библиотечным фондом важным направлением является правильная организация открытого доступа, обеспечивающая пользователям возможность самостоятельного поиска и выбора документов. Основной целью организации открытого доступа к фонду является повышение качества обслуживания населения. В открытом доступе рекомендуется выставлять от 60 до 90% изданий от общего фонда.
4.1.8. Базовая обеспеченность периодическими изданиями межпоселенческой (центральной) библиотеки должна составлять не менее 150 названий изданий на библиотеку; самостоятельной библиотеки - не менее 100 названий; библиотеки-филиала (структурного подразделения) - не менее 50 названий.
Общедоступная библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 1 литературно-художественного журнала, не менее 5 названий детских периодических изданий.
С целью создания системы непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов общедоступная библиотека должна получать не менее 4 наименований изданий региональных и федеральных профессиональных журналов и газет.
4.1.9. При отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки в фонде общедоступной библиотеки должно быть не менее 30% фонда - литературы и документов на различных носителях для детей в возрасте до 14 лет, и не менее 10% фонда - справочных и энциклопедических изданий для детей.
4.1.10. Для обслуживания слабовидящих и незрячих читателей фонд общедоступной библиотеки может содержать следующие виды изданий: издания в рельефно-точечном шрифте; плоскопечатные издания в укрупненном шрифте; электронные и другие издания, отвечающие потребностям пользователей библиотеки с ограниченными возможностями здоровья.
4.1.11. Общедоступная библиотека в обязательном порядке осуществляет исключение документов из библиотечного фонда по следующим причинам: ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность, утрата. На основании "Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда" (Приказ Министерства культуры РФ N 1077) по согласованию с учредителем создается нормативный документ для регламентирования выбытия документов. Количество выбывающих за год документов не должно превышать количества вновь поступающих документов в библиотечный фонд. Норматив списания книг, утраченных по неустановленным причинам, может быть в пределах 0,08% до 0,2% от текущей ежегодной книговыдачи.
4.1.12. Не подлежат списанию документы, имеющие непреходящее историческое значение для данной местности, они постоянно хранятся в фондах общедоступных библиотек в одном экземпляре, и должны иметь копию в электронной форме. Редкие и ценные издания (книжные памятники) местного, регионального, федерального значения хранятся в библиотеке вечно.
4.1.13. Общедоступные библиотеки должны иметь возможность обеспечивать сохранность фонда и физическое состояние документов, в соответствии с установленными санитарными правилами и нормами размещения, освещения, температурно-влажностного режима, пожарной и охранной безопасности.
4.2. Электронные цифровые ресурсы
4.2.1. Общедоступная библиотека формирует электронные цифровые (онлайновые, сетевые) ресурсы, в структуру которых входят:
- собственные, генерируемые библиотекой электронные ресурсы, в том числе электронный каталог, электронные коллекции, электронные библиотеки.
- приобретенные электронные ресурсы, в том числе электронно-библиотечные системы (ЭБС).
- электронные ресурсы, созданные через участие в корпоративных проектах (региональных, межрегиональных, федеральных);
- ресурсы в свободном сетевом доступе (Интернет-ресурсы), в т.ч. удаленный доступ к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации (единый электронный каталог Российской государственной библиотеки), единому национальному электронному ресурсу (НЭБ), ресурсам Президентской библиотеки.
4.2.2. В обязательном порядке общедоступная библиотека формирует электронные краеведческие ресурсы, тематические краеведческие базы данных, в которых отражаются направления развития территории и местного сообщества, его историческая память.
4.2.3. Общедоступная библиотека должна иметь свое представительство в сети "Интернет" :
- создать и вести собственный сайт или информационную страницу, учитывая требования доступности для инвалидов по зрению;
- обеспечивать доступ к сайтам государственных и муниципальных услуг, другим социальным сервисам;
- развивать онлайн услуги (виртуальная справочная служба, обратная связь, личный кабинет, продление книг и др.);
- обеспечивать активное присутствие библиотеки в социальных сетях (FaceBook, ВКонтакте, YouTube, Twitter) для информирования и формирования новых групп пользователей.
4.3. Информатизация и техническое обеспечение деятельности
4.3.1. Автоматизация общедоступной библиотеки обеспечивает внедрение компьютерного, аппаратного обеспечения и систем управления в библиотечные технологии и практику работы и состоит из следующих процессов:
- формирование компьютерного парка, создание необходимого количества автоматизированных мест для работы (АРМ) сотрудников и пользователей;
- приобретение лицензионных программных продуктов (операционные системы, программные приложения, офисные и антивирусные программы, программы просмотра изображений, редактирования графических файлов, серверные операционные системы и приложения и др.);
- формирование локальной сети, подключение ее к Интернету;
- автоматизация основных библиотечных процессов (управление библиотекой, комплектование фондов и обработка, создание справочно-библиографического аппарата, обслуживание пользователей и др.).
4.3.2. Техническое обеспечение деятельности общедоступной библиотеки включает:
- комплекс технических средств, предназначенных для автоматизированной обработки данных (серверы, персональные компьютеры, ноутбуки);
- сетевые коммуникации (компьютерные глобальные и локальные сети);
- организационные формы использования технических средств (вычислительные центры, локальные автоматизированные рабочие места и вычислительные сети);
- средства оргтехники (принтеры, сканеры, ксероксы) и связи;
- персонал, обслуживающий технические средства.
4.3.3. Нормативы технического обеспечения деятельности библиотеки:
- В межпоселенческой (центральной) библиотеке число компьютеров и копировально-множительной техники должно быть достаточным для обеспечения ее основных функций. В библиотеке должно быть не менее 10 персональных компьютеров(системный блок, монитор, клавиатура, мышь)с выходом в Интернет, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 точка доступа к полнотекстовым электронным ресурсам, 3 принтера, 2 ксерокса, 1 сканер, средства чтения и воспроизведения литературы в специальных форматах для незрячих и слабовидящих, 1 брошюратор, 1 ламинатор. Для осуществления культурно-просветительской деятельности - 1 мультимедийный проектор с экраном, 1 телевизор; 1 музыкальный центр, 1 видеокамера, 1 фотоаппарат.
- В общедоступной библиотеке городского округа, городского поселения должно быть не менее 2 персональных компьютеров с выходом в Интернет, объединенных в локальную компьютерную сеть (1 компьютер для пользователей и 1 компьютер для оснащения рабочего места сотрудника), 1 точка доступа к полнотекстовым электронным ресурсам, 1 мультимедийный проектор с экраном, 1 принтер, 1 сканер, 1 ксерокс, 1 телевизор, 1 музыкальный центр, 1 видеокамера, 1 фотоаппарат.
- В общедоступной библиотеке сельского поселения должно быть не менее 2-х персональных компьютеров с выходом в Интернет (1 компьютер для пользователей и 1 компьютер для оснащения рабочего места сотрудника), 1 точка доступа к полнотекстовым электронным ресурсам, 1 принтер, 1 сканер, 1 ксерокс, 1 телевизор, 1 музыкальный центр, 1 фотоаппарат.
- В общедоступной библиотеке, обслуживающей детей, должно быть не менее 1 компьютера на 500 жителей-детей, 1 точка доступа к полнотекстовым электронным ресурсам, 1 принтер, 1 сканер, 1 ксерокс, 1 музыкальный центр, 1 телевизор, 1 мультимедийный проектор с экраном, 1 видеокамера, 1 фотоаппарат.
4.3.5. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в общедоступных библиотеках должны обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий.
4.3.6. Доступ к Интернет-ресурсам в библиотеках, обслуживающих детей, осуществляется только с использованием технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
4.4. Помещения и организация библиотечного пространства
4.4.1. Общедоступная библиотека может размещаться в специальном здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, в пристройке к жилому или общественному зданию, в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. Наиболее желательным является размещение в отдельно стоящем здании, специально спроектированном и построенном под библиотеку по специальному проекту, с соблюдением норм и нормативов санитарной, пожарной и антитеррористической безопасности, требований доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения (в соответствии со Сводом правил СП 59. 13330.2016 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения).
4.4.2. В общедоступной библиотеке при любом варианте размещения должен быть обеспечен удобный и свободный подход для посетителей и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.
При размещении в одном здании с другим учреждением библиотека должна иметь отдельный от других организаций вход-выход.
При размещении в социокультурном центре должны предусматриваться специальные помещения, обеспечивающие функциональную специфику библиотек и комфортную обстановку для их пользователей.
4.4.3. Базовые нормы размеров площадей общедоступных библиотек
Базовые нормы размеров площадей общедоступных библиотек должны отвечать следующим требованиям:
- площадь помещения стационарной библиотеки должна составлять не менее 80 кв. м;
- наличие посадочных мест для чтения в общедоступной библиотеке является обязательным, их число не может быть менее 5. Количество посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 20 посадочных мест на 1000 жителей зоны обслуживания библиотеки и 2,5 кв. м на 1 место;
- площадь 1 рабочего места с персональным компьютером для пользователей должна составлять не менее 6,0 кв. метров. Рабочие места с компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схемы размещения рабочих мест должны учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами: в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора расстояние должно быть не менее 2,0 м. между боковыми поверхностями видеомониторов не менее 1,2 м.;
- площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета 10 кв. м на 1000 томов; читальные залы не должны быть проходными;
- число посадочных мест для просмотра периодических изданий определяется из расчета 3 кв. м на 1 место;
- площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - не менее 100 кв. м; с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв. м на 1000 томов;
- площадь для кафедр приема и выдачи литературы из расчета 4,5 кв. м на 1 кафедру;
- для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (например, абонемент или читальный зал) требует увеличения до 10%;
- площади для индивидуального использования аудио и видеодокументов должны составлять 5,5 кв. м;
- для проведения мероприятий должно быть оборудовано отдельное помещение площадью не менее 25 кв. м;
- помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, должно вмещать одновременно не менее 30 детей и требует увеличения площади до 3 кв. м на 1 место.
- размеры площадей для хранения фондов библиотеки определяются в соответствии с нормативами: для книг и журналов - не менее 2,5 кв. м на 1000 томов; для газетных подшивок - не менее 14 кв. м на 1000 подшивок; для аудиовизуальных документов - не менее 3 кв. м на 1000 изданий. Проход через помещения хранения фондов библиотеки и размещение в них рабочих мест сотрудников других функциональных отделов библиотеки не допускается;
- площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением: количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и их функций, но не менее 20% площади читательской зоны. Площадь 1 рабочего места для персонала, занятого комплектованием и обработкой фондов, должна составлять не менее 9-12 кв. м. Для персонала научно-методической службы - 9 кв. м; для административного персонала - 5-6 кв. м; для директора (заместителя директора) - от 15 до 40 кв. м.
4.4.4. Для обеспечения привлекательного облика общедоступной библиотеки, комфортного пребывания в ней пользователей необходимо наличие таких элементов, как:
- чистота прилегающей территории, ее озеленение (садики, клумбы);
- система уличных указателей, видимое и легко узнаваемое название библиотеки;
- наличие ориентировочной информации для свободного передвижения пользователей по библиотеке;
- наличие информационной зоны (стенда), где размещена информация о библиотеке, ее структуре, перечень основных и дополнительных услуг, история, правила пользования, план мероприятий на ближайшее время;
- дизайн, создающий комфорт и располагающий к работе, общению и отдыху;
- функциональное оборудование и удобная библиотечная, офисная мебель;
- сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);
- стоянка для транспорта, в том числе для парковки специальных и автотранспортных средств инвалидов.
4.4.6. Общедоступная библиотека формирует библиотечное пространство на основе принципов открытости, доступности, комфортности, "прозрачности" библиотеки. При организации пространства используются функциональное зонирование групп помещений библиотеки, так доступности и открытости фондов может служить создание единой зоны обслуживания, где совмещаются абонемент и читальный зал, имеется возможность использования информационных технологий. При этом возможно зонирование библиотечного фонда по тематическим блокам. Комфортность пребывания пользователей в библиотеке обеспечивается выделением зон отдыха, их организуют с помощью правильно и гармонично размещенных стеллажей свободного доступа, уголков с мягкой мебелью, фитодизайна.
4.4.7. Обслуживание детей должно осуществляться в отдельном библиотечном пространстве, привлекательном, безопасном, удобном для детей, отличающемся функциональностью и необычностью (специальная мебель, игры и игрушки, яркое цветовое и декоративное оформление и др.).
4.4.8. В помещениях общедоступной библиотеки необходимо поддерживать нормы освещенности и температурно-влажностного режима в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Рабочие места, оборудованные техническими средствами, должны быть также оснащены в соответствии с санитарными правилами и нормами.
4.4.9. Общедоступная библиотека обеспечивается средствами противопожарной безопасности и охранной сигнализации: 1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1 на каждое помещение; пожарная сигнализация, охранная сигнализация.
4.5. Персонал библиотеки
4.5.1. Учредитель и администрация общедоступной библиотеки должны обеспечить в достаточном количестве состав основного профессионально подготовленного персонала. Не менее 65% штатного персонала должны быть дипломированными специалистами.
4.5.2. Сотрудники общедоступной библиотеки в профессиональной деятельности должны руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря.
4.5.3. Каждый сотрудник общедоступной библиотеки обязан иметь четкое представление о миссии, целях и задачах, перспективах развития своей организации, а также иметь возможность принимать участие в разработке стратегии дальнейшего развития, целевой программно-проектной деятельности.
4.5.4. Сотрудник общедоступной библиотеки должен обладать набором профессиональных знаний и навыков, приемов и методов работы, личностных качеств, а также владеть базовыми знаниями в области информатизации, ресурсов нетрадиционных форматов (визуальные, мультимедийные, электронные, цифровые), понимать достоинства и ограничения источников информации в глобальных компьютерных сетях.
4.5.5. Повышение образовательного, профессионального уровня библиотечных специалистов обеспечивается системой непрерывного обучения через различные формы повышения квалификации и переподготовки (в том числе дистанционные) с получением свидетельства государственного образца. Руководители и специалисты библиотеки не реже 1 раза в 3-5 лет должны повышать свою профессиональную квалификацию.
4.5.6. С целью стимулирования профессиональной и творческой активности сотрудников учреждаются профессиональные конкурсы библиотечных специалистов, гранты, премии органов власти и местного самоуправления муниципальных образований.
4.5.7. Руководители и специалисты общедоступной библиотеки подлежать аттестации не реже 1 раза в 5 лет.
4.5.8. Нормы штатной численности персонала общедоступной библиотеки
Нормативная потребность в штатных работниках-специалистах определяется, исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число жителей зоны обслуживания, интенсивность посещений, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов, внестационарных форм обслуживания) на основе одного из существующих подходов.
Подход 1. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, определяемая из количества населения зоны обслуживания:
- в сельской местности - из расчета 1 работник на 500 жителей;
- а также - 1 работник на 500 жителей в возрасте до 14 лет;
- в городских поселениях с числом жителей до 20 000 - из расчета 1 работник на 1200 жителей;
- в городских поселениях с числом жителей от 20 000 до 50 000 - из расчета 1 работник на 1500 жителей;
- в городских поселениях с числом жителей от 50 000 и более - из расчета 1 работник на 2000 жителей;
- а также - 1 работник на 1000 жителей городского поселения в возрасте до 14 лет.
Подход 2. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов:
- комплектование, обработка документов - из расчета 1 работник на 1000 экз.;
- организация фонда - из расчета 1 работник на 50 тыс. экз.;
- обслуживание пользователей - из расчета 3 работника на 1000 жителей или исходя из нагрузки по количеству посещений на одного библиотекаря в год, равной 4000 человек (норматив нагрузки по числу посещений распространяется только на библиотекарей, непосредственно занятых на обслуживании);
- справочно-библиографическая и информационная деятельность - из расчета 1,5 работника на 1000 жителей.
Подход 3. Нормативная потребность в штатных работниках определяется на основе расчетов с учетом бюджета рабочего времени и норм времени на выполняемые в библиотеках работы, исходя из основных показателей деятельности.
В штатном расписании библиотеки должны быть предусмотрены штатные единицы, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей, в том числе:
- для обслуживания особых групп пользователей;
- для работы с определенными видами документов (электронные документы, нотная литература, литература по искусству и др.);
- для работы по определенному направлению;
- для внедрения и использования информационных технологий;
- для создания информационных продуктов и услуг.
4.5.9. Штатная численность персонала межпоселенческой (центральной) библиотеки устанавливается на основе межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, с учетом структуры библиотеки и ее основных функций как методического и координационного центра, в том числе административно-хозяйственных, финансовых, управленческих. Необходимым является наличие ставок комплектатора, методиста, библиографа, квалифицированного технического персонала. (Штатная численность персонала межпоселенческой (центральной) библиотеки приведена в Приложении 3)
4.5.10. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, удаленных населенных пунктах допускается введение полной ставки библиотекаря при нагрузке 200 и более пользователей, а в тех случаях, когда нагрузка ниже этой нормы, ставка может быть сокращена до 0,5.
4.5.11. На директора межпоселенческой (центральной) библиотеки, его заместителей, сотрудников отдела комплектования и обработки литературы, методического и библиографического отделов нормативы нагрузки по числу читателей (посещений, книговыдачи) не устанавливаются.
4.5.12. Учредитель и администрация общедоступной библиотеки должны обеспечить социальную и профессиональную защиту сотрудников, создать условия для их профессиональной реализации, стимулировать развитие творческого потенциала библиотечных специалистов.
4.5.13. Учредитель и администрация общедоступной библиотеки обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для сотрудников, оснащении рабочих мест в соответствии с их должностными обязанностями. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы.
4.6. Финансирование библиотечной деятельности
4.6.1. За реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание, обеспечение стабильной деятельности, финансирование библиотечной деятельности, комплектования, сохранность фондов государственных и муниципальных общедоступных библиотек ответственность возлагается на органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, или органы управления в области культуры действующие от их имени.
4.6.2. Финансовое обеспечение общедоступной библиотеки производится за счет субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) на основе государственного/муниципального задания (для бюджетного учреждения), или на основании бюджетной сметы (для казенного учреждения).
Нормативные затраты на организацию библиотечного обслуживания включают:
- формирование библиотечного фонда и его сохранность;
- оснащение библиотеки современными техническими средствами связи и оборудованием, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
- содержание здания (помещения) и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание здания и оборудования);
- содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями согласно штатному расписанию; стимулирующие, компенсационные выплаты; расходы на повышение квалификации кадров);
- организация библиотечной среды (приобретение мебели, материалов, предметов дизайна и т. д.);
- обеспечение организационной, публичной, культурно-просветительской деятельности библиотеки (издательские, рекламные, командировочные расходы, приобретение канцелярских, расходных материалов и др.).
4.6.3. Расчет финансирования комплектования производится по формуле 0,25*Ц*Н, где 0,25 - это коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей; Ц - средняя стоимость 1 документа; Н - число жителей, проживающих в зоне обслуживания муниципальной библиотеки.
4.7. Нормативно-правовые ресурсы
К нормативно-правовым ресурсам публичной общедоступной библиотеки относятся: локальные нормативные, технологические документы, регулирующие различные направления деятельности библиотеки, правоотношения с юридическими и физическими лицами, внешней средой, а также социально-трудовые отношения в учреждении: организационные, распорядительные документы, документы по основной деятельности и основные муниципальные нормативно-правовые акты для решения вопросов местного значения органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания.
Приложение 1
к Модельному стандарту
Правовая база библиотек, законодательная и нормативная документация
Федеральная законодательная и нормативная правовая база
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Стратегии и федеральные программы
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждена Распоряжением правительства РФ от 29.02.2016 г. N 326-р
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р
Основы государственной культурной политики, утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. N 808
Государственная программа "Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы" , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567-р
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186
Федеральные законы, распоряжения, приказы
Изменение, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры: Распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 1767-р
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры. (Распоряжение МК РФ от 02.08.2017 г. N Р-965)
О библиотечном деле: Федеральный закон (с изменениями на 3 июля 2016 г.) (редакция, действующая с 3 октября 2016 г.)
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях: Федеральный закон от 07.07.2013 г. N 187-ФЗ
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "02.07.2013 г."
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 1.12.2014 N 419-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ.
О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" : Федеральный закон от 03.07.2016 N 342-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" : Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 278-ФЗ
О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О библиотечном деле" : Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 151-ФЗ
О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации Минкультуры России на комплектование книгами для детей и юношества фондов государственных и муниципальных библиотек: Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.06.2016 N 151-рп
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.)
О методике отбора 10 процентов наименований книг, отбираемых для включения в Национальную электронную библиотеку" : Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.2013 N 2332
О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек: Приказ Министерства культуры РФ от 1 сентября 2011 г. N 906
О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности: Постановление Правительства РФ 17 июня 2015 года N 599
О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 04.11.2016)
О развитии Национальной электронной библиотеки: решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 23.04.2014 N 5
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 г.)
Об организации представления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.)
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.06.2013 N 920
Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений): Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20.02.2008 г. N 32
Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры в Новосибирской области и оказания инвалидам при этом необходимой помощи: Приказ министерства культуры Новосибирской области от 9 марта 2016 г. N 67
Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8.10.2012 N 1077
Рекомендательные нормативные документы
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке (1994 г.)
Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек (2001 г.)
Манифест РБА о публичной библиотеке (2003 г.)
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти, утвержден Министерством культуры Российской Федерации, 2014 г.;
Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации, принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XV Ежегодная сессия, 2010 г.
Руководство для детских библиотек России, принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XIV Ежегодная сессия, 21 мая 2009 г.;
Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований, приняты Конференцией РБА на XII Ежегодной сессии и другими действующими нормативными правовыми актами (16.05.07 г.).
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, принят Конференцией РБА, 26 мая 2011 г.
Региональная законодательная и нормативная правовая база
О культуре в Новосибирской области: Закон Новосибирской области N 124-ОЗ от 07.07.2007 г. (в ред. Законов Новосибирской области от 04.02.2011 N 39-ОЗ).
О развитии библиотечного дела в Новосибирской области: Закон Новосибирской области N 321-ОЗ от 06.04.2009 г.
Об обязательном экземпляре документов Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 02 февраля 2009 года N 304-ОЗ.
Услуга по информационно-библиотечному обслуживанию пользователей: Региональный стандарт, утвержденный приказом министерства культуры Новосибирской области N 824 от 27.12.2012 г.;
Стандарты
Система международных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), ратифицированных к применению на территории Российской Федерации
ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения.
ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения;
ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг;
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения
ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования;
ГОСТ Р 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению;
ГОСТ Р 7.0.20-2014 Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления
ГОСТ Р 7.0.93-2015 Библиотечный фонд. Технология формирования.
ГОСТ Р 7.0.94-2015 Комплектование библиотеки документами. Термины и определения.
ГОСТ Р 52874-2007. Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).
СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений (Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г., N 21.)
Свод правил СП 59. 13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения"
СН 548-82. Строительные нормы. Инструкция по проектированию библиотек
Приложение 2
к Модельному стандарту
Нормы и нормативы размещения библиотек на территории Новосибирской области
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Применение коэффициента |
Субъект Российской федерации/Новосибирская область |
Универсальная библиотека |
Административный центр с населением от 150 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
|
Детская библиотека |
1 |
||||
Молодежная/Юношеская библиотека |
1 |
||||
Библиотека для инвалидов по зрению |
1 |
||||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
4 |
норматив количества точек доступа к полнотекстовым электронным ресурсам введен в связи с созданием Национальной электронной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, формированием комплекса иных информационных ресурсов, доступ к которым может осуществляться на основании договоров |
|||
Городской округ |
Общедоступная библиотека |
На 20 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 30-40 мин. |
для городского округа менее 20 тыс. человек, к расчету принимается 1 сетевая единица на 10 тыс. человек. Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек |
Детская библиотека |
На 5 тыс. детей |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Независимо от количества населения |
2 |
|||
Муниципальный район |
Межпоселенческая библиотека |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность 30 мин - 1 час |
|
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр района |
2 |
|||
Городское поселение |
Общедоступная библиотека |
На 10 тыс. чел |
1 |
Шаговая доступность 15-30 мин/Транспортная доступность 15 - 30 минут |
для городского поселения менее 10 тыс. человек к расчету принимается 1 сетевая единица на 5 тыс. человек. Если городское поселение менее 5 тыс. человек, к расчету принимается библиотека на 3 тыс. человек |
Детская библиотека |
На 3 тыс. детей |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
2 |
|||
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 мин |
|
Филиал общедоступных библиотек |
На 300 чел. |
1 |
|
||
На всех административно-территориальных уровнях |
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Независимо от количества жителей |
1 в каждой сетевой единице |
|
|
Приложение 3
к Модельному стандарту
Штатная численность персонала межпоселенческой (центральной) библиотеки
N |
Наименование должностей |
посещений - до 30 тыс. в год |
посещений - от 30 до 100 тыс. в год |
посещений - свыше 100 тыс. в год |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
Руководители | ||||
1 |
Директор библиотеки |
1 |
1 |
1 |
2 |
Заместитель директора по библиотечной работе |
|
1 |
1 |
3 |
Заместитель директора по работе с детьми |
|
1 |
1 |
4 |
Заведующая отделом |
4 |
6 |
10 |
5 |
Заведующая сектором |
|
1 |
2 |
6 |
Завхоз |
|
|
1 |
Специалисты | ||||
8 |
Главный библиотекарь |
1 |
2 |
10 |
9 |
Главный библиограф |
|
2 |
2 |
10 |
Ведущий библиотекарь |
1 |
4 |
8 |
11 |
Ведущий библиограф |
1 |
3 |
3 |
12 |
Ведущий редактор |
|
|
1 |
13 |
Редактор |
|
1 |
|
14 |
Библиотекарь |
2 |
3 |
4 |
15 |
Библиограф |
1 |
2 |
6 |
16 |
Методист |
|
1 |
1 |
17 |
Программист |
1 |
1 |
2 |
В штаты библиотек вводятся дополнительные должности:
- при наличии филиалов вводятся должности заведующих филиалами;
- при увеличении нормативных показателей в отдел обслуживания могут вводиться дополнительные единицы библиотечных работников (ведущий библиотекарь, библиотекарь) из расчета 1 штатная единица на каждые последующие 5 тыс. посещений; 0,5 ставки на каждые последующие 2,5 тыс. посещений.
_______________________________
1 Правовая база библиотек, законодательная и нормативная документация. - С. 23
2 ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения. П. 3.1.39
3 ГОСТ Р 50646 - 2012. Услуги населению. Термины и определения. П. 3.3.1
4 Модельный стандарт общедоступной библиотеки : Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти / Министерство культуры Российской Федерации. - Москва : Пашков дом, 2016. - С. 6
5 Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Статья 1. Основные понятия
6 Модельный стандарт общедоступной библиотеки : Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти / Министерство культуры Российской Федерации. - Москва : Пашков дом, 2016. - С. 7.
7 ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения. П. 3.4.2.4
8 Приказ Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации").
9 Документ в Приложении 3 к Модельному стандарту
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Новосибирской области от 19 декабря 2018 г. N 493 "Об утверждении Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки Новосибирской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 19 декабря 2018 г.
Текст приказа опубликован не был