В соответствии с пунктом 2 порядка организации работы министерства образования Новосибирской области по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, утвержденного приказом Минобрнауки Новосибирской области от 27.12.2016 N 3229 "Об утверждении порядка организации работы министерства образования Новосибирской области по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства образования Новосибирской области за 2018 год (далее - обзор).
2. Организационно-правовому управлению министерства образования Новосибирской области (Т.М. Тарасик) обеспечить размещение обзора на официальном сайте министерства образования Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С.В. Федорчук |
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства образования Новосибирской области за 2018 год (далее - обзор)
(утв. приказом Минобразования Новосибирской области от 18 марта 2019 г. N 597)
Настоящий обзор является обобщением министерством образования Новосибирской области (далее - министерство) практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью в 2018 году, подготовленным в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, обязательных требований законодательства, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых видов государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования), и в целях обеспечения единства практики применения министерством обязательных требований законодательства, подлежащих проверке при государственном контроле (надзоре) в сфере образования, лицензионном контроле за образовательной деятельностью.
В рамках осуществления возложенных полномочий по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, министерство образования Новосибирской области осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, включающий в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования;
лицензионный контроль за образовательной деятельностью.
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования предметом оценки является соблюдение организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Новосибирской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования на территории Новосибирской области, требований законодательства об образовании.
При осуществлении федерального государственного контроля качества образования предметом оценки является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью предметом оценки является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Новосибирской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К подконтрольным субъектам относятся организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Новосибирской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Виды подконтрольных субъектов:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
органы местного самоуправления Новосибирской области, осуществляющие управление в сфере образования.
На конец 2018 года на территории Новосибирской области расположено 2598 подконтрольных субъектов, в том числе:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность - 2563;
органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования - 35.
Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), лицензионного контроля
Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Государственный контроль (надзор) в сфере образования, лицензионный контроль за образовательной деятельностью реализуются посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводились министерством в 2018 году на основании плана, согласованного с прокуратурой Новосибирской области.
При формировании плана учтены предусмотренные статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) периодичность проверок; особенности организации и проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016 - 2018 годах.
План проведения плановых проверок на календарный год формируется, в том числе, с учетом целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, установленных приказом Минобрнауки России от 02.04.2014 N 280.
Одним из целевых показателей является показатель доли юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в общем количестве юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации)", значение которого на 2018 год составляло 20%.
Осуществляемые министерством виды государственного контроля (надзора) не предусмотрены перечнем видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, в связи с чем отнесение подконтрольных субъектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности в настоящее время не осуществляется. Однако, при формировании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, министерством применены принципы "риск-ориентированного" подхода (дифференцированный отбор) с учетом критериев, рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в письме от 29.08.2016 N 02-343 "О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок".
Дифференцированный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для включения в план проверок способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора объектов проверки.
В целях принятия мер по снижению административной нагрузки на образовательные организации и сокращения мероприятий по контролю были использованы количественные и качественные характеристики и показатели:
1) результаты мероприятий государственного контроля (надзора), проведенных в отношении подконтрольных субъектов;
2) результаты мониторинговых исследований качества образования (применяется к образовательным организациям, реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования);
3) наличие обращений.
Это позволило увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок был направлен в прокуратуру Новосибирской области, которой были внесены предложения о проведении в отношении отдельных подконтрольных субъектов совместных плановых проверок.
С органами государственного контроля (надзора) иных видов по возможности были согласованы даты проведения совместных плановых проверок, внесены соответствующие изменения в проект плана. Утвержденный министерством план проведения плановых проверок до 1 ноября 2018 года был направлен в прокуратуру Новосибирской области.
Утвержденный план проведения плановых проверок на 2018 год был размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства)
План проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2018 год (далее - План проверок) сформирован и утвержден с учетом требований статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. План проверок согласован прокуратурой Новосибирской области, размещен на официальном сайте министерства не позднее 1 ноября 2016 года.
В течение 2018 года по согласованию с прокуратурой Новосибирской области 34 организации были исключены из плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2018 год по причине их ликвидации (реорганизации) либо прекращения ими образовательной деятельности.
Внесение изменений в ежегодный план решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля допускается по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Перечень оснований внесения изменений в план проверок является исчерпывающим.
Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований законодательства об образовании, нарушении лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан
Министерством в 2018 году проведено 410 внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок при государственном контроле (надзоре) в сфере образования предусмотрен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", при лицензионном контроле за образовательной деятельностью - статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Внеплановые выездные проверки, назначенные на основании мотивированных представлений должностных лиц по результатам рассмотрения обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным; на основании поступивших в министерство обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований в установленном порядке согласованы с прокуратурой Новосибирской области.
По государственному контролю (надзору) в сфере образования министерством в 2018 году проведено 373 внеплановых проверки, из них: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, - 344 проверки, по обращениям физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, средств массовой информации - 18 проверок; по поручению Президента Российской Федерации - 11 внеплановых проверок в отношении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам повышения квалификации руководителей частных охранных организаций.
В ходе внеплановых выездных проверок по обращениям граждан нарушения требований законодательства в сфере образования были выявлены в 9 образовательных организациях, которым выданы предписания об их устранении. Наиболее распространенные нарушения, выявленные в ходе внеплановых проверок:
отсутствие или несоответствие требованиям законодательства в сфере образования локальных нормативных актов;
нарушение порядка расследования несчастных случаев;
нарушение прав обучающихся в части создания условий для охраны жизни и здоровья обучающихся;
образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организован без учета особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
По лицензионному контролю в 2018 году за отчетный период проведено 37 внеплановых проверок по следующим основаниям:
контроль за исполнением ранее выданных предписаний - 17;
поступление в лицензирующий орган обращений граждан, юридических лиц и органов государственной власти, информации из средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований - 9;
приказ (распоряжение) руководителя лицензирующего органа, изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации -11.
Выявлено 12 нарушений лицензионных требований.
Проведение внеплановых проверок по обращениям граждан, юридических лиц и органов государственной власти, информации из средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований согласовано с прокуратурой Новосибирской области.
При рассмотрении поступивших обращений в 58 случаях были установлены признаки нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований законодательства в сфере образования.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", министерством в 2018 году в образовательные организации было направлено 58 предостережений. В 2018 году доля обращений, по результатам рассмотрения которых выданы предостережения, составила 37% от общего количества поступивших в управление лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства обращений (без учета обращений, по которым были проведены внеплановые выездные проверки).
В 2018 году в министерство поступали обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответы, и обращения, направленные заявителем в форме электронных документов без использования средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
По информации, содержащейся в таких обращениях, не могли быть назначены внеплановые проверки, даже если обращение содержало факты, являющиеся основанием для назначения такой проверки. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся министерством на основании решения министра, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и по согласованию с прокуратурой Новосибирской области.
В 2018 году внеплановые проверки органов местного самоуправления не проводились.
Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Плановые и внеплановые проверки в 2018 году проведены исключительно на основании приказов министерства. Проведение проверки без издания приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконным результатов проверки.
В приказе о проведении проверки подлежат указанию:
1) наименование министерства;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования;
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), лицензионного контроля;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки.
Министерство в своей деятельности использует типовую форму приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденную приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Выбор документарной или выездной проверки
Федеральным законом N 294-ФЗ установлены следующие формы проведения проверок: документарная, выездная.
Форма проведения плановой проверки определяется на стадии формирования и утверждения плана проведения плановых проверок на предстоящий год.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
При осуществлении лицензионного контроля проведение проверок осуществляется в форме выездной проверки, что обусловлено проводимыми мероприятиями по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, проверки материально-технического обеспечения образовательной деятельности и соблюдения других лицензионных требований, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
При проведении проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено министром на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия министерства на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц министерства, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен министром, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.
Министерством в 2018 году нарушения сроков проведения проверок не допущено.
Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
По результатам проверки должностными лицами министерства, проводящими проверку, составляется акт по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование министерства;
3) дата и номер приказа министерства;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле министерства. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
При проведении документарных проверок один экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле министерства.
Акт внеплановой выездной проверки, если ее проведение подлежало согласованию с прокуратурой Новосибирской области, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки направляется в прокуратуру Новосибирской области.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица министерства, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам министерство приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия, который не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия министерство должно быть уведомлено организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления министерство проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению министерства со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный министерством срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, министерство лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Формы предписаний по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью утверждены приказами министерства.
В целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, министерством в 2018 году были приняты следующие меры:
1) выданы предписания;
2) возбуждены дела об административных правонарушениях;
3) направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) направлены письма руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
5) размещена на сайте министерства информация о результатах проверок и сроках истечения исполнения предписаний (ежемесячно);
6) проведен анализ представленных организациями документов и материалов, подтверждающих исполнение ранее выданных предписаний;
7) проведены совещания с участием глав администраций (заместителей глав администраций, курирующих вопросы образования), начальников и специалистов управлений образования муниципальных районов.
По итогам плановых проверок в 2018 году по результатам федерального государственного надзора в организации, осуществляющие образовательную деятельность, направлено 284 обязательных для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, по результатам лицензионного контроля за образовательной деятельностью - 12 предписаний.
По федеральному государственному контролю качества образования в 2018 году было проведено 132 проверки, из них 118 - в отношении общеобразовательных организаций; 14 - в отношении организаций среднего профессионального образования.
В ходе проверок 2 общеобразовательных организаций было выявлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам федеральным государственным образовательным стандартам, таким организациям было приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности.
Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и согласно Программе профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2018 год, утвержденной приказом министерства от 01.02.2017 N 3241, в 2018 году министерством проведены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
В рамках работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2018 году министерством осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте министерства:
перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых видов государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования);
гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющимся федеральной государственной информационной системой;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства;
размещение на официальном сайте министерства:
информации о результатах проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в отношении органов местного самоуправления;
информации об истечении сроков исполнения выданных предписаний;
обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства;
доклада об осуществлении министерством государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) за истекший год;
доклада о лицензировании образовательной деятельности за истекший год;
информации о типовых нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю, и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления в целях недопущения таких нарушений;
информации об изменениях законодательства в сфере образования;
информации по выявленным административным правонарушениям в ходе контрольно-надзорных мероприятий министерства;
информации по выявленным административным правонарушениям за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования,
сведений о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
разъяснений отдельных вопросов законодательства в сфере образования, вызывающих трудности при правоприменении.
В течение 2018 года специалисты министерства, уполномоченные на осуществление мероприятий по контролю, участвовали в совещаниях и вебинарах, организованных для руководителей муниципальных органов управления образованием, в том числе проводимых в рамках реализации проекта "Интерактивное министерство", постоянно оказывали консультативную помощь специалистам муниципальных органов управления образованием.
Вопросы государственного контроля (надзора) освещались на коллегиях министерства, региональных и кустовых совещаниях, проводимых министерством, а также на совещаниях, организованных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Также, в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии оснований, в установленном порядке направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Информация об осуществлении министерством контрольно-надзорных полномочий является открытой и доступной и размещается на официальном сайте министерства по адресу: http://minobr.nso.ru/.
Положительным результатом проведенных профилактических мероприятий является динамика снижения количества выданных предписаний в ходе плановых проверок за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, снижение внеплановых проверок, проведенных на основании заявлений (обращений) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, средств массовой информации.
Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные министерством при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля
Должностные лица министерства уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере образования (далее - административные протоколы) по правонарушениям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): статьей 5.57; частью 2 статьи 18.19, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1; частью 1 статьи 19.5; статьей 19.7; статьей 19.20; частью 1 статьи 19.26; статьей 19.30.
В рамках осуществления государственного надзора (контроля) в сфере образования в 2018 году составлено 45 протоколов об административном правонарушении на должностных и юридических лиц.
По результатам рассмотренных в течение 2018 года 35 административных дел наложены наказания в виде:
административного приостановления деятельности - 1;
предупреждения - 2;
административного штрафа - 32, из них: 16 - на юридическое лицо, 16 - на должностное.
Сумма наложенных административных штрафов в 2018 году составила 732 тыс. рублей, в том числе: на должностных лиц - 167 тыс. рублей, на юридических - 565 тыс. рублей.
В рамках осуществления лицензионного контроля за образовательной деятельностью в 2018 году составлено 24 административных протоколов на должностных и юридических лиц.
По результатам их рассмотрения в 2018 году сумма наложенных штрафов составила 815 тыс. руб. (в том числе: на должностных лиц - 140 тыс. руб., на юридических - 675 тыс. руб.).
Протоколы об административных правонарушениях на должностных и юридических лиц были составлены:
по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации) - 7;
по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) - 22;
по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) - 12;
по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно) - 0;
по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) - 18;
по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг) - 2;
по части 2 статьи 19.30 КоАП РФ (реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом) - 4.
по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию) - 4.
Общая сумма наложенных административных штрафов в 2018 году составила 1547 тыс. рублей, в том числе: на должностных лиц - 307 тыс. рублей, на юридических - 1240 тыс. рублей.
Также, при осуществлении контроля за проведением государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, основного общего образования, составлен 21 протокол по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации). По результатам их рассмотрения физические и должностные лица привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа на общую сумму 57 тыс. рублей, 1 дело об административном правонарушении прекращено судом в связи с малозначительностью правонарушения, 1 - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо
Рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами министерства, относится к компетенции суда. Оценка тяжести совершенного правонарушения и выбора ответственности относится к исключительной компетенции суда.
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
В ежегодном докладе министерства об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) за 2018 год внесены следующие предложения по совершенствованию нормативно - правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора):
1. Принятие подзаконного акта Минпросвещения России или внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", конкретизирующих вопрос безопасных условий обучения.
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены обязанность образовательных организаций создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (статья 28); и обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 41).
Однако законодательство в сфере образования не содержит норм, устанавливающих конкретные условия, наличие которых может быть уполномоченным органом оценено как исполнение вышеуказанных обязанностей.
Отсутствие определенного перечня безопасных условий влечет субъективную оценку соблюдения указанных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Безопасные условия предусмотрены иными нормативными правовыми актами, не входящими в сферу законодательства об образовании, что исключает их из предмета государственного контроля (надзора) в сфере образования (Федеральные законы от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами);
2. О внесении изменений в пункт 58 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.11.2017 N 1096. В указанном пункте предусмотрена обязанность уполномоченного органа в срок, не превышающий 5 рабочих дней после завершения проверки, в случае если в ходе проверки организации не выявлены нарушения обязательных требований, подготовить и направить в организацию уведомление о результатах проверки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Установленное требование не является содержательным с правовой точки зрения и представляется излишним с точки зрения административной и экономической целесообразности.
Так, согласно типовой форме акта проверки, факт отсутствия нарушений обязательных требований зафиксирован в акте проверки, экземпляр которого в обязательном порядке вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Соответственно проверяемая организация фактически уведомлена врученным (направленным) актом об отсутствии выявленных нарушений обязательных требований. Требование дублировать такую информацию уведомлением о результатах проверки не направлено на достижение каких-либо юридически значимых фактов и является обременительным с экономической точки зрения (кадровый ресурс, почтовые расходы).
Также, опираясь на требования части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", полагаем дублирующим и избыточным требование пункта 52 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования", утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2017 N 546. В соответствии с указанным пунктом если в ходе проверки должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, не выявлено несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, то по результатам проверки уполномоченный специалист в срок, не превышающий 5 рабочих дней после завершения проверки, готовит проект уведомления организации о невыявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам при проведении проверки и направляет его в организацию;
3. При осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования министерством выявлен следующий проблемный вопрос.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг возложена на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм. При этом определено, что Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В сфере образования такой Порядок утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее - Порядок).
Пунктом 1 названного Порядка определено, что Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, для определенных пунктом 1 органов, для подведомственных этим органам организаций, и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Однако услуги в сфере образования оказывают и другие организации, не относящиеся к организациям, подведомственным органам в сфере образования разных уровней, и не предоставляющие государственные и муниципальные услуги.
К таким организациям можно отнести, например "автошколы", организации дополнительного образования, профессионального обучения, частные образовательные учреждения, где учредителями не являются государственные или муниципальные органы (а, значит, не могут быть отнесены к подведомственным), и не выполняющие государственный, муниципальный заказы (не предоставляют государственные и муниципальные услуги).
Следуя буквальному прочтению пункта 1 Порядка, утвержденному приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, к таким организациям в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере образования требования Порядка не могут быть предъявлены как обязательные для исполнения.
Полагаем, что пункт 1 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, требует внесения соответствующих изменений, распространяющих действие Порядка на все организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовых форм, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Проблемные вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора)
При назначении, согласовании, проведении плановых и внеплановых проверок в рамках осуществляемых полномочий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю за образовательной деятельностью в 2018 году проблемных вопросов у министерства не возникало.
В настоящее время контрольно-надзорная деятельность направлена на выстраивание партнерских отношений контролеров с подконтрольными субъектами, в связи с чем мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, наравне с проверками, стали равноправным инструментом государственного контроля. Особое внимание министерства направлено на продолжение работы по систематизации и организации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе по направлению подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении обязательных требований. Основной принцип использования данного инструмента - приоритет предотвращения нарушения обязательных требований, принятие мер по устранению последствий нарушений вместо применения мер ответственности для подконтрольных субъектов за допущенные нарушения. Таким образом, предостережение позволяет контрольно-надзорному органу отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения проверки, а подконтрольным субъектам избежать возможного административного наказания. Правила составления и направления предостережений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства об образовании, лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности
Типовые нарушения обязательных требований законодательства в сфере образования, лицензирования образовательной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, выявляемые при осуществлении государственного надзора в сфере образования: (нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю):
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
статьи 12: организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
статьи 34: образовательными организациями не разработан локальный нормативный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы;
статьи 58: определенные категории обучающихся локальными нормативными актами освобождены от промежуточной аттестации; ограничены права обучающихся, имеющих академическую задолженность по нескольким предметам, на перевод в следующий класс условно; обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс без установления сроков ее ликвидации;
2. Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582):
образовательные организации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещают в полном объеме обязательную для размещения информацию;
образовательные организации не обновляют информацию и документы, размещенные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в течение десяти рабочих дней со дня их создания или внесения в них соответствующих изменений.
3. Порядка проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462):
в отчете о результатах самообследования образовательной организации не содержится: оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования, аналитическая часть, результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
4. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования":
в основных образовательных программах дошкольного образования, разработанных дошкольными образовательными организациями, отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений (пункт 2.11).
Выявляемые при проведении федерального государственного контроля качества образования несоответствия:
1. Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") (далее - ФГОС НОО):
в целевом разделе общеобразовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) не представлены планируемые результаты освоения обучающимися обязательных предметов (родной язык и литературное чтение на родном языке), в планируемых результатах по предмету "Физическая культура" не представлена подготовка к выполнению нормативов ВФСК "Готов к труду и обороне" (ГТО) (п. 12, п. 19.2. ФГОС НОО);
в содержательном разделе ООП НОО в части "Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности" (п. 19.5. ФГОС НОО):
отсутствуют рабочие программы по отдельным учебным предметам, курсам;
структура рабочих программ учебных предметов, курсов не соответствует требованиям (отсутствуют планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и (или) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы);
структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности не соответствует требованиям (не указаны формы организации и (или) виды деятельности);
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в рабочих программах не согласованы с планируемыми результатами в целевом разделе ООП;
в организационном разделе ООП НОО:
учебный план не содержит обязательную предметную область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и обязательные учебные предметы (родной язык и литературное чтение на родном языке) (п. 19.3 ФГОС НОО);
индивидуальный учебный план не определяет трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации, а также содержит не все обязательные для изучения учебные предметы, определенные ФГОС НОО (п. 19.3 ФГОС НОО);
план внеурочной деятельности не определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 19.10. ФГОС НОО).
2. Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") (далее - ФГОС ООО):
в целевом разделе общеобразовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) не представлены планируемые результаты освоения ООП ООО по обязательным предметам (второй иностранный язык, родной язык и родная литература) (п. 11, п. 18.1.2 ФГОС ООО);
в содержательном разделе ООП ООО в части "Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности" (п. 18.2.2 ФГОС ООО):
1) отсутствуют рабочие программы по отдельным обязательным учебным предметам, курсам, в том числе курсам внеурочной деятельности;
2) структура рабочих программ учебных предметов, курсов не соответствует требованиям (отсутствуют планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и (или) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы);
3) структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности не соответствует требованиям (не указаны формы организации и (или) виды деятельности);
4) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в рабочих программах не согласованы с планируемыми результатами в целевом разделе ООП;
отсутствует программа коррекционной работы или программа коррекционной работы не содержит планируемые результаты коррекционной работы (п. 18.2.4 ФГОС ООО);
в организационном разделе ООП ООО:
в сетку часов учебного плана не внесены изменения в части наименования предметных областей, учебный план не содержит обязательную предметную область "Родной язык и родная литература" и обязательные учебные предметы (родной язык, родная литература, второй иностранный язык) (п. 18.3.1 ФГОС ООО);
индивидуальные учебные планы обучающихся не определяют общий объем нагрузки обучающихся, формы промежуточной аттестации, а также не содержат все обязательные для изучения учебные предметы и предметы, курсы части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 18.3.1 ФГОС ООО);
план внеурочной деятельности не определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 18.3.1.2. ФГОС ООО).
Типовые нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", выявляемые при осуществлении лицензионного контроля:
отсутствие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
отсутствие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Нарушения, выявляемые при проверках органов местного самоуправления:
1. Отсутствует в нормативных правовых актах, принятых в пределах компетенции, определенной Федеральным законом N 273-ФЗ (ст. 9 и иные), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентация по вопросам:
разрешение приема детей в образовательные организации на обучение по образовательным программам начального общего образования в более ранние или более поздние сроки, обеспечение условий для получения образования по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (пункт 1 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; пункт 2, 4 Порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Новосибирской области и муниципальной образовательной организации, реализующих основные общеобразовательные программы, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (приказ Минобрнауки Новосибирской области от 17.05.2017 N 1090);
учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (пункт 6 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
2. Отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы:
организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования (пункты 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
определение случаев и порядка предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья мер социальной поддержки, в части обеспечения бесплатным питанием обучающихся, проживающих в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении; обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях бесплатным двухразовым питанием (часть 4 статьи 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; часть 7 статьи 79 Закона; пункт 30 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области"; статья 1 Закона Новосибирской области от 02.04.2014 N 424-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях").
3. Не соответствуют действующему законодательству нормативные правовые акты, принятые в пределах компетенции.
Министерство рекомендует органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на соответствующей территории, в целях предупреждения нарушений требований законодательства в сфере образования проанализировать результаты проверок, провести разъяснительную работу с подведомственными учреждениями и оказать информационно-методическую помощь образовательным организациям по устранению выявленных нарушений (несоответствий); оказать содействие образовательным организациям по приведению образовательной деятельности в соответствие лицензионным требованиям.
Руководителям органов управления образованием и образовательных организаций Новосибирской области, в целях недопущения нарушений законодательства в сфере образования, изучать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы образовательной деятельности, использовать в своей деятельности информацию, подготовленную управлением лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства и размещенную на официальном сайте министерства в разделе "Переданные полномочия".
Применение обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов. Выявленные проблемы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований. Наличие различных подходов к применению обязательных требований
При осуществлении образовательной деятельности важно уделять особое внимание подзаконным нормативным правовым актам, изданным во исполнение Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", направленным на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующим отдельные конкретные аспекты отношений в сфере образования.
Приказом министерства от 16.03.2017 N 574 утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении министерством образования Новосибирской области мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования. В целях актуализации перечня приказом министерства от 18.10.2017 N 2521 в него внесены изменения.
Перечни нормативных правовых актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования размещены на официальном сайте министерства в сети Интернет в разделе "Переданные полномочия" с гиперактивными ссылками на тексты нормативных правовых актов.
В целях единообразного применения норм действующего законодательства в сфере образования, исключения неверного их толкования, а также предупреждения нарушений, министерством в течение 2018 года проводились совещания, семинары для работников сферы образования по вопросам применения требований нормативных правовых актов.
В целях профилактики нарушений требований законодательства в сфере образования, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, на официальном сайте в сети "Интернет" для общего доступа регулярно размещалась информация о новых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, комментарии об их содержании, рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
Анализ исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства в сфере образования не выявил проблем недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований.
Допускаемые подконтрольными субъектами нарушений обязательных требований не вызваны различными подходами к применению обязательных требований либо их недостаточной ясностью и взаимной согласованностью. Как правило, нарушения обусловлены либо незнанием предъявляемых требований, либо полаганием их простой формальностью. Так, например, подконтрольными субъектами допускаются нарушения правил оказания платных образовательных услуг, в частности игнорирование включения в договор о платных образовательных услугах обязательных сведений, кажущихся им не важными (место жительства заказчика, его телефон, форма обучения и прочее). Однако нарушение правил оказания платных образовательных услуг является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 18 марта 2019 г. N 597 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства образования Новосибирской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 18 марта 2019 г.
Текст приказа опубликован не был