В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года (далее также - Концепция);
План мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года (далее - План).
2. Министерству физической культуры и спорта края осуществлять координацию деятельности ответственных исполнителей, соисполнителей по выполнению мероприятий Плана.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края руководствоваться положениями Концепции.
Губернатор, Председатель |
С.И. Фургал |
Концепция
подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 10 июля 2019 г. N 570-рп)
1. Введение
Концепцией подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае (далее также - край) на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302, со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р, с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р.
2. Состояние системы подготовки спортивного резерва в крае
В рамках проводимой Министерством спорта Российской Федерации (далее также - Минспорта России) государственной политики в сфере физической культуры и спорта, в целях сохранения и развития спортивного резерва, создания условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня, в крае с 2014 года проводится работа, направленная на оптимизацию и систематизацию организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в части их наименований, статуса и видов деятельности. Часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее - Организации дополнительного образования), ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, в 2017 - 2018 годах была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва. Часть Организаций дополнительного образования, не изменивших правовой статус, реализуют программы спортивной подготовки, наряду с которыми реализуют дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Таким образом, в крае по состоянию на 31 декабря 2018 г. сложилась следующая система подготовки спортивного резерва.
28 физкультурно-спортивных организаций различной ведомственной подчиненности, в той или иной мере осуществляющих подготовку спортивного резерва Хабаровского края по 53 видам спорта с общим количеством занимающихся 25 966 человек, подразделяются следующим образом:
1) по организационно-правовому типу:
- специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва - 3 единицы (6 172 занимающихся, 120 тренеров (тренеров-преподавателей), в том числе 108 штатных);
- детско-юношеские спортивные школы - 10 единиц (6 626 занимающихся, 143 тренера-преподавателя, в том числе 99 штатных);
- спортивные школы - 13 единиц (10 567 занимающихся, 229 тренеров (тренеров-преподавателей), в том числе 201 штатный);
- спортивные школы олимпийского резерва - 1 единица (2 120 занимающихся, 87 тренеров, в том числе 57 штатных);
- спортивно-адаптивные школы - 1 единица (481 занимающийся, 39 тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, в том числе 12 штатных);
2) по сферам осуществления деятельности:
- "Физическая культура и спорт" - 22 единицы (22 303 занимающихся, 538 тренеров (тренеров-преподавателей), в том числе 511 штатных);
- "Образование" - 4 единицы (3 275 занимающихся, 80 тренеров-преподавателей, в том числе 48 штатных);
- "Другая" - 2 единицы (388 занимающихся, 14 тренеров, в том числе 11 штатных);
3) по ведомственной принадлежности:
- региональные - 4 единицы (3 921 занимающийся, 159 тренеров (тренеров-преподавателей), в том числе 101 штатный);
- муниципальные - 22 единицы (21 657 занимающихся, 445 тренеров-преподавателей, в том числе 447 штатных);
- иные - 2 единицы (388 занимающихся, 14 тренеров, в том числе 11 штатных).
Из 17 муниципальных районов края и 2 городских округов края специализированными физкультурно-спортивными организациями, включая удаленные подразделения краевых государственных учреждений, подведомственных министерству физической культуры и спорта края (далее также - минспорта края), деятельность осуществляется в 13 муниципальных районах края и 2 городских округах края.
Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта в общем количестве занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта по итогам 2018 года составила 41,3 процента.
На реализацию программ спортивной подготовки полностью или частично (не в полной мере) по итогам 2018 года перешло 90,9 процента специализированных физкультурно-спортивных организаций отрасли "Физическая культура и спорт".
Численность занимающихся по этапам спортивной подготовки в 2018 году на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) составила 2 985 спортсменов, что составляет 23,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 28,7 процента) от общего числа занимающихся, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 127 спортсменов, что составляет 1 процент (в среднем по Российской Федерации - 1,74 процента) от общего числа занимающихся, и 31 спортсмен (0,3 процента) на этапе высшего спортивного мастерства (в среднем по Российской Федерации - 0,59 процента) от общего числа занимающихся, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы отбора и перевода спортсменов с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап в крае переходит только 48,5 процента спортсменов (в среднем по Российской Федерации - 63,4 процента) от общего числа занимающихся, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 4,25 процента спортсменов (в среднем по Российской Федерации - 5,8 процента) от общего числа занимающихся.
Одновременно проведена работа по приведению в соответствие с требованиями к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999, функций, задач и наименования краевого государственного автономного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки сборных команд Хабаровского края" (далее - региональный центр спортивной подготовки).
Поэтапно увеличено количество ставок спортсменов и главных тренеров спортивных сборных команд края. Так, с 01 января 2019 г. в штатном расписании регионального центра спортивной подготовки предусмотрено 63,5 и 13 ставок соответственно.
При формировании краевого бюджета на 2018 год учтены необходимые дополнительные расходы на финансовое обеспечение услуг по спортивной подготовке, уровень финансирования составил 34 процента от нормативного. Планируемый уровень финансирования спортивной подготовки на 2019 год составляет 40 процентов от нормативного.
Обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в полном объеме является важнейшей из задач органов управления отрасли "Физическая культура и спорт".
В целях доведения уровня финансирования государственных услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2025 году в соответствии с требованиями федеральных стандартов по спортивной подготовке необходимо обеспечить выполнение "Дорожной карты" по доведению уровня финансирования государственных услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2025 году в соответствии с требованиями федеральных стандартов по спортивной подготовке, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 июня 2019 г. N 494-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению финансирования краевых государственных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки и "Дорожной карты" по доведению уровня финансирования государственных услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2025 году в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовке и программ спортивной подготовки".
Для повышения качества спортивной подготовки в отношении краевых государственных учреждений, подведомственных минспорту края (далее - государственные учреждения), осуществляются проверки за соблюдением государственными учреждениями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В краевых и муниципальных физкультурно-спортивных организациях различной ведомственной подчиненности завершается процесс внедрения профессиональных стандартов, что способствовало увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование. Доля тренеров с высшим профессиональным образованием в крае составила 83,5 процента, доля тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, в крае - 3,5 процента от общего числа тренеров. Не имеют профессионального физкультурного образования 13 процентов тренеров от общего количества.
Таким образом, необходимо продолжить совершенствование системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренеров является совершенствование системы оплаты их труда. Запланировано внесение изменений в Примерное положение об оплате труда работников краевых бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству физической культуры и спорта Хабаровского края, по видам экономической деятельности "Образование" (85.41 - образование дополнительное детей и взрослых), "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (93.11 - деятельность спортивных объектов; 93.19 - деятельность в области спорта прочая), утвержденное приказом министерства физической культуры и спорта Хабаровского края от 06 марта 2019 г. N 170, в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Также требуют решения вопросы сохранения уровня заработной платы тренеров при переходе на программы спортивной подготовки, а также обеспечения прав тренеров и других специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
С учетом предусмотренного федеральным проектом "Спорт - норма жизни" показателя "Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, в общем количестве занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта (%)", который к 2025 году должен составить 100 процентов, необходимо дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единой системы управления через региональный центр спортивной подготовки, что позволит обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем в целях формирования и дальнейшего развития сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку в крае, а также для обеспечения единой системы управления через созданный в региональном центре спортивной подготовки отдел методического обеспечения необходимо завершить переход на программы спортивной подготовки с одновременным переименованием в спортивные школы Организаций дополнительного образования, относящихся к сфере "Физическая культура и спорт".
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва в крае требует развития и совершенствования.
3. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
- повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности спортсменов Хабаровского края на всероссийских и международных соревнованиях;
- повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
- повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
- совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва в крае;
- завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку в крае;
- совершенствование нормативного правового регулирования вопросов подготовки спортивного резерва;
- развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва в крае;
- развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку в крае;
- совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей в крае на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
- совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения в крае;
- укрепление международных связей;
- совершенствование системы краевых спортивных соревнований;
- создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей, с учетом уровня бюджетной обеспеченности будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных ведомств, муниципальных образований, отраслевых организаций и региональных спортивных федераций.
4. Механизмы реализации Концепции
4.1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий в области физической культуры и спорта:
- Минспортом России, реализующим единую государственную политику в области физической культуры и спорта, включая подготовку спортивного резерва, выстраивающим систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций (федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд России", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва"), во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, общероссийскими спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта;
- Министерством обороны Российской Федерации, выстраивающим систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с Минспортом России и заинтересованными организациями;
- минспортом края, формирующим региональную систему подготовки спортивного резерва, включая развитие регионального центра спортивной подготовки, обеспечивающим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд края, участвующим в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирующим деятельность органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва;
- министерством образования и науки края на базе краевых организаций дополнительного образования, имеющих в том числе физкультурно-спортивную направленность, путем отбора спортивно одаренных детей и создания условий для их физического воспитания и физического развития, а также ведущих подготовку обучающихся к освоению этапов спортивной подготовки;
- органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края на базе муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также организаций дополнительного образования, имеющих в том числе физкультурно-спортивную направленность, путем развития детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд края;
- региональным центром спортивной подготовки, взаимодействующим с региональными спортивными федерациями для обеспечения участия спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды края, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляющим методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвующим в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта;
- краевыми спортивными федерациями, которые во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивают развитие соответствующих видов спорта в крае.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов межведомственного и межуровневого взаимодействия.
4.2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, - это организации, для которых основным видом деятельности является реализация программ спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются спортивные школы, спортивно-адаптивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе использовать в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном Минспортом России, если иное не установлено федеральными законами.
В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться совместно с общеобразовательными организациями на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Регулирование деятельности муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении показателей эффективности их деятельности при предоставлении субсидии муниципальным образованиям края на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Учредители муниципальных и ведомственных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, осуществляют контроль за соблюдением подведомственными учреждениями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Для завершения формирования отраслевой системы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и приведения их наименований в соответствие с требованиями к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999, необходимо переименование муниципальных организаций дополнительного образования, относящихся к сфере "Физическая культура и спорт" в спортивные школы в соответствии с их основной деятельностью.
Образовательные организации дополнительного образования и другие организации вправе реализовывать программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке.
Таким образом, организации, осуществляющие спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеют возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
4.3. Совершенствование нормативного правового регулирования вопросов подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
- разработку порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов края на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
- разработку порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на адресную финансовую поддержку муниципальным спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации;
- обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных вышеуказанными порядками предоставления субсидий, за счет средств краевого бюджета;
- осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и выработку предложений по внесению изменений в законодательство края о физической культуре и спорте края, а также в иные нормативные правовые акты края;
- подготовку предложений по совершенствованию системы критериев, показателей (целевых индикаторов) и инструментов (методик) оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- подготовку предложений по совершенствованию условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4.4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
- завершение процесса внедрения профессиональных стандартов в сфере "Физическая культура и спорт" в крае;
- совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- внедрение системы государственной аттестации иных специалистов в сфере "Физическая культура и спорт";
- внедрение системы независимой оценки квалификации работников (тренеров) в сфере "Физическая культура и спорт";
- совершенствование системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
- внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов в сфере "Физическая культура и спорт";
- внедрение методов стимулирования тренеров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе, а также оказание практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании теоретических и практических знаний.
4.5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
- обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
- развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
- обеспечение мер, направленных на создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
4.6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
- определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды края;
- распространение требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта на спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки;
- использование механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта;
- использование механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки;
- совместная деятельность с министерством образования и науки края по вопросу организации деятельности краевых профильных смен физкультурно-спортивной направленности для одаренных детей в целях создания педагогическими средствами условий для достижения молодыми спортсменами максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки для достижения высоких результатов соревновательной деятельности.
4.7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
- изучение и внедрение лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
- проработку механизмов создания отраслевого врачебно-физкультурного диспансера и (или) центра спортивной медицины (при взаимодействии с органами управления здравоохранением) в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
- обеспечение внедрения информационных программ, основанных на положениях Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 19 октября 2005 г., в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов в сфере "Физическая культура и спорт" нетерпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
4.8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
- определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального до краевого уровня;
- совершенствование системы проведения региональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.
4.9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
- проведение международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
- участие в международных мероприятиях.
4.10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
- формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
- воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивных сборных команд Российской Федерации и края.
5. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции, который является ее неотъемлемой частью, позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
1 этап - 2019 - 2020 годы;
2 этап - 2021 - 2025 годы.
На 1 этапе реализации Концепции планируется:
- принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
- внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Концепции;
- увеличение до 25 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
- увеличение до 57 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
- увеличение до 46 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На 2 этапе реализации Концепции планируется:
- продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
- обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
- сохранение доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства, в размере 25 процентов;
- увеличение до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
- увеличение до 60 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с 1 этапа реализации Концепции минспортом края совместно с органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в крае будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.
Реализация Концепции позволит сформировать у населения края мотивацию к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
План
мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 10 июля 2019 г. N 570-рп)
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Итоговый документ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Нормативное правовое регулирование вопросов подготовки спортивного резерва | ||||
1. |
Мониторинг внесения изменений в законодательство Российской Федерации в сфере подготовки спортивного резерва в целях выявления необходимости приведения в соответствие с ними нормативных правовых актов края |
ежегодно II квартал года, следующего за отчетным |
министерство физической культуры и спорта края |
доклад в Министерство спорта Российской Федерации (далее также - Минспорта России) |
2. |
Разработка и утверждение порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов края на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки |
III квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края |
постановление Правительства Хабаровского края |
3. |
Разработка и утверждение порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на адресную финансовую поддержку муниципальным спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации |
III квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края |
постановление Правительства Хабаровского края |
Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва | ||||
4. |
Внедрение программ спортивной подготовки, разработанных Минспортом России, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в крае |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (по согласованию), краевое государственное автономное учреждение "Региональный центр спортивной подготовки сборных команд Хабаровского края" (далее - региональный центр спортивной подготовки) |
программы спортивной подготовки по видам спорта, разработанные на основе типовых программ спортивной подготовки |
5. |
Разработка и внедрение муниципальными учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 939 |
III квартал 2019 г. |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (по согласованию), муниципальные учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (по согласованию), региональный центр спортивной подготовки |
дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта |
6. |
Проработка вопроса возможности создания школ-интернатов спортивной направленности, в том числе совместно с общеобразовательными организациями, на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
2019 - 2021 годы |
министерство физической культуры и спорта края, министерство образования и науки края |
распоряжение Правительства Хабаровского края |
7. |
Создание условий для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в крае, в том числе по направлению "Подготовка спортивного резерва" |
2019 год |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки |
приказ министерства физической культуры и спорта края, соглашение с Минспортом России |
Формирование и развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку | ||||
8. |
Приведение наименований муниципальных организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, относящихся к сфере "Физическая культура и спорт", в соответствие с требованиями к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999 |
IV квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края, органы местного самоуправления муниципальных районов края и городских округов края (по согласованию) |
муниципальные правовые акты органов местного самоуправления |
9. |
Обеспечение деятельности отдела по координации деятельности и методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в региональном центре спортивной подготовки |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края |
информационно-аналитические материалы |
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва | ||||
10. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты края по вопросам совершенствования системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края |
приказ министерства физической культуры и спорта края |
11. |
Внедрение методов стимулирования тренеров, а также проработка вопроса совершенствования стимулирования учителей физической культуры, принимающих участие в отборе спортивно одаренных детей на спортивную подготовку |
2020 год |
министерство физической культуры и спорта края, министерство образования и науки края |
приказ министерства физической культуры и спорта края |
12. |
Проведение обучающих семинаров для специалистов краевых и муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку |
ежегодно |
министерство физической культуры и спорта края |
информационно-аналитические материалы |
13. |
Участие в разработке методических рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва |
III квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края, краевые и муниципальные учреждения, осуществляющие спортивную подготовку (по согласованию), региональный центр спортивной подготовки |
информационно-аналитические материалы |
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку | ||||
14. |
Утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и мониторинг обеспечения финансирования государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в соответствии с утвержденными нормативами затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта |
III квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (по согласованию) |
приказ министерства физической культуры и спорта края, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления |
15. |
Мониторинг уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, и мониторинг обеспечения повышения средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до средней заработной платы в крае |
III квартал 2019 г., далее - ежегодно |
министерство физической культуры и спорта края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
16. |
Обеспечение мер, направленных на создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта для организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края |
информационно-аналитические материалы |
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей | ||||
17. |
Создание в региональном центре спортивной подготовки структурного подразделения, отвечающего за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
2019 - 2020 годы |
министерство физической культуры и спорта края |
доклад в Минспорта России |
18. |
Проработка механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта |
II квартал 2020 г. |
министерство физической культуры и спорта края, министерство образования и науки края |
методические рекомендации |
19. |
Взаимодействие с министерством образования и науки края по вопросу организации деятельности краевых профильных смен физкультурно-спортивной направленности для одаренных детей в целях создания педагогическими средствами условий для достижения молодыми спортсменами максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки для достижения высоких результатов соревновательной деятельности |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края, министерство образования и науки края |
информационно-аналитические материалы |
Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения | ||||
20. |
Проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва в крае (совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Дальневосточная академия физической культуры") |
2019 - 2025 годы |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки, федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Дальневосточная академия физической культуры" (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
21. |
Участие в разработке мер, направленных на противодействие использованию юными спортсменами запрещенных допинговых средств и (или) методов |
II квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки |
информационно-аналитические материалы |
22. |
Подготовка антидопинговых материалов в виде электронного информационного бюллетеня для организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
IV квартал 2019 г. |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки |
доклад в Минспорта России |
23. |
Проработка вопроса создания отраслевого врачебно-физкультурного диспансера и (или) центра спортивной медицины в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки |
2020 год |
министерство физической культуры и спорта края, министерство здравоохранения края |
служебная записка заместителю Председателя Правительства края по социальным вопросам |
Совершенствование системы спортивных соревнований | ||||
24. |
Разработка методических рекомендаций по организации и проведению юношеских и юниорских первенств Хабаровского края, краевого этапа спартакиад и других детско-юношеских всероссийских официальных спортивных мероприятий |
II квартал 2020 г. |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки |
методические рекомендации |
Создание условий для саморазвития спортсмена и его патриотического воспитания | ||||
25. |
Выпуск информационных бюллетеней для спортивных школ по вопросам формирования у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, привычки к ведению здорового образа жизни, воспитания уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирования мотивации к росту спортивного мастерства для использования в работе тренерами и другими специалистами в области физической культуры и спорта |
III квартал 2019 г., далее - ежегодно |
министерство физической культуры и спорта края, региональный центр спортивной подготовки |
информационно-аналитические материалы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 10 июля 2019 г. N 570-рп "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Хабаровском крае до 2025 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 13 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 12 июля 2019 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 июля 2019 г.